Решение №04-04/5193 Решение по делу №016/07/3-734/2023 от 25 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/5193 от 23.05.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика МУП города Казани «Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства «Горводзеленхоз» (МУП ТРЕСТ «ГОРВОДЗЕЛЕНХОЗ») – <…> – [должностное лицо] (доверенность №952 от 15.05.2023 г.), <…> – [должностное лицо] (слушатель), в присутствии представителя заявителя ООО «Архитектурно-проектное бюро «Свет» (ООО «АПБ «Свет») – <…> – [должностное лицо] (генеральный директор общества согласно Приказу №1 от 01.02.2023 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Архитектурно-проектное бюро «Свет» (ООО «АПБ «Свет») (вх. № 4721/ж от 11.05.2023 г.) на действия заказчика Муниципальное унитарное предприятие города Казани «Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства «Горводзеленхоз» (МУП ТРЕСТ «ГОРВОДЗЕЛЕНХОЗ») при проведении закупки №32312255955 на предмет: «Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «База механизации и тепличное хозяйство трест «Горводзеленхоз» по ул. Даурская в г.Казани»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, №32312255955 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 02.02.2023 года.

Начальная (максимальная) цена договора – 35 812 669,25 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявка заявителя отклонена заказчиком неправомерно.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг Муниципального унитарного предприятия города Казани «Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства «Горводзеленхоз» в редакции от 15.03.2023г. (далее – Положение). 

Порядок проведения открытого аукциона предусмотрен заказчиком в главе 5.6 Положения.

Согласно пункту 5.6.3 Положения В извещении о проведении аукциона, документации об аукционе организатор закупок указывает соответствующие сведения, предусмотренные пунктом 3.5 Положения.

В соответствии с пунктом 3.5.3 Положения в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам конкурентной закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом конкурентной закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства.

В пункте 12 информационной карты заказчиком указан перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (ч.19.1 ст.3.4 Закона №223-ФЗ, п.5.6.7 Положения).

При этом, в техническом задании (приложение 1) заказчик установил перечень основных требований, в том числе, состав проекта (Проект выполнить в две стадии: «Проектная документация» и «Рабочая документация». Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов выполнить в соответствии с Градостроительным кодексом, «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, и другими действующими нормативными техническими требованиями), сроки проектирования, перечень и основные показатели объектов и т.д.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с извещением о проведении аукциона объектом закупки являются проектные и изыскательские работы.

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (далее в целях настоящей статьи - уровень ответственности члена саморегулируемой организации) составляет:

1) пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации составляет триста миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации) (часть 10 статьи 55.16 ГрК РФ).

В соответствии с новым протоколом рассмотрения вторых частей заявок №32312255955-05 от 02.05.2023г. заказчик отклонил заявку заявителя, так как в составе заявки участником была представлена копия выписки из реестра членов СРО с первым уровнем ответственности (25 млн. руб.) по обязательствам договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, тогда как ценовое предложение заявителя составляет 32 589 528,95 руб.

Согласно позиции заявителя, заказчик неправомерно отменил протокол работы конкурсной комиссии по итогом рассмотрения вторых частей заявок №32312255955-03 от 27.04.2023г. и итоговый протокол №32312255955-04 от 27.04.2023г., в соответствии с которыми победителем был признан ООО «АПБ «Свет» с ценовым предложением 32 589 528,95 руб.

По мнению заявителя, заказчик отнесся недобросовестно к рассмотрению вторых частей заявок при проверке документов на соответствие требованиям, установленным извещением о проведении аукциона.

Кроме того, заявитель полагает, что в процессе заключения договора с победителем, общество планировало организовать работу по получению второго уровня ответственности членства СРО для возможности заключить договор по итогам закупки с суммой более 25 млн. руб.

В ходе рассмотрения жалобы заказчик пояснил, что 27.04.2023г. заказчиком ошибочно был размещен протокол рассмотрения вторых частей заявок, согласно которому победителем закупки был признан участник с идентификационным номером 412444 ООО «АПБ «Свет», с лучшим предложением о цене в 32 589 528,95 руб.

Вместе с тем, обнаружив допущенную ошибку, заказчиком принято решение об отмене протокола от 27.04.2023г. и опубликовании нового протокола (от 02.05.2023г.), в соответствии с которым заявки заявителя, а также участника ООО «Консоль» отклонены заказчиком, т.к. в составе заявок участниками были представлены копии выписок из реестра членов СРО с первым уровнем ответственности (25 млн. руб.) по обязательствам договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при этом цена, предложенная участниками закупки, превышает установленную сумму.

Также Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что довод заявителя о возможности оформления заявителем второго уровня ответственности после заключения государственного контракта является несостоятельным ввиду того, что соответствие установленным требованиям необходимо подтверждать на этапе подачи и рассмотрения заявок на участие в закупке.

Заявитель является профессиональным участником рынка оказания услуг в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях (основной вид деятельности общества согласно выписке из ЕГРЮЛ), соответственно, ООО «АПБ «Свет» обладает информацией относительно уровней ответственности в соответствии со статьей 55.16 ГрК РФ. В составе заявки заявителем направлена выписка из реестра членов СРО с первым уровнем ответственности.

Кроме того, заказчик пояснил, что по состоянию на 16.05.2023г. у заявителя, согласно сведениям, размещенным в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах по-прежнему первый уровень ответственности. Следовательно, выполнение работ по предмету рассматриваемой закупки было бы произведено с нарушениями норм Градостроительного кодекса РФ.

При этом, принимая во внимание, что закупка №32312255955 признана несостоявшейся, заказчик 16.05.2023г. разместил новую закупку №32312385911 на предмет «Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «База механизации и тепличное хозяйство трест «Горводзеленхоз» по ул. Даурская в г.Казани», и заявитель не ограничен в возможности участия в новой закупке с учетом надлежащего уровня ответственности СРО.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Архитектурно-проектное бюро «Свет» (ООО «АПБ «Свет») (вх. № 4721/ж от 11.05.2023г.) на действия заказчика Муниципальное унитарное предприятие города Казани «Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства «Горводзеленхоз» (МУП ТРЕСТ «ГОРВОДЗЕЛЕНХОЗ») при проведении закупки №32312255955 на предмет: «Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «База механизации и тепличное хозяйство трест «Горводзеленхоз» по ул. Даурская в г.Казани» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны