Решение №АР-08/13472 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-1207/2019 о нарушении законодатель... от 9 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АР-08/13472 от 09.09.2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> [должностное лицо]

 <…> [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-1207/2019 в отношении <…>, распространения рекламы с текстом: «ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ Вам должны деньги? Судебный пристав не работает? Хватит терпеть и унижаться! Доверьте свои проблемы нам!...», которая имеет признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение Отдела судебных приставов №1 города Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан (вх. №10009/ж от 25.06.2019г.) по факту распространения рекламы с текстом: «ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ Вам должны деньги? Судебный пристав не работает? Хватит терпеть и унижаться! Доверьте свои проблемы нам!...», которая имеет признаки нарушения Закона  «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с Письмом ФАС России от 29.04.2013 №АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. Управлением создан Экспертный совет при Татарстанском УФАС России на заседаниях которого дается оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

На заседании Экспертного совета при Татарстанском УФАС России членами экспертной комиссии было постановлено, что реклама с текстом: «ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ Вам должны деньги? Судебный пристав не работает? Хватит терпеть и унижаться…» подрывает репутацию ФССП России, порочит государственный орган.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

В соответствии с материалами обращения, данная реклама распространялась в районе ЗЯБ, где также находится Отдел судебных приставов №1 города Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе», недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ Вам должны деньги? Судебный пристав не работает? Хватит терпеть и унижаться! Доверьте свои проблемы нам!...» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам рекламодателя.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

С учетом изложенного, рекламное объявление с текстом следующего содержания: «ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ Вам должны деньги? Судебный пристав не работает? Хватит терпеть и унижаться! Доверьте свои проблемы нам!...» имеет признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 5, части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пункта 2 части 2 статьи 5, части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

В представленном рекламном материале указан телефонный номер <...> (937) 582 04 94. В соответствии с ответом ПАО «Мегафон», номер <...> (937) 582 04 94 принадлежит <…>.

В адрес Управления поступил ответ на определение о возбуждение <…>, который пояснил, что является бывшим сотрудником ОСП №1 г. Набережные Челны УФССП по РТ. С недавнего времени занимается юридической практикующей деятельностью по сопровождению исполнительного производства. С этой целью был заключен договор на изготовление и единичную раздачу промоутерами в г. Набережные Челны рекламы, указанной в определении.

Комиссия не согласилась с доводами <…> о том, что реклама не подрывает репутацию ФССП по обстоятельствам, указанным в настоящем решении.

<…> в пояснении указал, что лишь определил общую тему рекламной листовки, в дальнейшем как и где изготавливались, распространялись данные рекламные листовки ему не известно.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Однако, согласно письменному пояснению, <…> не имеет возможность предоставить запрошенные в определении копии договоров на изготовление рекламных материалов, актов выполненных работ, счетов на оплату и других материалов в связи с их утерей.

Таким образом ответственность несет рекламодатель, т.е. <…>.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу <…> с текстом: «ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ Вам должны деньги? Судебный пристав не работает? Хватит терпеть и унижаться! Доверьте свои проблемы нам!...»,  нарушающей требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Предписание об устранении нарушения части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» не выдавать, в связи с единичным распространением рекламы.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны