Предупреждение №АЯ-06/17043 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ П06-64/2020 о прекращении действий (бездейств... от 28 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/17043 от 28.12.2020

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 04.09.2020 №01/263-пр проведена плановая выездная проверка в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан (422820, Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, поселок городского типа Камское Устье, улица Калинина, 1а, ИНН 1622004690).

Инспекцией в ходе проведения плановой выездной документарной проверки установлено, что Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет), в лице Председателя Палаты были заключены договоры аренды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, а именно:

договор аренды №115/19 от 28 августа 2019 года, заключённый с АО «Большие Кляри» (ИНН: 1622006867), земельного участка с кадастровым номером 16:22:050501:196, общей площадью 1083000 кв.м, расположенного в Большекляринском сельском поселении Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства, срок договора аренды - 5 лет, стоимость арендной платы - 11 891, 34 рубля в год;

договор аренды 116/19 от 28 августа 2019 года, заключённый с АО «Большие Кляри» (ИНН: 1622006867), земельного участка с кадастровым номером 16:22:000000:1137, общей площадью 563 634 кв.м, расположенного в Большебуртасском сельском поселении (КП Искра) Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, категория земли- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования- для сельскохозяйственного производства, срок договора аренды- 5 лет, стоимость арендной платы- 7 744, 33 рубля в год;

Указанные договоры Исполнительный комитет заключил на основании заявлений АО «Большие Кляри».

Указанные договоры аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства Исполнительный комитет заключил в отсутствие извещений о предоставлении земельных участков на сайте https://torgi.gov.ru, на сайте Исполнительного комитета, а также местном печатном периодическом издании (доказательств обратного Исполнительный комитет не представил). Отсутствие извещений о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в силу следующего.

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Особенности предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации установлены Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указанный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения участниками отношений, регулируемых указанных Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, в связи с чем юридические лица являются участниками правоотношений, связанные с владением, пользованием земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.

Случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены статьей 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту  8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ

Ни ЗК РФ, ни Закон об обороте земель не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ.

Следовательно, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 10 Закона об обороте).

Таким образом, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства или сельскохозяйственной организации, участвующей в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 ЗК РФ.

Указанная позиция разделяется судебной практикой (судебные акты Верховного суда Российской Федерации от 7 мая 2018 №306-ЭС18-4157, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2018 по делу №А74-12448/2017, Арбитражного суда Центрального округа от 6 марта 2018 г. №А68-9719/2016, Арбитражного суда Северо-Кавказского от 06 ноября 2019 по делу №63-2042/2019, Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-4544/2020).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этого заявления, совершает одно из следующих действий:

обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»;

принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Требования к содержанию извещения указаны в пункте 2 статьи 39.18 ЗК РФ. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 ЗК РФ) и только в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из действий, определенных в пункте 5 статьи 39.18 ЗК РФ, направленные на удовлетворение поступившего заявления.

При поступлении в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение, определенные в пункте 7 статьи 39.18 ЗК РФ, об отказе в предоставлении земельного участка без конкурсных процедур, обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, а также принимает решение о проведении соответствующего аукциона.

Положения ст. 39.18 ЗК РФ предполагают соблюдение интересов лиц, которые помимо заявителя также заинтересованы в предоставлении земельных участков для вышеперечисленных целей.

Процедура, связанная с рассмотрением заявлений граждан на предоставление земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности и опубликованием соответствующего извещения, направлена на выявление потенциальных приобретателей таких земельных участков.

Отсутствие публикации извещения в печатных изданиях и интернет ресурсе о предоставлении земельных участков лишает потенциальных приобретателей на равных правах принимать участие в распределении муниципальных земельных участков, препятствуя реализации цели выставления земельных участков на публичную продажу, ущемляет права и свободы неограниченного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, выразившиеся в заключении договоров аренды №115/19 от 28 августа 2019 года, 116/19 от 28 августа 2019 года, без надлежащего опубликования о предоставлении земельных участков, предусмотренного статьёй 39.18 ЗК РФ, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещает ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Закрепленный данной нормой запрет распространяется прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях Исполнительного комитета признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения договоров аренды №115/19 от 28 августа 2019 года, 116/19 от 28 августа 2019 года, без надлежащего опубликования о предоставлении земельных участков, предусмотренного статьёй 39.18 ЗК РФ, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения в срок в течение 30 (тридцати) дней с момента получения предупреждения путем возврата, переданных по указанным договорам, земельных участков в муниципальную казну.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 30 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны