Решение №АЯ-04/13302 Решение по делу №016/07/3-1949/2021 от 20 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/13302 от 20.10.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «Крафт-Айр» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Крафт-Айр» (вх.13110, вх.13111/ж, вх.13113/ж от 29.09.2021 г.), (вх.13267/ж от 01.10.2021 г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД» при проведении закупки №32110543413 на предмет: «1616-2021-02265 Выполнение работ по модернизации азотной станции»,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110543413 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 10.08.2021 года.

Заказчик –     АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД».

Начальная (максимальная) цена договора – 5 873 994,00 руб.

Предмет закупки - 1616-2021-02265 Выполнение работ по модернизации азотной станции.

Суть жалоб, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

1.Относительно довода, что в документации к закупке указаны дополнительные критерии, которые ограничивают конкуренцию.

Согласно жалобе, установленные в документации подкритерии:

П. 2.1. подкритерий №1 – обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору: - Руководители в количестве 2 человек с предоставлением аттестационных протоколов либо выписки из протоколов по следующим блокам:

А.1.Основы промышленной безопасности.

Б.1.23.Эксплуатация стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов.

Б.2.16.Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих стационарные компрессорные установки, воздухопроводы и газопроводы Данные требования никак не подтверждают объективность данного требования.

П.2.3. подкритерий №3 – обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору: «Наличие в городе Казани уполномоченного сервисного центра»

не могут быть объективными и ограничивают конкуренцию.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на

сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение).

Согласно пояснениям заказчика, в соответствии с нормами Положения на основании выбранного способа закупки при формировании закупочной документации Заказчиком может быть определен порядок оценки и сопоставления заявок. При котором победителем закупки признается участник, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки продукции.

Руководствуясь рекомендациями Положения заказчик установил критерии оценки для обеспечения достижения следующих целей:

1) обеспечение целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение продукции (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

2) выбор в результате оценки и сопоставления заявок на участие в закупке поставщиков, способных наилучшим образом исполнить договор и минимизировать риски его ненадлежащего исполнения и/или юридические, репутационные риски;

3) установление критериев для выбора поставщиков, основанных на реальных потребностях Заказчиков в продукции с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Требование направлено на выбор подрядчика, способного исполнить договор надлежащим образом, не имеет целью искусственно ограничить число потенциальных участников, обеспечивает разумный баланс между стремлением заказчика снизить риски ненадлежащего исполнения договора по итогам закупки и необходимостью обеспечения расширения возможностей участия в закупке.

В соответствии с нормами Положения при формировании закупочной документации Заказчиком был определен порядок оценки и сопоставления заявок. Помимо ценового критерия оценки, установлен неценовой критерий «Квалификация участника закупки».

В рамках неценового критерия, в соответствии с п. 3.10.2.3. Приложения №6 к Положению, заявки участников оценивались по подкритериям: «обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору» - 50%, «наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема» - 20% и «обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору» - 30%. Установленные требования были указаны в Приложении №2 к Информационной карте «Порядок оценки и сопоставления заявок», а также в Приложении №3 к Информационной карте «Требования к составу заявки».

Оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с критериями оценки (включая подкритерии оценки, а также содержание и значимость (весомость) каждого критерия / подкритерия оценки) и в порядке, установленными приложением №2 к информационной карте. Применение иного порядка и/или критериев оценки, кроме предусмотренных в документации о закупке, не допускается.

На участие в Запросе предложений было подано 4 заявки. Представленные документы и сведения в составе заявки на участие ООО «Крафт-Айр» для оценки сопоставления заявок согласно установленным критериями соответствовали не в полном объеме с требованиями документации о закупке.

В рамках подкритерия обеспеченность кадровыми ресурсами участник не приложил подтверждающие документы, а именно копии трудовых книжек, трудовых договоров или договора гражданско-правого характера, копии документов, подтверждающие квалификацию работников (протокол либо выписки из протокола), а именно выписки из протоколов по блокам: АЛ Основы промышленной безопасности; Б.1.23 Эксплуатация стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов; Б.2.16. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих стационарные компрессорные установки, воздухопроводы и газопроводы.

В связи с тем, что входящий в состав азотной станции ресивер азота зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, на все работы по монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования под давлением распространяются требования, предусмотренные п. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» и п. 101 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020г. № 536 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».

Бригада, выполняющая работы по модернизации азотной станции должна состоять не менее чем из 2-х человек, включая руководителя (основание - приказ Ростехнадзора от 15.12.2020г. №528 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ»).

В рамках подкритерия наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема участник не предоставил копии документов, подтверждающих их исполнение (акты сдачи-приемки, подписанные с обеих сторон).

Документы в рамках подкритерия обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору ООО «КрафтАйр» предоставил в полном объеме.

Технологический процесс производства лопастей АО «Казанский вертолетный завод» напрямую зависит от снабжения азотом, вырабатываемым азотной станцией. В целях обеспечения качества производимой продукции, а также во избежание убытков предприятия, связанных с производством бракованной продукции, простоем оборудования время реагирования оперативного персонала при нештатных ситуациях работы азотной станции должно быть минимальным в связи с чем, наличие сервисного центра в городе Казани является в перспективе гарантом оперативного обслуживания оборудования в случае непредвиденных ситуаций, по сравнению с участниками территориально отдаленными от обслуживаемого оборудования.

На основании п.4.16.5 документации о закупке оценка и сопоставление заявок производится только на основании анализа представленных в составе заявок документов и сведений. Непредоставление указанных документов в составе заявки не является основанием для отклонения такой заявки.

Таким образом, заявки участников не отклонялись на основании вышеуказанных подкритериев, кроме того, заявителем также не представлено доказательств, что установление данных подкритериев, привело к ограничению конкуренции при проведении данной закупки, довод заявителя признан необоснованным.

2. Относительно довода, что предложение компании ООО «Крафт-Айр» было недооценено по результатам закупки. Так как оборудование, предложенное ООО «Крафт-Айр» выше классом и качественнее нежели оборудование победителя, а также что установленные техническим заданием характеристики допускают оборудование для разделения газа с заниженными характеристиками.

Представители заказчика пояснили, на основании Протокола №1616-2021-02265-01 от 06.09.2021 рассмотрения первых частей заявок участников закупочной комиссией было принято решение допустить к участию ООО «Крафт-Айр». Описание продукции участником процедуры закупки было подготовлено в соответствии с требованиями пункта 4.6.1 документации о закупке. Вместе с тем, электронная торговая площадка обеспечивает конфиденциальность информации в объеме, требуемом законодательством, в том числе не отображает сведения о других поступивших заявках. Эти меры обеспечивают здоровую конкуренцию на торгах.

Требования к чистоте азота и производительности генератора азота, заложенные в техническом задании прорабатывались и согласовывались специалистами предприятия разных подразделений, исходя из требований технологического процесса производства лопастей, многолетнего опыта работы с данной станцией и паспортных данных существующего оборудования, потребляющего азот. Расширение технических характеристик по чистоте азота и производительности дает возможность использование более широкой линейки оборудования и, соответственно, участников.

Комиссия, по результатам анализа технического задания участников закупки, а также документации заказчика не находит оснований для признания довода обоснованным, кроме того, заявителем было принято участие в закупке, а также выражено согласие с документацией заказчика, заявителем также не представлено доказательств, каким образом установленные характеристики ограничивают количество участников закупки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Крафт-Айр» (вх.13110, вх.13111/ж, вх.13113/ж от 29.09.2021г.), (вх.13267/ж от 01.10.2021г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД» при проведении закупки №32110543413 на предмет: «1616-2021-02265 Выполнение работ по модернизации азотной станции», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны