Решение №04-04/19159 Решение по делу №016/06/30-2222/2019 о нарушении законодател... от 25 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/19159 от 25.12.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей Уполномоченного органа - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА – <…> (доверенность от 09.01.2019 г.), в отсутствии представителей Заявителя ООО «Стройресурс», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «Стройресурс» (вх. 20280/ж от 13.12.2019г.) на действия уполномоченного органа - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, заказчика - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГОРОДА КУКМОР КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА при проведении закупки № 0111300036819000220 на предмет: Выполнение работ по содержанию г.Кукмор Кукморского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона №0111300036819000220 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 06.12.2019 г.

Начальная (максимальная) цена контракта– 23 997 905,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия уполномоченного органа, заказчика, и позиции уполномоченного органа, заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

1. Относительно довода заявителя о неправомерном установлении Заказчиком ограничения к участникам закупки (участником закупки должны быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).

Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:

1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;

3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;

4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;

6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно извещению о проведении аукциона, начальная (максимальная) цена контракта составляет - 23 997 905,00 руб., то есть превышает порог в 20 (двадцать) миллионов рублей, установленный пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, следовательно, закупка должна быть проведена не только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

2. Относительно довода заявителя ООО «СТРОЙРЕСУРС» об установлении Заказчиком в проекте контракта условия, противоречащего действующему законодательству.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:

- об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Заказчиком в пункте 2.11 контракта указано следующее:

- в случае если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта.

Заказчиком установлено условие в пункте 2.11 контракта не соответствующее действующему законодательству, а именно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: правила описания объекта закупки: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.

Объединение в один лот различных работ, относящихся к разным сферам, обладающих индивидуальными, различными потребительскими и функциональными свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в оказании услуг, связанных с содержанием дорог.

Комиссия Татарстанского УФАС России, проанализировав локальный ресурсный сметный расчет, установила, что участник закупки должен будет выполнить в том числе следующие виды работ:

№ пп

Обоснование

Наименование

Ед. изм.

 
 
 

Раздел 1. Содержание дорог, тротуаров и площадей

 

1

ГЭСНс01-02-001-01

Механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами: мощностью от 210 до 270 л.с. без увлажнения

10000 м2

 

 

 

Затраты труда машинистов

чел.-ч

 

 

1. 91.13.01-035

Машины дорожные комбинированные, мощность: от 210 до 270 л.с.

маш.час

 

2

ГЭСНс01-02-001-02

Механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами: мощностью от 210 до 270 л.с. с увлажнением

10000 м2

 

 

 

Затраты труда машинистов

чел.-ч

 

 

1. 91.13.01-035

Машины дорожные комбинированные, мощность: от 210 до 270 л.с.

маш.час

 

 

2. 01.7.03.01-0001

Вода

м3

 

3

ГЭСНс01-02-002-01

Уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги

1 км прохода

 

 

 

Дорожный рабочий 2 разряда (ср 2)

чел.-ч

 

 

 

Затраты труда машинистов

чел.-ч

 

 

1. 91.13.01-035

Машины дорожные комбинированные, мощность: от 210 до 270 л.с.

маш.час

 

4

ГЭСНс01-04-016-01

Очистка: автобусных остановок, площадок отдыха и стоянок автомобилей от грязи, пыли и мусора вручную

1000 м2

 

 

 

Дорожный рабочий 2 разряда (ср 2)

чел.-ч

 

З

 

Затраты труда машинистов

чел.час

 

З

1. 91.13.01-032

Машины дорожной службы (машина дорожного мастера)

маш.час

 

Содержание фонтана.

 

58

ГЭСН09-04-002-01
Приказ Минстроя России от 30.12.2016 №1038/пр

Демонтаж кровельного покрытия: из профилированного листа при высоте здания до 25 м
(МДС36 п.3.3.1. Демонтаж (разборка) металлических конструкций ОЗП=0.7; ЭМ=0.7 к расх.; ЗПМ=0.7; МАТ=0 к расх.; ТЗ=0.7; ТЗМ=0.7)

100 м2

 

 

 

Затраты труда рабочих (ср 3.2)

чел.-ч

 

 

 

Затраты труда машинистов

чел.-ч

 

 

1. 91.05.05-014

Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 10 т

маш.час

 

 

2. 91.14.02-001

Автомобили бортовые, грузоподъемность: до 5 т

маш.час

 

59

ГЭСНм08-03-482-01
Приказ Минстроя России от 30.12.2016 №1038/пр

Установка электрической машины переменного или постоянного тока, фланцевой с горизонтальным или вертикальным валом, поступающей в собранном виде, масса: до 0,05 т (монтаж насоса).

шт

 

 

 

Затраты труда рабочих (ср 4.2)

чел.-ч

 

 

 

Затраты труда машинистов

чел.-ч

 

 

1. 91.05.05-014

Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 10 т

маш.час

 

 

2. 91.14.02-001

Автомобили бортовые, грузоподъемность: до 5 т

маш.час

 

 

3. 11.1.03.05-0085

Доски необрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, все ширины, толщиной 44 мм и более, III сорта

м3

 

60

01.7.03.01-0001

Вода водопроводная

м3

 

61

ГЭСНм08-03-482-01
Приказ Минстроя России от 30.12.2016 №1038/пр

Демонтаж электрической машины переменного или постоянного тока, фланцевой с горизонтальным или вертикальным валом, поступающей в собранном виде, масса: до 0,05 т (демонтаж насоса)
(МДС37 п.3.2.1. Демонтаж оборудования, которое подлежит дальнейшему использованию, со снятием с места установки, необходимой (частичной) разборкой и консервированием с целью длительного или кратковременного хранения ОЗП=0.7; ЭМ=0.7 к расх.; ЗПМ=0.7; МАТ=0 к расх.; ТЗ=0.7; ТЗМ=0.7)

шт

 
         

 

 

Согласно извещению о проведении закупки предметом закупки является Выполнение работ по содержанию г.Кукмор Кукморского муниципального района.

Заказчик необоснованно укрупнил лот функционально не связанных и не схожих между собой работ (содержание дорог, содержание фонтана, в том числе демонтаж кровельного покрытия), что могло при.вести к ограничению конкуренции.

Согласно протоколу проведения торгов от 18.12.2019 г., в торгах принимали участие 2 участника, предложившие одинаковую цену – 23 877 915,47 руб. (сумма снижения от начальной (максимальной) цены контракта составила 119 989, 6 рублей или 0,5%).

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно укрупнил лот по работам функционально не связанных и не схожих между собой, что привело к ограничению конкуренции и нарушению требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»  установлены дополнительные требования у участникам закупок по выполнению работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно:

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Начальная максимальная цена контракта составляет 516 253 399,40 рублей.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что извещение о проведении закупки и аукционная документация не содержат дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением №99.

Таким образом, уполномоченным органом, заказчиком нарушены требования части 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения победителя, Комиссия Татарстанского УФАС России решила выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Стройресурс» (вх. 20280/ж от 13.12.2019г.) на действия уполномоченного органа - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, заказчика - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГОРОДА КУКМОР КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА при проведении закупки № 0111300036819000220 на предмет: Выполнение работ по содержанию г.Кукмор Кукморского муниципального района обоснованной.

Признать уполномоченный орган - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, заказчика - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГОРОДА КУКМОР КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА нарушившими требования части 1 статьи 30, части 2 статьи 31, части 13 статьи 34, части 5 статьи 63, части 1, 3 статьи 64 с отсылочной нормой на часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Выдать уполномоченному органу - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, заказчику - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГОРОДА КУКМОР КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны