Решение №ДМ-06/2775 Решение по делу №06-852/2014 от 4 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-852/2014

Исх. №ДМ-06/2775 от 02.03.2015 г.

Резолютивная часть объявлена «28» января 2015г.

Полный текст решения изготовлен «06» февраля 2015г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:          <…>

члены комиссии:                      <…>

                                        <…>

рассмотрев дело №06-852/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан (423600, Республика Татарстан, г. Елабуга, пр. Мира, д. 12а) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции», в части размещения информации о проведении аукционных торгов по закупке земельных участков в районах Республики Татарстан лишь в татароязычном печатном издании, что ограничивает количество потенциальных участников торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителей Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан - <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), представителя Муниципального казенного учреждения Земельно-Имузещственная Палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан – <…> (по доверенности),   

Установила:

В адрес Татарстанского УФАС России на рассмотрение поступили материалы проверки Прокуратуры РТ по факту нарушения Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан (423600, Республика Татарстан, г. Елабуга, пр. Мира, д. 12а) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции», в части размещения информации о проведении аукционных торгов по закупке земельных участков в районах Республики Татарстан лишь в татароязычном печатном издании «Алабуга нуры», что ограничивает количество потенциальных участников торгов.

В целях всестороннего и полного рассмотрения вышеуказанных материалов, Татарстанским УФАС России в адрес Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан был направлен соответствующий запрос о представлении информации.

По итогам рассмотрения материалов проверки Прокуратуры РТ, а также изучения представленных документов, Татарстанским УФАС России установлены следующие обстоятельства.

11 марта 2013 года Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан проводился открытый аукцион по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 16:18:110501:1256, 16:18:1404001:1771, 16:18:250101:189 и 16:18:060301:625 на основании Постановления Главы Елабужского муниципального района №124 от 29.01.2013 года.

Между Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района и МУП «Агентство по привлечению инвестиции и развитию территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан» был заключен договор №01 от 10.01.2013г., согласно которому МУП берет на себя обязательства по организации и проведению аукциона. Информационное сообщение о проведении данного аукциона было опубликовано в татароязычном печатном издании «Алабуга нуры» от 06.02.2013 г. №9 (12325) и на сайте www.elabugacity.ru.

То обстоятельство, что извещение о предоставлении земельных участков не опубликовано в русскоязычном периодическом печатном издании, определяемом соответственно Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, свидетельствует о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 31.12.2014 года №02/530-к было возбуждено дело №06-852/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части размещения информации о проведении аукционных торгов по закупке земельных участков в районах Республики Татарстан лишь в татароязычном печатном издании, что ограничивает количество потенциальных участников торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен в статье 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу положений статей 28, 29 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Статья 34 ЗК РФ, предусматривает обязанность органов местного самоуправления  обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 808 извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 апреля 2004 г. №161 утвержден перечень средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно данному Постановлению в Елабужском муниципальном районе закреплены 2 официальных источника: русскоязычная газета «Новая Кама» и татароязычная газета «Алабуга нуры».

Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены).

Как следует из материалов дела, содержание опубликованного извещения не соответствует требованиям законодательства РФ, поскольку не содержит требований конституционных прав граждан и юридических лиц, в части опубликования сообщения лишь в татароязычном печатном издании «Алабуга нуры».

В соответствии с ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Также в соответствии с ст. 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях.

По мнению ФАС России, выбор периодического печатного издания для размещения информации о предоставляемом имуществе, должен определяться характером имущества, кругом объективно заинтересованных в нем лиц, тиражом и способом распространения периодического издания.

В ряде субъектов Российской Федерации, обладающих суверенным статусом, помимо государственного языка Российской Федерации официальным также является язык субъекта Российской Федерации.

В связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, а также в целях увеличения круга участников за счет обеспечения доступа к информации о проведении торгов по реализации имущества для неограниченного числа лиц на всей территории Российской Федерации, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, ФАС России полагает целесообразным размещать информацию об имуществе в периодическом печатном издании, выпускающемся на русском языке, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества.

Отсутствие публикации извещения в русскоязычных СМИ о проведении торгов лишает потенциальных покупателей на равных правах возможности принять участие в торгах, препятствуя реализации цели выставления земельных участков на публичную продажу, ущемляет права и свободы неограниченного круга лиц заинтересованных в приобретении земельных участков.

Реализация права хозяйствующих субъектов на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления.

По смыслу открытого аукциона его проведение направлено на выявление наличия потенциальных претендентов на данное муниципальное имущество.

Следовательно, одним из основных условий предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.

При этом привлечение максимального количества желающих получить данный участок является выгодным условием для органов местного самоуправления.

Извещение о проведении торгов было опубликовано только в татароязычной газете. Между тем вся необходимая информация опубликовалась в газете «Алабуга нуры» и ограничивало круг лиц потенциально имеющих возможность участвовать на торгах. Извещение о предстоящих торгах требовала иного способа донесения до потенциальных участников торгов, а именно посредством опубликования ее в русскоязычных и татароязычных средствах массовой информации. Соответственно были нарушены принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могли проявить интерес и участвовать в торгах.

Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»). Не допускаются действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышению эффективности деятельности участников товарного рынка. А для достижения данных результатов необходимо, чтобы существовали  нормы, регулирующие все процессы, возникающие в связи с конкуренцией.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из вышеизложенного следует, что для обеспечения конкуренции, в данном случае при реализации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 16:18:110501:1256, 16:18:1404001:1771, 16:18:250101:189,  16:18:060301:625 в целях выявления лица, которому будут предоставлены эти земельные участки, необходимо проведение торгов, в ходе которых заявившиеся на данные торги участники будут иметь равные права для  получения в собственность выставленное на данные торги имущество. Для привлечения лиц, заинтересованных в получении земельных участков с кадастровыми номерами 16:18:110501:1256, 16:18:1404001:1771, 16:18:250101:189,  16:18:060301:625 необходимо информировать население путем публикации информационного сообщения о возможном предоставлении вышеуказанных земельных участков в установленных законодательством Российской Федерации в печатных изданиях и в официальных сайтах Российской Федерации.

Таким образом, Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан, осуществив публикацию информационного сообщения лишь в татароязычной газете, что в свою очередь нарушает конкурентный порядок определения победителя торгов, ограничил законные права неограниченного круга лиц, которые желали и (или) при наличии надлежащего информирования всеми предусмотренными законодательствами способами, могли заявить свое право на получение вышеуказанного имущества, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции».

Таким образом, комиссия приходит к выводу о наличиях в действиях Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции», в части не опубликования информационного сообщения о предстоящей продаже земельных участков с кадастровыми номерами 16:18:110501:1256, 16:18:1404001:1771, 16:18:250101:189,  16:18:060301:625 в официальном средстве массовой информации – газете «Новая Кама» что привело и (или) могло привести к ущемлению прав хозяйствующих субъектов на получение полной и достоверной информации о проводимых торгах.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что по результатам открытого аукциона по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 16:18:110501:1256, 16:18:1404001:1771, 16:18:250101:189,  16:18:060301:625 договор купли – продажи (аренды) указанных земельных участков с победителем аукциона не заключался, в связи с чем, у антимонопольного органа отсутствует необходимость выдавать ответчику по делу предписание, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

1. Признать Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части не опубликования информационного сообщения о предстоящей продаже земельных участков с кадастровыми номерами 16:18:110501:1256, 16:18:1404001:1771, 16:18:250101:189,  16:18:060301:625 в официальном средстве массовой информации – газете «Новая Кама». 

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке предусмотренной  статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны