Решение №04-04/6634 Решение по делу №016/07/3-907/2023 от 29 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/6634 от 29.06.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Сетевая компания» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №119-13/366 от 09.02.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119-13/317 от 15.01.2021 г.), в отсутствие представителей заявителя ООО «Казань-Шинторг», о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Казань-Шинторг» (вх. №6119/ж от 16.06.2023 г.) на действия заказчика АО «Сетевая компания» при проведении закупки №32312368572 на предмет: «2023/2-12 Поставка автошин для спецтехники»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки в форме Предложения делать оферты в электронной форме №32312368572 на предмет: «2023/2-12 Поставка автошин для спецтехники» размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 10.05.2023г.

Заказчик – АО «Сетевая компания».

Начальная (максимальная) цена договора – 6 232 800,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявка заявителя отклонена заказчиком неправомерно и необоснованно.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке АО «Сетевая компания» (далее – Положение) в редакции с изменениями, утвержденными Советом директоров АО «Сетевая компания» 27 октября 2022г. (версия 18 от 07.11.2022г.).

Согласно Положению заказчика предложение делать оферты (ПДО) – конкурентный способ закупки, проводимый иными способами, и соответствующий требованиям части 3 Федерального закона 223-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3.1.2. Положения, Конкурентные закупки, проводимые иными способами: 1) Предложение делать оферты.

Пунктом 4.7.6 Положения установлено, что в случае если в составе заявки представляются документы, выданные органами исполнительной власти (например: уведомления, справки, и др.), информация о передаче документов в органы исполнительной власти или о приемке документов органами исполнительной власти (например: отметка налоговой службы о приемке/регистрации документа, подтверждение сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, и др.), документы иных юридических и/или физических лиц (договоры, соглашения, деловая переписка, сертификаты об обучении, справки, и др.), такие документы и информация должны быть представлены одним из следующих способов:

 1) документ, первоисточник которого сформирован в бумажной форме, - в формате электронного образа документа (PDF, JPG, TIFF, и др.), то есть документа, преобразованного в электронную форму путем сканирования бумажного носителя с сохранением реквизитов и аутентичных признаков подлинности (должен содержать графическую подпись лица, печать (при наличии)); сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно[1]белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм); сканирование в режиме полной цветопередачи осуществляется при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста, графическая обработка или корректировка после снятия копии не допускаются;

2) документ, первоисточник которого сформирован в форме электронного документа, - в виде совокупности электронных данных, содержащих одновременно следующие файлы: файл подписанного электронного документа (возможные форматы: XML, PDF, DOC, и др.) и файл электронной подписи, которой подписан представляемый электронный документ (возможные форматы: P7S, SIGN, SIG, SGN и др.); либо в формате одного электронного документа, когда подписанный электронный документ содержит присоединенную или встроенную электронную подпись. При этом не допускаются корректировка электронного документа (электронная подпись становится недействительной), а также распечатывание и сканирование электронного документа (электронная подпись пропадает).

В пункте 4.7.8 Положения заказчиком указаны случаи отклонения заявок на участие в закупке, в том числе, заявка отклоняется в случае несоответствия документов требованиям действующего законодательства по форме и (или) содержанию, несоответствия заявки требованиям документации о закупке, извещения об осуществлении закупки, в том числе по составу, содержанию, форме, порядку предоставления сведений и документов (подпункт б пункта 4.7.8 Положения).

Также в пункте 2.9.3 документации заказчиком установлены случаи отклонения заявок участников.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2.8.4. документации о закупке документы, представляемые участниками закупочной процедуры в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки. Электронная подпись должна быть действительной на дату подачи заявки.

Согласно подп. в) п. 3.2.1. документации о закупке заявка должна содержать следующие документы:

 

Документы

ЮЛ

ИП

ФЛ

1.

Копия учредительного документа (устав/учредительный договор/иной документ) в действующей редакции со всеми изменениями с отметкой о его государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, с приложением уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях

+

-

-

2.

Копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки (доверенность), за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) физическим лицом, если участником такой закупки является физическое лицо;

в) самозанятым, если участником такой закупки является физическое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога на профессиональный доход;

г) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, если участником такой закупки является юридическое лицо

+

+

+

3.

Копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявку, совместно с согласием на предоставление и обработку персональных данных, составленным по ФОРМЕ 12

+

+

+

4.

Копия документа, подтверждающего фактическое местонахождение участника конкурентной закупки (право собственности либо право пользования помещением)

+

+

-

5.

Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданная налоговым органом не ранее чем за 20 дней ДО даты опубликования (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО) извещения об осуществлении закупки, подтверждающая отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным платежам на момент проведения закупочных процедур, содержащая реквизиты выдавшего справку налогового органа: печать, оттиск, иное (представляется в соответствии с требованиями п.2.8.5 документации о закупке)

+

+

-

6.

Только для самозанятых ФЛ: Справка о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход (КНД 1122036)

-

-

+

 

В соответствии с итоговым протоколом №№ 2023/2-12/4 от 07.06.2023г. заявка заявителя признана заказчиком несоответствующей требованиям документации о закупке и отклонена по следующим основаниям:

«Документы заявки не соответствуют требованиям документации о закупке: - налоговая справка не соответствует п.2.8.5(б) документации о закупке (отсутствует файл отсоединенной электронной подписи налоговой службы, т.к. документ не содержит присоединенную или встроенную электронную подпись). Заявка отклонена в

соответствии с п.2.9.3(б) документации о закупке».

Согласно изложенной позиции в жалобе справка была предоставлена и содержала информацию об отсутствии задолженности.  Документ был получен с помощью сервиса АО «ПФ «СКБ Контур» и предоставлен в исходном виде без каких-либо изменений. Документ содержал информацию о способе получения и реквизитах подписей.

Проанализировав заявку заявителя, а также изучив требования документации и представленные заказчиком документы и пояснения, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как было установлено ранее, в пункте 5 раздела «Документы, подтверждающие соответствие участника установленным требованиям» документации (п.3.2.1(в)5) Заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки Справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданная налоговым органом не ранее чем за 20 дней ДО даты опубликования (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО) извещения об осуществлении закупки, подтверждающая отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным платежам на момент проведения закупочных процедур, содержащая реквизиты выдавшего справку налогового органа: печать, оттиск, иное (представляется в соответствии с требованиями п.2.8.5 документации о закупке).

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» допускается подписание одной электронной подписью пакета электронных документов. При этом, в данной норме закона указано, что исключением являются случаи, когда в состав пакета электронных документов лицом, подписавшим пакет, включены электронные документы, созданные иными лицами. В этих случаях электронный документ, входящий в пакет, считается подписанным лицом, первоначально создавшим такой электронный документ, тем видом электронной подписи, которым этот документ был подписан при создании, вне зависимости от того, каким видом электронной подписи подписан пакет электронных документов.

Усиленная квалифицированная электронная подпись используется для защиты и подтверждения подлинности электронных документов.

В составе заявки заявителем была представлена справка налогового органа № 62913, полученная с помощью АО «ПФ «СКБ Контур» и содержащая информацию о способе получения и реквизитах подписей ЭЦП.  Документ был оформлен заявителем в pdf-формате одним документом. Также в заявке имелся файл pdf.sig, о подписании документа Справка об исполнении обязанности ЭЦП заявителя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 06.04.2011г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», при проверке электронной подписи средства электронной подписи должны (далее - ЭП):

1) показывать самостоятельно или с использованием программных, программноаппаратных и технических средств, необходимых для отображения информации, подписанной с использованием указанных средств, содержание электронного документа, подписанного электронной подписью, включая визуализацию данной электронной подписи, содержащую информацию о том, что такой документ подписан электронной подписью, а также о номере, владельце и периоде действия сертификата ключа проверки электронной подписи;

2) показывать информацию о внесении изменений в подписанный электронной подписью электронный документ;

3) указывать на лицо, с использованием ключа электронной подписи которого подписаны электронные документы.

Исходя из изложенного, для создания и проверки ЭП должны использоваться средства ЭП, которые помимо прочего позволяют создать ЭП в формате, обеспечивающем возможность ее проверки всеми средствами ЭП.

Кроме того, согласно части 8 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.07.2014 года № ММВ-7-8/378®, справка, представляемая заявителю в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП), формируется в электронной форме, подписывается КЭП, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

Однако представленная Заявителем справка из налогового органа не содержит ни встроенную, ни отсоединенную электронную подпись лица, которое подписало электронный документ (представителя ИФНС).

Представленная заявителем налоговая справка подписана электронной подписью заявителя, а не подписью ИФНС, что не отвечает требованиям документации заказчика о закупке.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений законодательства в действиях заказчика при рассмотрении и отклонении заявки заявителя.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Казань-Шинторг» (вх. №6119/ж от 16.06.2023 г.) на действия заказчика АО «Сетевая компания» при проведении закупки №32312368572 на предмет: «2023/2-12 Поставка автошин для спецтехники» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны