Предупреждение №АШ-06/9839 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-48/2023 о прекращении действий (бездейст... от 21 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-06/9839 от 21.08.2023 г.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе по соблюдению изменившихся требований установленных в Законе о защите конкуренции, в части установления запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, введены Федеральным законом № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон №485-ФЗ). Действия настоящего закона начинается с 08.01.2020 (за исключением отдельных положений).

По итогам рассмотрения и изучения нормативно-правовых актов, утвержденных администрацией муниципального образования Елабужского муниципального района Республики Татарстан, были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Елабужского муниципального района от 24.11.2020 №1132 «Об утверждении схемы размещения рекламных и информационных конструкций на территории Елабужского муниципального района» утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее – Схема, Схема размещения рекламных конструкций) согласно которой на территории Елабужского муниципального района имеется 155 рекламных конструкций разного вида.

Позже, принятым Постановлением Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 19.08.2022 №1083 «О внесении изменений в схему размещения рекламных и информационных конструкций на территории Елабужского муниципального района» (далее – Постановление №1083) внесены изменения в ранее вынесенное Постановление Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 24.11.2020 №1132 «Об утверждении схемы размещения рекламных и информационных конструкций на территории Елабужского муниципального района» (далее - Постановление №1132), в части исключения из перечня и введения новых рекламных конструкций на территории района. Так согласно Постановлению №1083, с учетом принятых изменений, на территории Елабужского муниципального района всего имеется 86 рекламных конструкций разнообразного вида: билборды, пилоны, рекламные места на остановочных павильонах. 

В целях проведения анализа рынка на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан сделаны соответствующие запросы информации. В ответ на направленные запросы, Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района РТ предоставлена следующая информация (вх. № 8280 от 11.08.2023 года, №8318 от 11.08.2023 года, №7771 от 28.07.2023 года) относительно наличия заключенных договоров с правом на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, находящихся на территории Елабужского муниципального района РТ.  

 

порядковый № РК в утвержденной схеме

местоположение (адрес), площадь РК

форма, вид РК (пилон/билборд и т.д.)

была ли РК выставлена на торги (да/нет)

ссылка на извещение 

результат торгов (заключен или не заключен договор)

реквизиты договора

с кем заключен договор (ИНН)

срок на который заключен договор аренды

факт продления договора

1

Б43

между перекрестком ул.Максима Горького и Набережно-Челнинским шоссе и перекрестком   Набережно-Челнинского шоссе с автодорогой 16К-0809 (по направлению справа), г. Елабуга, ЕМР, РТ

Билборд (3х6)

Нет

-

-

-

-

-

-

2

Б41

между перекрестком ул.Максима Горького и Набережно-Челнинским шоссе и перекрестком   Набережно-Челнинского шоссе с автодорогой 16К-0809 (по направлению справа), г. Елабуга, ЕМР, РТ

Билборд (3х6)

Нет

-

-

-

-

-

-

3

Б39

между перекрестком ул.Максима Горького и Набережно-Челнинским шоссе и перекрестком   Набережно-Челнинского шоссе с автодорогой 16К-0809 (по направлению справа), г. Елабуга, ЕМР, РТ

Билборд (3х6)

Нет

-

-

-

-

-

-

4

Б85

около здания №15 по пр. Нефтяников, г.
Елабуга, ЕМР, РТ

Билборд (3х6)

Нет

-

-

-

-

-

-

 

Исходя из указанной таблицы установлено, что на перечисленные рекламные конструкции Б43, Б41, Б39, Б85 договора, заключенные с правом на эксплуатацию рекламных конструкций с хозяйствующими субъектами, отсутствуют.

Между тем, 18.08.2023 года Татарстанским УФАС России был осуществлен выезд в Елабужский муниципальный район Республики Татарстан, в целях проведения анализа рынка на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан с сопровождением фотофиксации.

Так, исходя из акта фиксации №1 от 18.08.2023 года установлено следующее.

№1. Фотография рекламной конструкции с двух сторон №Б43 координаты - 55.769414, 52.115824.

№2. Фотография рекламной конструкции с двух сторон №Б41 координаты - 55.769031, 52.113705.

№3. Фотография рекламной конструкции с двух сторон №Б39 координаты - 55.768274, 52.109453.

№4. Фотография рекламной конструкции с двух сторон №Б85 координаты - 55.751448, 52.016132.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.200 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно статье 4 Закона о рекламе отношения возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности – торги, и не содержит каких-либо исключений.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Частью 10 статьи 19 Закон о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами посредством позволения размещения рекламной конструкции без проведения торгов и без выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, исходя из зафиксированного выше фотоматериала установлено, что указанные рекламные конструкции эксплуатируются хозяйствующими субъектами в обход основных правил и норм, предусмотренных действующим Законодательством о рекламе. 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Не проведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в торгах.

Таким образом, не проведение торгов на установку и размещение рекламных конструкций и отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций позволяют сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли Елабужского муниципального района. Исполнительным комитетом не предпринимаются меры устранения выявленных фактов нарушения.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе. При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения - такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления может подпадать под признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 Так, исходя из пояснений Исполнительного комитета следует, что районом проводится работа по приведению схемы рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан в соответствие и на сегодняшний день она находится на согласовании в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. Однако при этом, антимонопольным органом установлен факт эксплуатирования указанных выше рекламных конструкций хозяйствующими субъектами. 

Вместе с тем Татарстанское УФАС России отмечает, что на момент составления Акта фиксации №1 на перечисленные рекламные конструкции Б43, Б41, Б39, Б85 договора, заключенные с правом на эксплуатацию рекламных конструкций с хозяйствующими субъектами, отсутствуют, то есть данные рекламные конструкции не отторгованы, разрешения и действующие договоры по ним отсутствуют, соответственно, указанные рекламные конструкции эксплуатируются неправомерно. 

В связи с наличием в действиях Исполнительного Елабужского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в отсутствии муниципального контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района при отсутствии выданных разрешений, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», предупреждает о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем приведения в соответствие с действующим законодательством, в части установки и эксплуатации рекламных конструкций, расположенных по следующим адресам:

порядковый № РК в утвержденной схеме

местоположение (адрес), площадь РК

форма, вид РК (пилон/билборд и т.д.)

была ли РК выставлена на торги (да/нет)

ссылка на извещение 

результат торгов (заключен или не заключен договор)

реквизиты договора

с кем заключен договор (ИНН)

срок на который заключен договор аренды

факт продления договора

1

Б43

между перекрестком ул.Максима Горького и Набережно-Челнинским шоссе и перекрестком   Набережно-Челнинского шоссе с автодорогой 16К-0809 (по направлению справа), г. Елабуга, ЕМР, РТ

Билборд (3х6)

Нет

-

-

-

-

-

-

2

Б41

между перекрестком ул.Максима Горького и Набережно-Челнинским шоссе и перекрестком   Набережно-Челнинского шоссе с автодорогой 16К-0809 (по направлению справа), г. Елабуга, ЕМР, РТ

Билборд (3х6)

Нет

-

-

-

-

-

-

3

Б39

между перекрестком ул.Максима Горького и Набережно-Челнинским шоссе и перекрестком   Набережно-Челнинского шоссе с автодорогой 16К-0809 (по направлению справа), г. Елабуга, ЕМР, РТ

Билборд (3х6)

Нет

-

-

-

-

-

-

4

Б85

около здания №15 по пр. Нефтяников, г.
Елабуга, ЕМР, РТ

Билборд (3х6)

Нет

-

-

-

-

-

-

 

Предупреждение необходимо выполнить в течение 90 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны