Решение №04-04/18038 Решение по делу №016/07/3-2073/2019 от 3 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/18038 от 03.12.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «Благстройдорхоз» – <…> (доверенность от 02.12.2019г. №б/н), в отсутствии заявителя <…>, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом, рассмотрев жалобу <…> (вх. №18996/ж от 22.11.2019г.) на действия заказчика АО «Благстройдорхоз» при проведении закупки №31908540096 на предмет: «поставка топлива»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме №31908540096 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru/ 20.11.2019г.

Заказчик – АО «Благстройдорхоз».

Начальная цена – 2 700 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках Акционерного Общества «Благоустройство, строительство, дорожное хозяйство», утвержденным 27.08.2019г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

1. Относительно довода заявителя о том, что заказчиком нарушен установленный законодательством срок размещения извещения.

В соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 23 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что извещение о проведении запроса предложений №31908540096 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru/ 20.11.2019г. в 00:06 часов, тогда как создано для отправки 20.11.2019 00:00 часов (представлен скриншот).

Согласно извещению о проведении запроса предложений срок окончания подачи заявок является 29.11.2019 в 08:00.

Таким образом, заказчик подписал и направил на размещение извещение о проведении закупки 20.11.2019 в 00:00 часов, следовательно, для подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме у потенциальных участников закупки было 7 полных рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Довод заявителя признан необоснованным.

2. Относительно довода заявителя о наличии разночтений в документации заказчика в части сроков поступления запросов о даче разъяснений положений документации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке

В пункте 19 информационной карты заказчиком установлены форма, порядок, срок (даты начала и окончания срока) предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке:

В течение 2 (двух) рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации, направленного на адрес электронной площадки участником закупки, уполномоченный орган размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника запроса предложений, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за 3 (три) дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений.

Срок предоставления разъяснений положений настоящего извещения осуществляется с 20 ноября 2019г. 08:00:00 (время московское) по «29» ноября 2019г. 08:00:00 (время московское). включительно, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений.

Таким образом, заказчиком установлены различные условия и сроки поступления от участников запросов разъяснений положения документации: не позднее чем за 3 (три) дня и не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, что может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение при направлении запросов.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Относительно довода заявителя о наличии разночтений в документации заказчика в части формирования начальной цены договора.

Пунктами 5 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно пункту 11 «Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене Лота)» заказчиком установлено, что начальная цена договора составляет 2 700 000 (Два миллиона семьсот тысяч) рублей БЕЗ НДС.

Данный порядок формирования цены договора установлен заказчиком в техническом задании.

Вместе с тем, пунктом 11 «Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)» информационной карты установлено, что цена договора включает в себя все расходы Поставщика, связанные с исполнением договора, в том числе стоимость работ, стоимость материалов (за исключением материалов, предоставляемых Заказчиком), транспортные расходы, расходы по уплате налогов НДС, сборов и других обязательных  платежей.

Таким образом, заказчиком указаны различный порядок формирования цены без НДС и с НДС, что может ввести участников закупки в заблуждение при подаче ценовых предложений.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу <…> (вх. №18996/ж от 22.11.2019г.) на действия заказчика АО «Благстройдорхоз» при проведении закупки №31908540096 на предмет: «поставка топлива», обоснованной в части наличия разночтений в документации заказчика в части сроков поступления запросов о даче разъяснений положений документации и формирования начальной цены договора.

Признать заказчика АО «Благстройдорхоз» нарушившим требования части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2, части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны