Определение №ВЧ-08/3468 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №016/05/5-506/2024 по признак... от 11 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/3468 от 11.04.2024 г.

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении индивидуального предпринимателя <…> по факту распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с текстом «Внесены поправки в ФЗ о списании долгов населения. Те, кому тяжело платить, могут остановить платежи и списать долги по заявлению через новую специальную процедуру. Можно подать заявки и узнать по своей ситуации. КОМУ В ЭТОМ ГОДУ ПОЛОЖЕНО СПИСАНИЕ ДОЛГОВ ПО «АМНИСТИИ»», что имеет признаки нарушения пункта 6 части 3, пункта 2 части 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения государственного надзора Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан 30.03.2024 установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- в социальной сети «ВКонтакте» рекламы следующего содержания: «Внесены поправки в ФЗ о списании долгов населения. Те, кому тяжело платить, могут остановить платежи и списать долги по заявлению через новую специальную процедуру. Можно подать заявки и узнать по своей ситуации. КОМУ В ЭТОМ ГОДУ ПОЛОЖЕНО СПИСАНИЕ ДОЛГОВ ПО «АМНИСТИИ»».

Фотоизображение рекламного объявления приведено ниже:

<…>

При переходе по рекламному объявлению открывается вкладка «Центр Помощи Заёмщикам».

Фотоизображение сайта представлено ниже:

<…>

В нижней части сайта указаны реквизиты оператора персональных данных- ИП <…>.

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Информация со сведениями: «Внесены поправки в ФЗ о списании долгов населения. Те, кому тяжело платить, могут остановить платежи и списать долги по заявлению через новую специальную процедуру. Можно подать заявки и узнать по своей ситуации» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам ИП <…>.

Объектом рекламирования являются услуги по списанию долгов.

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из законодательства о банкротстве следует, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом, то есть юристы не имеют полномочий на списание долгов. В деле о банкротстве судом утверждается арбитражный управляющий (финансовый управляющий), участие которого в деле о банкротстве граждан является обязательным. После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. При этом существует перечень обязательств, освобождение от которых невозможно (ч. 4, 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина, и выявленное и приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу (исключение – имущество, на которое нельзя обратить взыскание).

С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», поскольку реклама создает впечатление о том, что процедуру банкротства проводят юристы и сама процедура не влечет для гражданина никаких последствий.

Исходя из рекламы невозможно установить характер рекламируемых услуг, порядок списания долгов.

В самом рекламном объявлении, а также на сайте, на который осуществляется переход по рекламному объявлению, содержится информация о Кредитной амнистии». Согласно толковому словарю С.И. Ожегова амнистия - это частичное или полное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, производимое верховной властью.

Так, использование сведений: «Новая кредитная амнистия», в совокупности с изображением герба Российской Федерации и с цветами триколора флага России воспринимается потребителями рекламы как одобрение объекта рекламирования со стороны государственных органов и создавать впечатление того, что качество рекламируемых услуг определяется наличием одобрения органов государственной власти.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами. Указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами, недопустимо как в форме прямого указания, так и посредством использования различных символов, образов и прочих объектов, которые будут эксплуатировать авторитет власти.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно статьей 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 5, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 3 статьи 5, пункта 2 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель Андреев Николай Евгеньевич.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 19, 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу №016/05/5-506/2024 по признакам нарушения пункта 6 части 3, пункта 2 части 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Признать лицом, участвующим в деле:

            - лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ИП <…>.

3. Назначить дело № 016/05/5-506/2024 к рассмотрению на 24 апреля 2024 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

4. ИП <…> в срок до 22 апреля 2024 года (включительно) необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: to16@fas.gov.ru, с дублированием на to16-<…>@fas.gov.ru) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:

1) информацию о фактических осуществляемых видах деятельности, в период с 2022 года по настоящее время, в том числе на рынке, связанного с финансовыми услугами;

2) копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;

3) информацию, что подразумевается под информацией с текстом «кредитная амнистия», «списать долги»;

4) информацию, о какой процедуре идет речь в рекламном объявлении;

5) сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;

6) паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), утвердившем рекламный макет;

7) сведения о лице, фактически оказывающего рекламируемую услугу;

8) письменные пояснения, какие услуги рекламируются с текстом «Внесены поправки в ФЗ о списании долгов населения. Те, кому тяжело платить, могут остановить платежи и списать долги по заявлению через новую специальную процедуру. Можно подать заявки и узнать по своей ситуации» (с приложением подтверждающих документов);

9) письменные пояснения с указанием, каким образом можно не платить кредиты, а также поэтапного порядка списания долгов в соответствии с рассматриваемой рекламой;

10) подробные условия проведения вышеуказанной акции;

11) письменные пояснения, по обстоятельствам, указанным в определении;

12) иные документы и сведения, имеющие значение для дела.

В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка представителя обязательна.

Кроме того, Управлением будет организована конференция посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server».

Вход в конференцию возможен по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/<…>/conference. Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS. Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 22.04.2024 года до 17:00.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны