Решение №04-04/10686 Решение по делу №016/07/3-1572/2021 от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/10686 от 24.08.2021г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «Сетевая компания» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 09.02.2021г. №119-13/366), представителя заявителя ООО «ЭНЕРГО АСТ» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 12.08.2021г. №25), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «ЭНЕРГО АСТ» (вх. №10554 от 05.08.2021г.), перенаправленную по подведомственности из ФАС России на действия заказчика АО «Сетевая компания» при проведении закупки №32110432980 на предмет: «2022/5-1 Оказание услуг по техническому освидетельствованию объектов электросетевого хозяйства филиалов АО «Сетевая компания»»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110432980 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 30.06.2021 года.

Заказчик – Акционерное общество «Сетевая компания».

Сведения о НМЦ, либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора

Общая цена:

 

↓ в том числе по структурным подразделениям (филиалам) заказчика, потребность каждого из которых представлена отдельным лотом

2 715 280,08 руб. без НДС (3 258 336,07 руб. с НДС)

(АЭС) Альметьевские электрические сети

423450, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Шевченко, 13

270 650,32 руб. без НДС (324 780,38 руб. с НДС)

(БЭС) Бугульминские электрические сети

423233, Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Тургенева д.29-а, п/о 3

263 127,28 руб. без НДС (315 752,73 руб. с НДС)

(БуЭС) Буинские  электрические сети

422432, Республика Татарстан, г. Буинск, ул. Космовского, 190

216 197,84 руб. без НДС (259 437,41 руб. с НДС)

(ЕЭС) Елабужские электрические сети

423603, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Чапаева, 48

192 374,88 руб. без НДС (230 849,85 руб. с НДС)

(КЭС) Казанские электрические сети

420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тукая, 109

445 113,20 руб. без НДС (534 135,83 руб. с НДС)

(НкЭС) Нижнекамские электрические сети

423570, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, 14

193 807,84 руб. без НДС (232 569,41 руб. с НДС)

(НчЭС) Набережночелнинские электрические сети

423810, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Московский, 114

140 788,32 руб. без НДС (168 945,98 руб. с НДС)

(ПЭС) Приволжские электрические сети

422701, Промышленная зона Высокая Гора, дом 41

356 986,16 руб. без НДС (428 383,39 руб. с НДС)

(ЧЭС) Чистопольские электрические сети

422980, Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. К.Маркса,36

636 234,24 руб. без НДС (763 481,09 руб. с НДС)

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии 16 августа 2021 года представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 23 августа 2021 года.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

  1. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком неправомерных требований к участникам закупки в части предоставления копии удостоверений специалистов по техническому освидетельствованию устройств в области экспертизы промышленной безопасности на объектах электроэнергетики с правом выполнения расчетов остаточного ресурса электрооборудования, подтверждающие наличие у них группы по электробезопасности не ниже IV до и свыше 1000 В.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке Акционерное общество «Сетевая компания» (далее – Положение).

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с разделом 3.1 документации заказчиком установлены следующие требования у участникам:

3.1.1.   Участвовать в закупке могут участники (ЮЛ, ФЛ, ИП), способные на законных основаниях осуществить условия договора, зарегистрированные и аккредитованные на электронной площадке в установленном порядке, соответствующие указанным ниже обязательным требованиям, и документально подтвердившие свое соответствие. В случае подачи заявки несколькими участниками, выступающими на стороне одного участника закупки (коллективным участником), каждый член коллективного участника должен соответствовать требованиям подпунктов «а» - «з» пункта 3.1.2, остальным требованиям пункта 3.1.2 (при их наличии) должен соответствовать хотя бы один из членов коллективного участника.

3.1.2.   Обязательные требования к участникам:

а)         соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом Закупки;

б)         обладание гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора;

в)         дееспособность (только для физических лиц);

г)         не должен быть банкротом, не находиться в процессе ликвидации или реорганизации. На имущество не должен быть наложен арест, его экономическая деятельность не должна быть приостановлена. В отношении Участника закупки не должны проводиться процедуры банкротства;

д)         отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды;

е)         неприостановление деятельности Участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж)        отсутствие сведений об Участнике в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральными законами 223-ФЗ и 44-ФЗ;

з)         отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона 209-ФЗ;

и)        наличие не менее 1-го специалиста для работы в комиссии по техническому освидетельствованию объектов филиалов ОАО «Сетевая компания»: устройств РЗА, ЛЭП 35-500 кВ, оборудования ПС, ТП, РП, ЛЭП 0,4-6(10) кВ, ЗиС, аттестованных в соответствии с «Правилами аттестации (сертификации) экспертов» (СДА-12-2009) в области экспертизы промышленной безопасности на объектах электроэнергетики с правом выполнения расчетов остаточного ресурса, имеющих группу по электробезопасности не ниже IV до и свыше 1000 В.

Также пунктом 3.2.2 документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе, копии удостоверений специалистов по техническому освидетельствованию устройств РЗА, ЛЭП 35-500 кВ, оборудования ПС, ТП, РП, ЛЭП 0,4-6(10) кВ, ЗиС, аттестованных в соответствии с «Правилами аттестации (сертификации) экспертов» (СДА-12-2009) в области экспертизы промышленной безопасности на объектах электроэнергетики с правом выполнения расчетов остаточного ресурса электрооборудования от соответствующего учебного центра и удостоверения, подтверждающие наличие у них группы по электробезопасности не ниже IV до и свыше 1000 В.

Согласно доводам заявителя, в соответствии с СДА-12-2009 «Правила аттестации (сертификации) экспертов» аттестация экспертов в области экспертизы промышленной безопасности на объектах электроэнергетики с правом выполнения расчетов остаточного ресурса не предусмотрена нормативно-технической документацией, действующей на территории Российской Федерации.

Пунктом 1.5.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 установлено, что на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.

Все энергообъекты, осуществляющие производство, преобразование, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, подлежат ведомственному техническому и технологическому надзору со стороны специально уполномоченных органов.

Согласно пункту 1.5.2 Правил все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.

Техническое освидетельствование технологических схем и электрооборудования проводится по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы, причем при проведении каждого освидетельствования в зависимости от состояния оборудования намечается срок проведения последующего освидетельствования. Теплотехнического - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Зданий и сооружений - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, но не реже 1 раза в 5 лет.

Техническое освидетельствование производится комиссией энергообъекта, возглавляемой техническим руководителем энергообъекта или его заместителем. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, представители служб энергосистемы, специалисты специализированных организаций и органов государственного контроля и надзора.

Задачами технического освидетельствования являются оценка состояния, а также определение мер, необходимых для обеспечения установленного ресурса энергоустановки.

По результатам технического освидетельствования зданий и сооружений устанавливается необходимость проведения технического обследования. Основной задачей технического обследования зданий и сооружений является своевременное выявление аварийно опасных дефектов и повреждений и принятие технических решений по восстановлению надежной и безопасной эксплуатации.

Предметом обжалуемой закупки является оказание услуг по техническому освидетельствованию объектов электросетевого хозяйства филиалов АО «Сетевая компания».

Правила проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики установлены также Приказом Минэнерго России от 14.05.2019 N 465.

Настоящие Правила проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики (далее - Правила) устанавливают требования к организации, содержанию, объему работ при техническом освидетельствовании и порядок его проведения для оборудования, зданий и сооружений в части линий электропередачи (далее - объекты технического освидетельствования) объектов электроэнергетики (за исключением атомных электростанций) по истечении установленного нормативного срока службы (срока эксплуатации для зданий и сооружений) сверх определенного документацией организаций - изготовителей оборудования, либо проектной документацией (для зданий и сооружений).

Согласно пункту 8 Правил в результате технического освидетельствования объекта технического освидетельствования комиссией устанавливается фактическое техническое состояние объекта технического освидетельствования и определяется возможность и условия его дальнейшей эксплуатации.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что ни Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229, ни Правилами проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики установлены Приказом Минэнерго России от 14.05.2019 N 465, ни Правилами аттестации (сертификации) экспертов (СДА-12-2009), указанными заказчиком в документации не установлен порядок и положение об аттестации экспертов в области «экспертизы промышленной безопасности на объектах электроэнергетики с правом выполнения расчетов остаточного ресурса, имеющих группу по электробезопасности не ниже IV до и свыше 1000 В», требуемой заказчику.

Указанная область аттестации экспертов не предусмотрена действующими правовыми актами в области электроэнергетики.

Из буквального толкования положений Закона о закупках (части 6 статьи 3) следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при формировании документации должны таким образом определить требования к участникам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара либо услуги именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Установление указанного требования является неправомерным, не несет за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Установление вышеуказанного требования в качестве обязательного к участникам закупки и отказ в допуске участникам закупки в случае несоответствия такому требованию ограничивает количество участников закупки и является неправомерном, так как действующим законодательством требуемая заказчиком область (экспертиза промышленной безопасности на объектах электроэнергетики с правом выполнения расчетов остаточного ресурса) аттестации экспертов не предусмотрена.

Кроме того, Комиссией установлено, что победителем закупки также не представлены копии удостоверений специалистов по техническому освидетельствованию, аттестованных в соответствии с «Правилами аттестации (сертификации) экспертов» (СДА-12-2009) в соответствии с требуемой заказчику областью экспертизы промышленной безопасности на объектах электроэнергетики с правом выполнения расчетов остаточного ресурса электрооборудования, подтверждающие наличие у них группы по электробезопасности не ниже IV до и свыше 1000 В. Участником приложена копия удостоверения Вакатов А.С., в которой указано, что специалист аттестован в области технического диагностирования, обследования и освидетельствования технических устройств, оборудования и сооружений, без указания права выполнения расчетов остаточного ресурса электрооборудования, как установлено заказчиком в требованиях к участникам.

Учитывая вышеизложенное довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  1. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком неправомерных требований к участникам закупки о наличии специалиста для работы в комиссии по техническому освидетельствованию, аттестованного в области экспертизы промышленной безопасности на объектах электроэнергетики.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Законом о промышленной безопасности установлено, что к опасным производственным объектам не относятся:

объекты электросетевого хозяйства;

работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.

В соответствии с предметом закупки и техническим заданием на оказание услуг по техническому освидетельствованию объектов электросетевого хозяйства филиалов АО «Сетевая компания» в 2022 - 2024 гг. установлен объем работ техническому освидетельствованию объектов электросетевого хозяйства филиалов АО «Сетевая компания» в 2022 - 2024 гг.:

 

 

Наименование филиала

Количество объектов, подлежащих техническому освидетельствованию, шт.

2022 год

2023 год

2024 год

1

Альметьевские электрические сети

1010

275

226

2

Бугульминские электрические сети

542

466

461

3

Буинские электрические сети

594

378

235

4

Елабужские электрические сети

632

206

236

5

Казанские электрические сети

1018

996

471

6

Нижнекамские электрические сети

445

328

309

7

Набережночелнинские электрические сети

364

231

191

8

Приволжские электрические сети

1243

453

297

9

Чистопольские электрические сети

1125

1077

1350

10

Всего:

6973

4410

3776

Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты электросетевого хозяйства филиалов АО «Сетевая компания», на которых необходимо провести техническое освидетельствование не относятся к опасным производственным объектам.

Учитывая предмет закупки, в рассматриваемом случае применяются Правила проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики установлены Приказом Минэнерго России от 14.05.2019 N 465 и Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229.

Правила аттестации (сертификации) экспертов СДА-12-2009 (далее - Правила) устанавливают порядок аттестации (сертификации) экспертов (далее - аттестация), осуществляющих различные виды экспертиз, инспекций (проверок, аудита), технического диагностирования, обследования и освидетельствования технических устройств, оборудования и сооружений, а также сертификацию продукции, услуг и систем управлении (в том числе систем управления промышленной безопасностью, безопасностью в энергетике и строительстве, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и др.) в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

Аттестация экспертов проводится в целях подтверждения достаточности теоретической и практической подготовки, опыта, компетентности, то есть их профессиональных знаний, навыков, мастерства, необходимых для проведения соответствующих экспертных работ.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требование заказчика о наличии не менее 1-го специалиста для работы в комиссии по техническому освидетельствованию объектов филиалов ОАО «Сетевая компания»: устройств РЗА, ЛЭП 35-500 кВ, оборудования ПС, ТП, РП, ЛЭП 0,4-6(10) кВ, ЗиС, аттестованных в соответствии с «Правилами аттестации (сертификации) экспертов» (СДА-12-2009) в области экспертизы промышленной безопасности на объектах электроэнергетики с правом выполнения расчетов остаточного ресурса, имеющих группу по электробезопасности не ниже IV до и свыше 1000 В является неправомерным, так как в рассматриваемом случае объекты электросетевого хозяйства не относятся к опасным производственным объектам. Следовательно, указанная аттестация экспертов не требуется.

Установление указанного требования является неправомерным, не несет за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивает конкуренцию.

Отсутствие требуемого заказчику специалиста не свидетельствует о невозможности исполнить договор либо об отсутствии положительного опыта выполнения аналогичных работ и квалифицированного персонала у участника закупки.

Комиссия приходит к выводу, что устанавливаемые заказчиком требования к участникам закупки, в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, должны в равной степени применяться ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, действия Заказчика не отвечают целям равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и приводят к ограничению допуска к участию в закупке путем установления требований к участникам закупки.

Вместе с тем, заказчиком не приведено достаточных доказательств, что установление данного требования обусловлено какими-либо нормативно правовыми актами.

Установление вышеуказанного требования в качестве обязательного к участникам и отказ в допуске участникам закупки в случае несоответствия такому требованию ограничивает количество участников закупки.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  1. Относительно довода заявителя об отсутствии в документации заказчика требований к аккредитации организации в области электроэнергетики.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Правила проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, утвержденные Приказом Минэнерго России от 14.05.2019 N 465 устанавливают требования к организации, содержанию, объему работ при техническом освидетельствовании и порядок его проведения для оборудования, зданий и сооружений в части линий электропередачи (далее - объекты технического освидетельствования) объектов электроэнергетики (за исключением атомных электростанций) по истечении установленного нормативного срока службы (срока эксплуатации для зданий и сооружений) сверх определенного документацией организаций - изготовителей оборудования, либо проектной документацией (для зданий и сооружений).

Правила не распространяются на:

правоотношения по проведению освидетельствования зданий и сооружений, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477);

опасные производственные объекты, требования к которым определены в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860).

Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие на праве собственности или ином законном основании входящими в состав энергосистемы объектами электроэнергетики (далее - владельцы объектов электроэнергетики) обязаны обеспечить проведение технического освидетельствования объектов технического освидетельствования, перечень которых указан в пункте 4 Правил, в соответствии с Правилами, если иное не предусмотрено требованиями документации организации - изготовителя оборудования, либо проектной документации.

Согласно указанным Правилам специализированная организация – это организация, аккредитованная в области электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил установлено, что с целью обеспечения проведения технического освидетельствования владельцы объектов электроэнергетики должны выполнить следующие требования:

сформировать перечень объектов технического освидетельствования с возможностью его расширения для каждого объекта электроэнергетики, а также периодичность проведения их технического освидетельствования;

сформировать и утвердить годовые и перспективные графики технического освидетельствования на срок не менее пяти лет;

образовать комиссию по проведению технического освидетельствования (далее - комиссия);

определить критерии привлечения к работе комиссии представителей специализированных организаций и организаций - изготовителей оборудования;

определить сроки проведения первичного технического освидетельствования объектов технического освидетельствования при отсутствии в документации организации - изготовителя оборудования или проектной документации установленного срока службы (срока эксплуатации);

утвердить формы документов, подтверждающих проведение мероприятий, проводимых в рамках технического освидетельствования, и итоговых документов, формируемых по результатам работы комиссии;

разработать мероприятия, направленные на обеспечение продления срока эксплуатации объекта технического освидетельствования по результатам проведенного технического освидетельствования.

В соответствии с техническим заданием на оказание услуг по техническому освидетельствованию объектов электросетевого хозяйства филиалов АО «Сетевая компания» в 2022 - 2024 гг. заказчиком установлено, что оказание услуг по техническому освидетельствованию объектов филиалов АО «Сетевая компания»: устройств РЗА, ЛЭП 35-500кВ, оборудования ПС, ТП, РП, ЛЭП 0,4-6(10)кВ, ЗиС в 2022-2024 гг. специализированной организацией в соответствии с объемами и сроками, указанными в Приложении 1 к техническому заданию.

Объем и стоимость оказания услуг может быть пересмотрен после ввода в действия Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей в новой редакции, путем заключения дополнительного соглашения к договору.

Подробный план-график проведения технического освидетельствования объектов будет предоставлен филиалами после заключения договоров.

Таким образом, в техническом задании заказчиком установлено, что услуги должны быть оказаны специализированной организацией.

Деятельность по аккредитации специализированных организаций регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Росаккредитация является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа РФ по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, экспертов и экспертных организаций.

В случае привлечения к работе комиссии по проведению технического освидетельствования на объектах электроэнергетики специализированных организаций, необходимо соблюдать требования действующего законодательства в части компетенция специализированных организаций, привлекаемых владельцами таких объектов к работе в комиссии.

Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что документация заказчика не содержит требований к аккредитации участников закупки в области электроэнергетики, тогда как услуги должны быть оказаны специализированной организацией.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что заказчиком по результатам проведения закупки на оказание услуг по техническому освидетельствованию объектов электросетевого хозяйства филиалов АО «Сетевая компания» по 9 лотам заключено 8 договоров. Договор не заключен по техническому освидетельствованию объектов Казанских электрических сетей.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства по лоту №5 (техническое освидетельствование объектов электросетевого хозяйства Казанских электрических сетей).

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка может быть недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Татарстанское УФАС России сообщает, что заявитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании заключенных договоров по остальным лотам закупки недействительными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу заявителя жалобу ООО «ЭНЕРГО АСТ» (вх. №10554 от 05.08.2021г.), перенаправленную по подведомственности из ФАС России на действия заказчика Акционерное общество «Сетевая компания» при проведении закупки №32110432980 на предмет: «2022/5-1 Оказание услуг по техническому освидетельствованию объектов электросетевого хозяйства филиалов АО «Сетевая компания»» обоснованной.
  2. Признать заказчика Акционерное общество «Сетевая компания» нарушившим требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать заказчику Акционерное общество «Сетевая компания» предписание об устранении нарушений действующего законодательства по лоту №5.
  4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны