Решение №ВЧ-08/4471 Решение по делу №016/05/5-506/2024 в отношении ИП Андреев Н.... от 13 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/4471 от 13.05.2024

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства «О рекламе» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении индивидуального предпринимателя <…> по факту распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с текстом «Внесены поправки в ФЗ о списании долгов населения. Те, кому тяжело платить, могут остановить платежи и списать долги по заявлению через новую специальную процедуру. Можно подать заявки и узнать по своей ситуации. КОМУ В ЭТОМ ГОДУ ПОЛОЖЕНО СПИСАНИЕ ДОЛГОВ ПО «АМНИСТИИ»», что имеет признаки нарушения пункта 2 части 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии:

- представителя ИП <…>.

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения государственного надзора Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан 30.03.2024 установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - в социальной сети «ВКонтакте» рекламы следующего содержания: «Внесены поправки в ФЗ о списании долгов населения. Те, кому тяжело платить, могут остановить платежи и списать долги по заявлению через новую специальную процедуру. Можно подать заявки и узнать по своей ситуации. КОМУ В ЭТОМ ГОДУ ПОЛОЖЕНО СПИСАНИЕ ДОЛГОВ ПО «АМНИСТИИ»».

Фотоизображение рекламного объявления приведено ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

При переходе по рекламному объявлению открывается вкладка «Центр Помощи Заёмщикам».

Фотоизображение сайта представлено ниже:

<…>

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования являются услуги по списанию долгов.

В нижней части сайта указаны реквизиты оператора персональных данных- ИП <…>.

Информация со сведениями: «Внесены поправки в ФЗ о списании долгов населения. Те, кому тяжело платить, могут остановить платежи и списать долги по заявлению через новую специальную процедуру. Можно подать заявки и узнать по своей ситуации», в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам ИП <…>.

Исходя из содержания сайта и самой рекламы невозможно установить характер рекламируемых услуг, порядок списания долгов. Указанные обстоятельства являлись основанием для возбуждения дела.

Согласно части 1 статьи 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон «О банкротстве»), гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Частью 2 вышеуказанной нормы предусмотрено, что гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

В соответствии с части 3 статьи 213.24 Закона «О банкротстве», в случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации.

Положениями статьи 213.25 Закона «О банкротстве» установлено следующее:

- все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 213.25 Закона «О банкротстве», с даты признания гражданина банкротом:

- все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;

- сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Требования кредиторов по сделкам гражданина, совершенным им лично (без участия финансового управляющего), не подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы;

- регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению;

- исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично;

- должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства.

Согласно части 3 статьи 213.28 Закона «О банкротстве», после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Также, согласно части 1 статьи 213.30 Закона «О банкротстве», в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

Согласно части 2 указанной нормы в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 настоящего Федерального закона, не применяется.

Кроме того, в статье 223.4. Закона «О банкротстве» указаны последствия включения сведений о гражданине, подавшем заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке.

Также, сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что признание гражданина банкротом не влечет за собой автоматически освобождение от долгов. Рассмотрение вопроса отнесено исключительно к компетенции судебной инстанции.

Так, например, Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 28.01.2022 №02АП-10617/2021 по делу №А28-11337/2017 указал, что требование кредитора в оставшейся части в общей сумме 507 965 руб. 89 коп., в том числе 501 677 руб. 48 коп. долга (включая основной долг, проценты за пользование кредитом, расходы по государственной пошлине, расходы по оплате услуг представителя), 6 288 руб. 41 коп. неустойки, осталось не погашенным должником. Поскольку в отношении должника правила об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств не применены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил ходатайство банка о выдаче исполнительного листа.

Кроме того, решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.12.2015 по делу №А45-24580/2015 гражданин был признан банкротом, однако после завершения процедуры реализации его имущества судом было определено, что в отношении должника правила об освобождении от исполнения обязательств не применяются.

Согласно Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.02.2021 №Ф01-495/2021 по делу №А29-3530/2018 оставлено в силе определение о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение тех требований банка, которые не были удовлетворены в ходе процедуры реализации имущества гражданина (должника), поскольку при завершении этой процедуры в отношении гражданина не было применено правило об освобождении от исполнения обязательств перед банком, следовательно, требования банка к гражданину в той части, в которой они не были удовлетворены в деле «О банкротстве», сохраняют свою силу и могут быть предъявлены взыскателем к исполнению после завершения процедуры банкротства.

Необходимо помнить, что в ходе процедуры банкротства у заемщика могут забрать и распродать в счет долга почти все имущество - не тронут только единственное жилье и предметы первой необходимости. При этом, получить освобождение от долга по ипотечному кредиту, не получится, поскольку заложенный дом или квартиру банк вправе забрать и продать, даже когда другого жилья у гражданина нет.

Таким образом, признанный банкротом гражданин не освобождается автоматически от долгов, в том числе кредитного, поэтому использованная в рассматриваемой рекламе формулировка вводит потребителей в заблуждение и не может восприниматься как достоверная.

В самом рекламном объявлении, а также на сайте размещена информация, в совокупности с изображением герба Российской Федерации и с цветами триколора флага России.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами. Указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами, недопустимо как в форме прямого указания, так и посредством использования различных символов, образов и прочих объектов, которые будут эксплуатировать авторитет власти.

На основании вышеизложенного, рекламное объявление воспринимается потребителями рекламы как одобрение объекта рекламирования со стороны государственных органов и создает впечатление того, что качество рекламируемых услуг определяется наличием одобрения органов государственной власти, что противоречит пункту 2 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из законодательства о банкротстве следует, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом, то есть юристы не имеют полномочий на списание долгов. В деле о банкротстве судом утверждается арбитражный управляющий (финансовый управляющий), участие которого в деле о банкротстве граждан является обязательным. После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. При этом существует перечень обязательств, освобождение от которых невозможно (ч. 4, 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина, и выявленное и приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу (исключение – имущество, на которое нельзя обратить взыскание).

С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку реклама создает впечатление о том, что процедуру банкротства проводят юристы и сама процедура не влечет для гражданина никаких последствий.

По результатам рассмотрения настоящего рекламного объявления, Комиссия приходит к следующим обобщенным выводам.

- фраза «Внесены поправки в ФЗ о списании долгов населения» наводит обычного потребителя на мысль, что существует Федеральный Закон «О списании долгов населения». Вместе с тем, указанная фраза вводит потребителя в заблуждение, поскольку закона, по которому можно списать долги, нет- существует Федеральный закон 127 «О несостоятельности (банкротстве)», в котором закреплена процедура банкротства физических лиц;

- указанная фраза вводит потребителя в заблуждение, в том числе, поскольку последние поправки, касающиеся внесудебного банкротства граждан в Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 474-ФЗ начали действовать с 3 ноября 2023 г., при том, что указанное рекламное предложение было размещено (в соответствии с соглашением от 09.03.2024г.) с 10.03.2024г. по 09.04.2024г.

- формулировка «Те, кому тяжело платить, могут остановить платежи и списать долги по заявлению через новую специальную процедуру» наводит обычного потребителя на мысль, что правом списать долги может воспользоваться каждый, у кого имеются долги, при этом гражданину простят все задолженности, и они автоматически пропадут. При этом формулировка не связывает это право о списании кредита с какими-либо условиями для реализации такого права. Получается, что само наличие задолженности уже дает право на списание долга. В действительности это не так. Таким образом, такая формулировка вводит потребителя в заблуждение;

- с учетом того, что потребители могут быть не знакомы с порядком ведения судопроизводства и нормами законодательства, рассматриваемая реклама может создавать неправильное представление о процедуре банкротства, поскольку в ней отсутствует существенная информация об условиях и основаниях для списания кредитного долга в соответствии с требованиями законодательства «О банкротстве».

- формулировка «Кому в этом году положено списание долгов по «амнистии»» воспринимается обычным потребителям, которые не обладают специальными знаниями, якобы установлены лица, либо характеристики лиц, у которых есть возможность (право) списать кредитный долг. Слово «положено» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «То же, что полагаться- быть установленным, должным, общепринятым (ссылка: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=22233);

- фраза «Новая кредитная амнистия, Списание долгов по амнистии» также дезориентирует потребителей, поскольку в действующем законодательстве, в данном случае- в законодательстве о банкротстве, информация об амнистии отсутствует, согласно толковому словарю С.И. Ожегова амнистия - это частичное или полное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, производимое верховной властью. Для этого необходимо пройти процедуру банкротства, но и эта процедура не является гарантией того, что кредитный долг может быть списан. Об этом рекламодатель умалчивает.

- фраза «выделены квоты на регионы» вводит потребителей в заблуждение, так как квоты на банкротство или на списание долгов государством не выделяются.

- использование изображения герба Российской Федерации и цвета триколора флага России при рекламировании услуг банкротства физических лиц используется для того, чтобы акцентировать внимание потенциальных потребителей – граждан на одобрение указанных действий со стороны государства.

Таким образом, в совокупности с текстом самого рекламного объявления, включая тот позитивный контекст, в котором оно подается, в отсутствие существенной информации об условиях и последствиях введения процедуры банкротства в отношении физических лиц, свидетельствует об искажении смысла информации и введении в заблуждение потребителей рекламы.

Лицу, имеющему намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами, должна предоставляться возможность для объективной оценки условий оказываемой услуги. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно пояснениям ИП <…>, фактически ИП <…>осуществляет деятельность только в соответствии с основным видом деятельности по ОКВЭД- 69.10 Деятельность в области права. В соответствии с основным видом деятельности ИП <…> осуществляет деятельность по оказанию юридических услуг гражданам, реализующих свое право на признание последних банкротом.

Главным образом данная юридическая услуга включает в себя:

  • Устное консультационное сопровождение в рамках предмета Договора предоставление юридических услуг. Правовой анализ ситуации и документов Заказчика. Выявление обстоятельств, препятствующих прохождению процедуры банкротства, составление плана мероприятий по их устранению. Определение правовой позиции по Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • Составление и подача заявления в суд первой инстанции, составление необходимого пакета документов с целю признания Заказчика финансово несостоятельным (банкротом), а также с целью освобождения Заказчика от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами, в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротства)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
  • Представление интересов заказчика в суде первой инстанции с целью признания заказчика финансово несостоятельным (банкротом), а также с целью освобождения Заказчика от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами, в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротства)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Составление необходимых документов (заявлений, писем, жалоб, ходатайств) в интересах Заказчика в рамках процедуры банкротства;
  • Взаимодействие Исполнителя в интересах Заказчика в Арбитражным управляющим и Арбитражным судом.

В соответствии с пояснениями ИП <…>, под информацией «Кредитная амнистия», «Списать долги» подразумевается списание основного долга и процентов по кредиту. В рекламном объявлении под словом «процедура» имеется в виду процедура банкротства в целом, учитывая также внесенные в ФЗ-127 изменения (ФЗ-289 от 31.07.2020 и ФЗ-474 от 04.08.2023), которые ввели такие понятия как «процедура внесудебного банкротства гражданина», «освобождение гражданина от долгов», «Заявление гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке». При этом в рекламном объявлении ни в коем случае не идет речь о проведении процедуры банкротства силами и/или средствами рекламодателя, т.к. непосредственно саму процедуру банкротства граждан вправе осуществлять только уполномоченные органы, перечисленные в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Рассматриваемое рекламное объявление размещено в соответствии с договором на оказание рекламных услуг № 09-03-23 от 9 марта 2023 года, заключенного между Индивидуальным предпринимателем <…>, с одной стороны (Исполнитель), и Индивидуальным предпринимателем <…>, с другой стороны (Заказчик), в соответствии с которым Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услугу по настройке, ведению и оптимизации рекламных кампаний в рекламных системах в период с 10.03.2024г. по 09.04.2024г.

В соответствии с пояснениями ИП <…>, рекламный макет перед его размещением не утверждался ИП <…> и его сотрудниками. Рекламный макет был создан Исполнителем по вышеуказанному в данном Договору и проходил модераторскую проверку на площадке размещения.

При этом, согласно пункту 2.5 вышеуказанного Договора, по окончании оказания каждой из услуг по соответствующему соглашению Исполнитель предоставляет Заказчику акт оказанных услуг. Заказчик обязуется принять акт оказанных услуг. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3 Дополнительного соглашения №10 к Договору № 09-03-23 от 9 марта 2023 года, именно Заказчик обязуется принять и оплатить оказанную услугу.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно статьей 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 5, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Лицом, фактически оказывающим рекламируемую услугу является Индивидуальный предприниматель <…>.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель <…>.

Кроме того, учитывая, что рассматриваемое рекламное объявление было размещено ИП <…>., ИП <…> является также и рекламораспространителем.

В соответствии со статьей 3 закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 статьи 38 Закона «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, то есть ИП <…>

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 19, 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП <…> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с текстом: «Внесены поправки в ФЗ о списании долгов населения. Те, кому тяжело платить, могут остановить платежи и списать долги по заявлению через новую специальную процедуру. Можно подать заявки и узнать по своей ситуации. КОМУ В ЭТОМ ГОДУ ПОЛОЖЕНО СПИСАНИЕ ДОЛГОВ ПО «АМНИСТИИ»» поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
  2. Рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем признать ИП <…>.
  3. ИП <…>. выдать предписание об устранении нарушения Закона «О рекламе».
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
  5. Решение изготовлено в полном объеме 13 мая 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны