Решение №АЯ-04/7372 решение по делу по делу №016/07/3-988/2023 от 19 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/7372 от 19.07.2023 г.

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо],

Членов Комиссии:

<…> – [должностное лицо],

 

<…> – [должностное лицо],

в отсутствие представителей заказчика МУП г.Казани «ПАТП №2» (заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие), в присутствии представителя заявителя ООО «Здоровье малыша» - <…> – [должностное лицо], рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Здоровье малыша» (вх.№6912/ж от 06.07.2023г.) на действия МУП "ПАТП №2" при проведении закупки №32312478781 на предмет: «Оказание медицинских услуг»,

У С Т А Н О В И Л А:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32312478781 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 09.06.2023г.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 075 309,79 рублей.

Способ размещения закупки - Запрос котировок в электронной форме.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Единым Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального Унитарного Предприятия г.Казани "Пассажирское Автотранспортное Предприятие №2" (далее – Положение о закупке), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно довода заявителя о необоснованном отклонении заявки.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок 32312478781-01 от 27.06.2023 заявка заявителя подлежала отклонению по следующему основанию:

«на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП «ПАТП-2» п.п.5.8.14), п.1.4 Документации: заявка не соответствует значениям, установленным в документации о запросе котировок, а именно:

Техническое задание:

- наличие круглосуточного стационара и дневного стационара по терапии, неврологии, хирургии, колопроктологии, оториноларингологии, психотерапии согласно лицензии на медицинскую деятельность;

- по клиническому осмотру хирурга, при выявлении геммороидальных узлов консультация проктолога;

- при выявленных патологиях осмотр и консультация колопроктолога, проведение толстокишечной эндоскопии с наркозом.

Предложение о поставке услуги:

отсутствие круглосуточного стационара и дневного стационара по терапии, неврологии, хирургии, колопроктологии, оториноларингологии, психотерапии согласно приложенной лицензии на медицинскую деятельность;

отсутствие колопроктологии согласно приложенной лицензии на медицинскую деятельность».

В техническом задании Заказчиком были установлены одни из следующих требований к оказываемым услугам:

«- наличие лицензии на медицинскую деятельность по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров и экспертизу профессиональной пригодности;

- наличие лицензии на медицинскую деятельность по каждому виду указанных работ;

- соответствие врачей специалистов, входящих в состав врачебной комиссии квалификационным требованиям согласно приказа Министерства Здравоохранения РФ от 8 октября 2015 года N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки», приказа Министерство труда и социальной защиты РФ и Министерства Здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 года N 988н/1420н Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;

- территориальный момент не более 2 км от местонахождения заказчика г.Казань, ул.Крылова, д.3;

- график работы по проведению медицинских осмотров, 6 дней в неделю (кроме вс.);

- время проведения медицинского осмотра согласно графику

День недели

Количество

Время проведения

1

Понедельник вторник, четверг

3

с 8.00 до 12.00

2

Среда, пятница

2

с 4.00 до 7.00

3

Суббота

2

с 8.00 до 12.00

 

- наличие круглосуточного стационара и дневного стационара по терапии, неврологии, хирургии, колопроктологии, оториноларингологии, психотерапии согласно лицензии на медицинскую деятельность;

- по клиническому осмотру хирурга, при выявлении геммороидальных узлов консультация проктолога;

- при выявленных патологиях осмотр и консультация колонопроктолога, проведение толстокишечной эндоскопии с наркозом.

Приложить скан. копию вышеуказанной лицензии с приложениями».

            В требованиях к составу заявки на участие в запросе котировок были установлены следующие требования:

1.4. Заявка на участие в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения.

 Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:

1 Часть (к заполнению форма 1):

1) согласие участника запроса котировок в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме (такое согласие может быть дано с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара (услуг, работ), соответствующие значениям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме в случае отсутствия в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

3) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого запроса котировок в электронной форме, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

4) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением о запросе котировок в электронной форме.

5) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый договор является крупной сделкой;

6) документы, подтверждающие право участника запроса котировок в электронной форме на получение преимуществ, в случае установления таковых извещением о проведении запроса котировок в электронной форме;

7) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в рамках реализации национального режима при проведении закупок, предусмотренного настоящим Положением, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

На основании вышеизложенного, заказчиком в документации не установлено прямого требования о предоставлении медицинской лицензии, а также документов, подтверждающих необходимое месторасположение участника в составе заявки на этапе ее подачи в ходе проведения торговой процедуры.

Комиссия отмечает, что отражение требования о необходимом месте нахождения участника и наличии соответствующей медицинской лицензии указывает лишь о необходимости соответствия таким условиям, что в последующем устанавливается и подтверждается предоставлением соответствующих документов уже при исполнении договора на этапе его заключения.

Кроме того, условиями извещения не было установлено запрета на оказание услуг исполнителем лично. Следовательно, указанное также предусматривает возможность привлечения к исполнению договора субподрядчика, имеющего соответствующую медицинскую лицензию, и располагающегося по необходимому месту нахождения.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Заказчиком были нарушены требования пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

При этом, в ходе анализа сведений в ЕИС Комиссией было установлено, что по результатам проведения закупочной процедуры Заказчиком были размещены сведения о заключении договора.

С учетом изложенного, у Комиссии не имеется оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка может быть недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Татарстанское УФАС России рекомендует заявителю обратиться в суд с исковым заявлением для обжалования действий Заказчика в судебном порядке, в том числе, в части признания состоявшихся торгов недействительными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу заявителя ООО «Здоровье малыша» (вх.№6912/ж от 06.07.2023г.) на действия МУП г.Казани «ПАТП №2» при проведении закупки №32312478781 на предмет: «Оказание медицинских услуг» обоснованной.

Признать заказчика МУП г.Казани «ПАТП №2» нарушившим требования пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

            <…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

            <…> – [должностное лицо]

            <…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны