Решение №04-04/14106 Решение по делу №016/07/3-1745/2022 от 18 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/14106 от 18.11.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика МУП города Казани «Водоканал» –<…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «НОВОРОС» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «НОВОРОС» (вх. №13932 от 08.11.2022 г.) на действия заказчика МУП "ВОДОКАНАЛ" при проведении закупки №32211754129 на предмет: «Поставка флокулянта катионного для обеспечения нужд МУП «Водоканал»,

УСТАНОВИЛА:

11 октября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru был размещен аукцион в электронной форме с номером извещения №32211754129 на предмет: Поставка флокулянта катионного для обеспечения нужд МУП «Водоканал».

Начальная (максимальная) цена договора – 55 350 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно заявка заявителя неправомерно подлежала отклонению.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП г.Казани «Водоканал» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы, пояснений заказчика и изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о нарушении заказчиком действующего законодательства при отклонении заявки участника, учитывая, что в документации допущены нарушения в части указания в техническом задании требований к товарным знакам без использования слов «или эквивалент».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок 32211754129-01 от 28.10.2022г. заявка заявителя (№373932) подлежала отклонению по следующему основанию:

«Не соответствует требованиям технического задания документации об электронном аукционе. Участник закупки предлагает товар «Флокулянт катионный Нитрофлок К1345», а в техническом задании Документации об электронном аукционе указано: «Учитывая социальную значимость предприятия, в соответствии с пп.3 а) п 6.1. ч.3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ « О закупках товаров ,работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в описание предмета закупки включено указание на товарный знак в связи с несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Все реагенты для водоподготовки, очистки сточных вод и обработки осадка перед применением их на объектах предприятия проходят сначала лабораторные, а затем промышленные испытания с целью определения эффективности их работы на установленном оборудовании и для обеспечения оптимальных параметров технологического процесса, а также качественных показателей обезвоживания и обработки стоков. В описании объекта закупки указана «необходимость взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком». Таким образом, все реагенты, используемые для очистки  воды  и обработки осадка, должны обеспечивать максимальную совместимость с установленным оборудованием, применяемым в процессе обработки осадка, с целью получения наилучших показателей качества осадка, минимизацию затрат на его дальнейшую обработку в рамках исполнения закона ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и соблюдения требований экологического законодательства в части соблюдения нормативов образования отходов /осадков/. Флокулянт марки ZETAG 8167(Зетаг 8167) и/или РусФлок 576 и/или Praestol 857BS (Праестол 857BS) гарантирует качество осадка сточных вод установленной влажности в соответствии с сертификатом на осадок».

В соответствии с требованиями документации об аукционе в электронной форме участник закупки представляет в свободной форме сведения о товаре.

Участником закупки в первой части его заявки на участие в аукционе указываются значения показателей, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе. Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом 2 «Техническая часть документации об аукционе в электронной форме». Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара, предлагаемого к поставке, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее – аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, а также сведения о наименовании страны происхождения товара и заводе-производителе товара. Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме» (далее – Сведения о товаре) должны содержать значения параметров товара, в соответствии с которыми заказчик осуществляет приемку товара.

Графа наименование страны происхождения товара заполняется участником закупки. Указание завода-производителя товара обязательно.

При указании товарного знака (его словесного обозначения) предлагаемых товаров (материалов) использование терминов «или эквивалент» / «эквивалент» - не допускается.

Техническим заданием аукционной документации были установлены следующие требования к поставляемой продукции:

Наименование поставляемого товара

Технические характеристики
поставляемого товара и
требования к поставляемому товару
Технические характеристики
поставляемого товара и
требования к поставляемому товару

 

Ед. изм.

 

 

Количество

1

Флокулянт катионный

«Праестол 857BS», «Зетаг 8167 (Zetag 8167)», «Русфлок 576»

 

Наименование показателя

Норма

Внешний вид

Белый или желтоватый сыпучий порошок.

Гранулометрический состав,%

мас.гранул размером:

 

 

-более 1250мкм

не более 20

-менее 100мкм

не более 2

Насыпная плотность, г/1000см³

550-750

Объемная доля геля, см³/1000 см³

не более 15

Динамическая вязкость, МПа*с-1% раствора в 10% растворе NaCL

700-1600

Массовая доля остаточного акриламида, %  не более

0,099

Сыпучесть

свободная

Транспортная маркировка осуществляется по ГОСТ 14192-96. Маркировка на упаковке должна содержать следующие данные:

- Наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак и адрес;

- Наименование и марку Товара;

- Номер партии;

- Массу «нетто»

- Дату изготовления;

- Гарантийный срок и условия хранения.

Упаковка: Четырехстропные биг-беги из полипропиленовой ткани, расположенные на поддонах:с верхним и нижним клапаном с дополнительным завязывающимся фартуком, грузоподъемностью 1200 кг.

Масса «нетто» в мешке не более 1000 кг.

тонн

90

 

Согласно пояснениям Заказчика, учитывая социальную значимость предприятия, в соответствии с пп.3 а) п 6.1. ч.3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в описание предмета закупки было включено указание на товарный знак в связи с несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Все реагенты для водоподготовки, очистки сточных вод и обработки осадка перед применением их на объектах предприятия проходят сначала лабораторные, а затем промышленные испытания с целью определения эффективности их работы на установленном оборудовании и для обеспечения оптимальных параметров технологического процесса, а также качественных показателей обезвоживания и обработки стоков.

В описании объекта закупки указана «необходимость взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком». Таким образом, все реагенты, используемые для очистки  воды  и обработки осадка, должны обеспечивать максимальную совместимость с установленным оборудованием, применяемым в процессе обработки осадка, с целью получения наилучших показателей качества осадка, минимизацию затрат на его дальнейшую обработку в рамках исполнения закона ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и соблюдения требований экологического законодательства в части соблюдения нормативов образования отходов /осадков/. Флокулянт марки ZETAG 8167(Зетаг 8167) и/или РусФлок 576 и/или Praestol 857BS (Праестол 857BS) гарантирует качество осадка сточных вод установленной влажности в соответствии с сертификатом на осадок».

Таким образом, заказчик устанавливает требования к конкретным товарным знакам поставляемого товара, а именно: «Праестол 857BS», «Зитаг 8167», «Русфлок 576».

Исходя из жалобы заявителя, в документации об аукционе в электронной форме имеются указания в отношении конкретных товарных знаков поставляемого товара, при этом возможность поставки эквивалентного товара прямо запрещается данной документацией. Заявитель принял участие в закупке и предложил заказчику к поставке по данной закупке флокулянт катионный марки «Нитрофлок К1345», который по своим свойствам идентичен флокулянту катионному марок «Праестол 857BS», «Зитаг 8167», «Русфлок 576» и является эквивалентом перечисленных марок флокулянта катионного.

Заказчиком была приобщена аналитическая сравнительная информация в рамках проведенных испытаний флокулянта «Нитрофлок К1345», произведенная на основе отчета лабораторных испытаний по флокулянтам Праестол, Зетаг, Русфлок в процессе обезвоживания осадка на МУП «Водоканал» г.Казань от 05.10.2020г.

Как следовало из содержания отчета лабораторных испытаний, при подборе наиболее эффективных марок флокулянта для обезвоживания осадка СТМОО на декантерах. Флокулянт «Нитрофлок К1345» получил заключение о невозможности его применения, так как при дозе 3,48 кг/т св имеет слабые флокулы, которые начинают разбиваться. Согласно представленным пояснениям Заказчика указанный показатель допустим при работе на ленточных фильтр-прессах, но невозможен при использовании в работе на декантерах, где требуются максимально крепкие флокулы.

На основании изложенных обстоятельств в совокупности, по результатам анализа Комиссия приходит к следующим выводам.

Все участники закупки находятся в равных условиях относительно требования о поставке товара, соответствующего условиям документации.

Кроме того, правовая позиция Президиума Верховного Суда РФ, а именно, п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указывает следующее:

«Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера».

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, согласно разъяснениям ФАС России в письме от 31 марта 2014 г. №АЦ/11870/14 «установление заказчиком в документации о закупке требований, в том числе, конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства».

Таким образом, требования, установленные заказчиком в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Заказчик, устанавливая предмет закупки и характеристики и технические показатели товара, руководствовался необходимостью обеспечения эффективного результата обеспечения муниципальных нужд, защиты собственных интересов, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору.

Документацией о закупке не устанавливалось никаких квалификационных требований к участникам закупки. В рассматриваемой закупке имело право участвовать любое лицо, которое имело возможность предложить один из указанных в документации о закупке товаров.

Кроме того, на указанных в документации флокулянтах, были проведены лабораторные испытания. На основании данных результатов была составлена проектная документация, в которой были учтены указанные товарные знаки. Иные флокулянты, которые не проходили лабораторные испытания, могут быть несовместимы с оборудованием используемыми заказчиком.

По результатам анализа закупочной документации установлено, что в рассматриваемом случае указание Заказчиком в документации о закупке трех определенных марок товаров не противоречит требованиям действующего законодательства.

Правомерность установленного требования Заказчиком была подтверждена и судебной практикой, а именно, Решениями Арбитражного суда Республики Татарстан по делам №А65-13139/2021 от 02.09.2021г., А65-24921/2021 от 24 января 2022 года.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, в рассматриваемом случае действия Заказчика при отклонении заявки заявителя не выходят за рамки требований действующего законодательства о закупках, поскольку заявка участника не соответствовала требованиям аукционной документации.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «НОВОРОС» (вх. №13932 от 08.11.2022г.) на действия заказчика МУП "ВОДОКАНАЛ" при проведении закупки №32211754129 на предмет: «Поставка флокулянта катионного для обеспечения нужд МУП «Водоканал» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны