Определение №ВЧ-08/2201 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №016/05/5-266/2023 по признак... от 10 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/2201 от 10.03.2023 г.

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – [должностное лицо] – заместитель руководителя, рассмотрев материалы дела в отношении ООО «Юридические Решения» и ООО «ФЦБ» по факту распространения рекламы на телеканале «Россия-1» (в зоне вещания г. Казани) 31.01.2023 г. рекламы услуг по списанию долгов с текстом: «по Федеральному Закону раз в 5 лет Вы можете списать кредитные долги. Узнайте подробности по телефону 216-80-00», что имеет признаки нарушения части 3 статьи 5, пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения государственного надзора Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан 31.01.2023г. установлен факт распространения рекламы на телеканале «Россия-1» (в зоне вещания г. Казани) рекламы услуг по списанию долгов с текстом: «по Федеральному Закону раз в 5 лет Вы можете списать кредитные долги. Узнайте подробности по телефону 216-80-00».

Скриншоты рекламного ролика приведены ниже:

«…»

Согласно сведениям из верхней части рекламного ролика, указана организация ООО «Федеральный центр банкротства» (далее- ООО «ФЦБ»).

Исходя из открытой информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ООО «ФЦБ»- ОГРН 1203100016580, ИНН 3123474101, КПП 312301001.

Также, согласно информации из общедоступной сети Интернет, а именно- исходя из информации, размещенной на сайтах https://xn--90a1bg.xn--p1ai/ и https://xn--90a1bg.com/, офис компании в городе Казани расположен по адресу ул. Николая Ершова, д. 18, оф. 301.

Фотоизображение скриншота сайта представлено ниже.

«…»

Управлением было направлено письмо об оказании содействия в адрес ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (Россия-1) (далее- телеканал, ФГУП «ВГТРК»).

Согласно ответу ФГУП «ВГТРК», по информации, полученной от ООО «Национальный рекламный альянс» (далее- ООО «НРА»), ООО «НРА», действующее в качестве Агента ВГТРК, заключило с заказчиком- ООО «Юридические Решения» (ИНН: 1655458548, юридический адрес: 420061, РТ, г. Казань, ул. Николая Ершова, зд.18, оф. 301) Договор №РНРА-210615-0002КЗН от 15.06.2021г., в рамках которого осуществлялось размещение региональной рекламы финансового бренда «ФЦБ», в том числе рекламного ролика под условным наименованием ФЦБ_1(216-80-00) (версия «имидж 16x9», хронометражем 10 секунд).

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Информация со сведениями: «по Федеральному Закону раз в 5 лет Вы можете списать кредитные долги. Узнайте подробности по телефону 216-80-00» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам ООО «Юридические Решения».

Объектом рекламирования являются услуги по списанию долгов.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из законодательства о банкротстве следует, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом, то есть юристы не имеют полномочий на списание долгов. В деле о банкротстве судом утверждается арбитражный управляющий (финансовый управляющий), участие которого в деле о банкротстве граждан является обязательным. После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. При этом существует перечень обязательств, освобождение от которых невозможно (ч. 4, 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина, и выявленное и приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу (исключение – имущество, на которое нельзя обратить взыскание).

С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку реклама создает впечатление о том, что процедуру банкротства проводят юристы и сама процедура не влечет для гражданина никаких последствий.

Исходя из рекламы невозможно установить характер рекламируемых услуг, порядок списания долгов.

Также согласно части 1 статьи 213.30 Закона «О банкротстве» в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

Согласно части 2 статьи 213.30 Закона «О банкротстве» в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 Закона «О банкротстве», не применяется. Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Важным является то, как воспринимается потребителями рекламная информация. Рассматриваемая реклама подается исключительно в позитивном контексте, в связи с чем такая реклама позиционируется как беспроблемное освобождение от долгов без указания на последствия процедуры банкротства.

Реклама создает впечатление, что гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий. Кроме того, из текста рекламы следует, что гражданину гарантировано освобождение от долгов, в то время, как указано выше, решающее значение имеет суд.

В совокупности с текстом самого рекламного объявления, включая тот позитивный контекст, в котором оно подается, в отсутствие существенной информации об условиях и последствиях введения процедуры банкротства в отношении физических лиц, свидетельствует об искажении смысла информации и введении в заблуждение потребителей рекламы.

Лицу, имеющему намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами, должна предоставляться возможность для объективной оценки условий оказываемой услуги. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей.

Введение потребителей в заблуждение в рассматриваемом случае заключается в создании у них ложного впечатления о беспроблемном списании долгов в случае признания гражданина банкротом, при одновременном умолчании информации об установленных Законом о банкротстве ограничениях и возможных последствиях.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами. Указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами, недопустимо как в форме прямого указания, так и посредством использования различных символов, образов и прочих объектов, которые будут эксплуатировать авторитет власти. Смысловое значение указанного графического изображения рекламы (использование фразы «по федеральному закону», «Федеральный центр банкротства») воспринимается потребителями рекламы как одобрение объекта рекламирования со стороны государственных органов и создавать впечатление того, что качество рекламируемых услуг определяется наличием одобрения органов государственной власти.

Под фразой «по Федеральному Закону раз в 5 лет Вы можете списать кредитные долги…» понимается оказание юридической защиты прав граждан перед кредиторами.

Вместе с тем, потребитель рекламы вводится в заблуждение тем, что данная Программа поддерживается государством, формируя у потребителя ошибочное представление относительно услуги, а именно: наличие Федерального закона, основываясь на который можно без последствий списать долги по кредитам, что не соответствует действительности.

Таким образом, использование формулировки: «по Федеральному Закону раз в 5 лет Вы можете списать кредитные долги…» в ролике с наименованием «Федерального центра банкротства» в тексте рекламы искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно самой оказываемой услуги, которая одобряется органами государственной власти.

Согласно статьей 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 5, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Юридические Решения» (ИНН: 1655458548), ООО «ФЦБ» (ИНН 3123474101).

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 19, 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу № 016/05/5-266/2023 по признакам нарушения части 3 статьи 5, части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Признать лицом, участвующим в деле:

            - лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе- ООО «Юридические Решения», ООО «ФЦБ».

Назначить дело №016/05/5-266/2023 к рассмотрению на 05 апреля 2023 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

6. ООО «Юридические Решения», ООО «ФЦБ» в срок до 03.04.2023 года (включительно) необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: to16@fas.gov.ru, с дублированием на to16-«…»@fas.gov.ru) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:

1) информацию о видах деятельности, фактических осуществляемых обществом в период с 2021 года по настоящее время, в том числе на рынке, связанного с финансовыми услугами;

2) копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;

3) информацию на территории каких субъектов РФ распространялась реклама с текстом: «по Федеральному Закону раз в 5 лет Вы можете списать кредитные долги. Узнайте подробности по телефону 216-80-00»;

4) информацию, что подразумевается под информацией с текстом «по Федеральному Закону раз в 5 лет Вы можете списать кредитные долги…»;

5) сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;

6) паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), утвердившем рекламный макет;

7) сведения о лице, фактически оказывающего рекламируемую услугу;

8) письменные пояснения, какие услуги рекламируются с текстом «по Федеральному Закону раз в 5 лет Вы можете списать кредитные долги. Узнайте подробности по телефону 216-80-00» (с приложением подтверждающих документов);

9) письменные пояснения с указанием поэтапного порядка списания долгов в соответствии с рассматриваемой рекламой;

10) подробные условия проведения вышеуказанной акции;

11) письменные пояснения, по обстоятельствам, указанным в определении;

12) иные документы и сведения, имеющие значение для дела.

В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка представителя обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2936565323/conference.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны