Решение №ИП-06/13913 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/15-549/2019 от 16 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП-06/13913 от 16.09.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/15-549/2019 в отношении Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части непроведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Лаишевском муниципальном районе и отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории Лаишевского муниципального района при отсутствии выданных разрешений, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в отсутствии:

- представителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела №016/01/15-549/2019   о нарушении антимонопольного законодательства послужило неисполнение Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее также – Исполнительный комитет) предупреждения (исх.№ ИП-06/19475 от 06.12.2018) о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём демонтажа рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, без заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории Лаишевского муниципального района.

Основанием для направления Исполнительному комитету предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, являются выявленные нарушения по результатам проведения плановой выездной проверки, в ходе которой 31 мая 2018 года Инспекцией Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был составлен акт фиксации стационарных рекламных конструкций, расположенных на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

На территории Лаишевского муниципального района зафиксированы 8 (восемь) рекламных конструкций и 1 (одно) транспортное средство с рекламной конструкцией.

В соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 29.12.2017 года №24659 утверждена территориальная схема размещения рекламных конструкции на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Схема).

Пунктом 9 Схемы определен перечень рекламных конструкций Лаишевского муниципального района. На территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан предусмотрено 69 рекламных конструкций (рекламный щит, двусторонний, 3х6м).

Решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 19.06.2017 года №33-РС «О размещении рекламных конструкций на территории муниципального образования «Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан» (далее – Решение) утверждено Положение о порядке размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан». В соответствии с пунктом 7 Решения договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается по результатам проведения торгов в форме аукциона на право заключения такого договора.

Однако в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что торги на право размещения средств наружной рекламы и заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, находящихся на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, на момент проверки не проводились.

В связи с наличием в действии (бездействии) Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части непроведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Лаишевском муниципальном районе Республики Татарстан и отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории Лаишевского муниципального района при отсутствии выданных разрешений, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России, Управление) на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдано предупреждение №П06-142/2018 от 06.12.2018 г. о необходимости демонтировать рекламные конструкции, установленные и эксплуатируемые без действующего разрешения, без заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории Лаишевского муниципального района.

Срок исполнения предупреждения – до 1 февраля 2019 года с момента получения предупреждения.

Указанное предупреждение Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района было получено 10.12.2018 г.

О выполнении данного предупреждения Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района надлежало сообщить в Татарстанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан 1 февраля 2019 в адрес Управления было направлено ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения (вх. 1654 от 01.02.2019 г.), срок был продлен до 1 апреля 2019 года.

25 апреля 2019 года Исполнительный комитет направил ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения до 17 мая 2019 года (вх. 6798 от 25.04.2019 г.).

 Однако согласно полученному ответу Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ с приложением фотоотчета следует, что рекламные конструкции демонтированы частично, тем самым нарушения устранены не в полном объеме, не представлены документы, подтверждающие действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно: предписания Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ о демонтаже рекламных конструкции владельцам данных объектов.

Демонтаж рекламных конструкции согласно Положению о порядке размещения рекламных конструкции на территории муниципального образования «Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан» осуществляется в течении месяца со дня выдачи предписания Исполнительным комитетом или Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

Исходя из изложенного, в связи с отсутствием мотивированных причин ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения оставлено без удовлетворения.

Таким образом, предупреждение Татарстанского УФАС России № П06-142/2018 (исх. ИП-06/19475 от 06.12.2018 г.), выданное Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района, осталось без исполнения.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 07.05.2019 г. о возбуждении дела №016/01/15-549/2019 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части непроведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Лаишевском муниципальном районе и отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории Лаишевского муниципального района при отсутствии выданных разрешений, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №№016/01/15-549/2019 Комиссией установлено следующее.

В ходе проведения плановой проверки Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был составлен Акт фиксации рекламных конструкций от 31 мая 2018 года, расположенных на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

На территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан были зафиксированы 8 (восемь) рекламных конструкций по следующим адресам:

- Лаишевский район, г. Лаишево, улица Космонавтов, д.8;

- Лаишевский район, г. Лаишево, улица Чернышевского, д.3 7А;

- Лаишевский район, с. Песчаные Ковали, вблизи Луговая, д.1 а;

- Лаишевский район, с. Песчаные Ковали, Октябрьская, 23 а;

- Лаишевский район с. Песчаные Ковали, ул. Октябрьская, дом 19А 

- Лаишевский район, г. Лаишево, ул. Лебедевой, д.3 б В;

- Республика Татарстан, Лаишевский район, г. Лаишево, ул. Матвеева д.22;

- Лаишевский район, д. Большие Усады, ул. Счастливая, д 11.

Кроме того, в селе П. Ковали были зафиксированы следующие рекламные конструкции:

Стационарные рекламные конструкции (приложения 13, 14, 16, 17, 19 к Акту фиксации) и рекламные вывески (приложения 11, 12, 18 к Акту фиксации), фактически размещенные по вышеуказанным адресам, в территориальной схеме размещения на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан отсутствуют (Постановление Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 29.12.2017 года №4659).

В ходе рассмотрения дела №016/01/15-549/2019 определением об отложении дела была запрошена информация о действиях Исполнительного комитета, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Согласно поступившему письму (вх. 11479 от 17.07.2019 г.) Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района РТ указывает на устранения нарушений по рекламным конструкциям, расположенных по адресу: Лаишевский район, г. Лаишево, ул. Космонавтов, д.8; ул. Чернышевского, д.3, 7А; ул. Лебедевой, д.3б В; ул. Матвеева, д.22, что подтверждается актом фиксации;

- нарушения по рекламным конструкциям, расположенных по адресу: Лаишевский район, с. П. Ковали, вблизи ул. Луговая, д.1 а; ул. Октябрьская, д.23 А; ул. Октябрьская, д.19 А руководителем Исполнительного комитета Песчано-Ковалинского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ переданы в МКУ «Административно-техническую инспекцию Лаишевского муниципального района РТ» для рассмотрения и принятия соответствующих мер;

- выданы разрешения на установку информационной конструкции на территории Лаишевского муниципального района, Столбищенского сельского поселения, с. Усады, ул. Счастливая, д.11: № 26 от 11.09.2018 Курмышев С.А.; № 27 от 11.09.2018 Курмышев С.А.; № 60 от 15.01.2018 Серопян А.З.; № 62 от 22.01.2018 Тимербулатов И.Ф; №2 от 24.01.2019; №4 от 20.02.2019 ИП Колочкова Л.Н.; 

- нарушения по рекламным конструкциям в с. П.Ковали устранены.

Исполнительный комитет в подтверждение своих действий направил копии выданных разрешений:

- разрешение №26 от 11.09.2018г. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: с.Усады, ул.Счастливая 11;

- разрешение №27 от 11.09.2018г. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: с.Усады, ул.Счастливая 11;

- разрешение №60 от 15.01.2018г. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: с.Усады, ул.Счастливая 11;

- разрешение №62 от 22.01.2018г. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: с.Усады, ул.Счастливая 11;

- разрешение №2 от 24.01.2018г. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: с.Усады, ул.Счастливая 11;

- разрешение №4 от 20.02.2011г. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: с.Усады, ул.Счастливая 11;

Однако нарушения по рекламным конструкциям, расположенных по адресу: Лаишевский район, с. П.Ковали, вблизи ул. Луговая, д.1 а; ул. Октябрьская, д.23 А; ул. Октябрьская, д.19 А, не были устранены, хотя с момента выдачи предупреждения № П06-142/2018 (исх. ИП-06/19475 от 06.12.2018 г.) прошло более 7 месяцев, торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкции не проведены.

В соответствии с пунктом 15.1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Согласно статье 4 Закона о рекламе, отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе предусматривает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, – торги, и не содержит каких-либо исключений.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе, к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, по смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия.

Учитывая изложенное, выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора.

Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить ее установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.

Следовательно, в случае заключения нового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо проведение торгов и выдача нового разрешения.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством выдачи и пролонгации разрешении на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, без заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, либо заключенных без проведения обязательной процедуры торгов.

Непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в торгах.

Таким образом, размещение рекламных конструкций в отсутствие надлежащим образом проведенных торгов, позволяют сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Вышеуказанные действия Исполнительного комитета недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в действии Исполнительного комитета имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в непроведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5.1. статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией были проанализированы сложившиеся в период 2018 года рыночные отношения на товарном рынке, на котором усматриваются признаки нарушения в действиях ответчиков.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.

При этом в рассматриваемом случае продуктовые границы можно определить как рынок предоставления земельных участков для реализации рекламных услуг.

Географические границы рассматриваемого рынка определяются территорией, на которой осуществляет свои полномочия участвующий в соглашении орган местного самоуправления, а также территорией, на которой действует хозяйствующий субъект - участник рассматриваемого соглашения.

Таким образом, географическими границами, на котором совершено нарушение закона о защите конкуренции, являются административно-территориальные границы Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих осуществлять) деятельность на территории Лаишевского муниципального района. Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами Лаишевского муниципального района.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в части непроведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Лаишевском муниципальном районе и отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории Лаишевского муниципального района при отсутствии выданных разрешений, как нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/15-549/2019.

Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.           

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в части непроведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Лаишевском муниципальном районе и отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории Лаишевского муниципального района при отсутствии выданных разрешений, как нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1624009133; ОГРН 1051672045150; 422610, РТ, район Лаишевский, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д. 23) нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в непроведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Лаишевском муниципальном районе и отсутствии муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории Лаишевского муниципального района при отсутствии выданных разрешений;

Выдать Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу;

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны