Решение №ДМ-06/ 4326 Решение по делу Исполнительного комитета Зеленодольского МР ... от 28 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

при участии в рассмотрении дела №06-15/2015:

представителя ответчика Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ по доверенности – <…>, личность установлена паспортом,

рассмотрев дело №06-15/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (422550, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Ленина, д. 41а) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении перечня документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа от 13.08.2014г. №01/305-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

В ходе изучения постановлений Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено, что постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10.04.2013 года №744 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка.

Согласно приложению №2 к вышеуказанному Административному регламенту при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка органами местного самоуправления Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан запрашиваются документы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 26.01.2015 года №01/25-к было возбуждено дело №06-15/2015по признакам нарушения Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении перечня документов, не предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 26 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений наввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с указанным законом, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления  - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Муниципальные услуги предоставляются на основании административного регламента - нормативно правового акта, устанавливающего порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10.04.2013 г. №744 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка.

Согласно Приложению №2 для рассмотрения вопроса о разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка необходимо предоставить:

1. Копии учредительных документов юридического лица, а также копии изменений и дополнений к ним.

2. Копия паспорта (для физических лиц).

3. Копия документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальныхпредпринимателей (свидетельство о государственной регистрации юридическоголица; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).

4. Копии правоустанавливающих документов на земельный участок:

4.1. свидетельство о государственной регистрации на праве собственности;

4.2. договор аренды земельного участка со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; документ, подтверждающий государственную регистрацию соответствующего права (аренды);

4.3. решение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о формировании границ земельного участка и кадастровый план (для земельных участков под многоквартирными жилыми домами);

4.4. свидетельство о государственной регистрации права бессрочного пользования;

4.5. иные предусмотренные действующим законодательством правоустанавливающие документы.

5. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, подлежащие реконструкции.

6. Выписка из государственного земельного кадастра - Кадастровый план земельного участка по форме В1, В2, В6, выданная федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата». Форму В6 продублировать в электронном виде в формате DXF.

7. Выписки из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) на земельный участок и объекты недвижимости, выданные не более чем за 30 дней до даты подачи заявления.

8. Технический паспорт БТИ (по состоянию на дату подачи заявления) на объект недвижимости, подлежащий реконструкции.

9. Технический паспорт БТИ (по состоянию на дату подачи заявления) на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, подлежащем перспективной застройке.

10. Топографическая съемка земельного участка М1:500, откорректированная на дату подачи заявления.

11. Выписка из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданная уполномоченным органом, содержащая:

- информацию об историческом назначении объекта культурного наследия и фактическом использовании;

- наименование органа, принявшего решение о включении выявленного объекта в реестр, реквизиты этого решения;

- регистрационный номер в реестре и дату постановки на учет объекта культурного наследия.

12. Технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

13. Доверенность, оформленная надлежащим образом (в случае подачи заявки представителем заявителя).

Согласно п.  1.  ч.  1  ст.  7  Федерального закона от 27.07.2010г.  № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы,  предоставляющие муниципальные услуги,  не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий,  представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами,  регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги -  предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Градостроительный кодекс устанавливает,  что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства,  реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)  земельным участкам в случае,  если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка,  проведение процедур,  предусмотренных частями 1-16  ст.  46  ГрК РФ,  не требуется.

Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.  Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п.  17  ст.  46  ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует,  что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника,  пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа,  не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов,  за исключением тех,  которые связанны с возможностью идентификации обратившегося лица. 

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельного участка, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан самостоятельно определил список документов в Регламенте, который, по его мнению, необходим для получения градостроительного плана земельного участка, чем создал препятствия в получении бесплатной муниципальной услуги, а так же создал необходимость получения и оплаты дополнительных услуг.

Таким образом, обратившиеся с заявлением о выдаче градостроительного плана хозяйствующие субъекты несут дополнительные финансовые и временные издержки по подготовке документации, подача которой не предусмотрена действующим законодательством.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №744 от 10.04.2013 г. препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам путем отнесения расходов и сбора дополнительной документации на последних.

Такая позиция отражена в Определении Верховного суда от 09.08.2012г. №АПЛ12-449, Определении Верховного суда от 27.03.2013г. №6 – КГ12-11.

В соответствии с данными документами, согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица или юридического лица.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).  

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.     

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством  Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в принятии Постановления №744 от 10.04.2013 г., устанавливающего перечень документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальной услуги, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссии Татарстанского УФАС России была представлена информация о том, что на сегодняшний день Административный регламент предоставления муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденный Постановлением от 10.04.2013 г. №744, признан утратившим силу Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10.03.2015 №490.

В действующий Административный регламент, утвержденный Постановлением от 10.03.2015 г. №490, были внесены изменения в части устранения перечня документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении данной муниципальной услуги.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства – истребование документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальной услуги, в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, устранено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия Татарстанского УФАС России прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

         На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Татарстанского УФАС России,    

         РЕШИЛА:

  1. Признать Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан нарушившим пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрение дела №06-15/2015 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан нарушений антимонопольного законодательства.

3.      Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Связанные организации

Связанные организации не указаны