Решение №СП-05/12526 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/17-236/2019 от 23 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №СП-05/12526 от 23.08.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/17-236/2019 в отношении ГУ-РО «Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан» (ИНН 1655003950, 420061 РТ, г. Казань, ул. Кави Наджми. 2/39) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка определения победителя или победителей торгов, что выразилось в заключении множества контрактов суммой до 100 000 рублей, при фактическом оказании услуг на сумму превышающую 100 000 рублей, с целью обхода процедуры конкурентной закупки,

УСТАНОВИЛА:

В Татарстанское УФАС России поступили материалы проверки Управления ФСБ России по Республике Татарстан (вх.№3293 от 28.02.2019) на действия Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Фонд).

В ходе анализа представленной информации, выявлено следующее.

За 2016-2018 год Фондом были заключены контракты на сумму менее 100 000 рублей с рядом организацией без проведения закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Данные отражены в нижепредставленной таблице.

№ договора

Дата заключения контракта

Цена контракта

(руб.)

Исполнитель

Предмет

335

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

336

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

342

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

344

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

345

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

346

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

333

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

334

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

337

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

338

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

339

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

340

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

341

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

343

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

178

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

179

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

180

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

181

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

182

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

183

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

184

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

185

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

186

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

187

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

188

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

189

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

190

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

191

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

192

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

378

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

379

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

180

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

381

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

382

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

383

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

384

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

385

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

386

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

379

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

380

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

381

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

382

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

383

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

384

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

385

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

386

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

387

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

388

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

377

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

395

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

396

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

397

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

398

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

399

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

400

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

401

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

402

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

403

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

404

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

405

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

406

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

407

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

408

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

409

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

410

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

411

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

412

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

413

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

414

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

415

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

416

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

417

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

418

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

419

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

420

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

421

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

422

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

423

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

424

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

425

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Вместе с тем, на основе анализа договоров Татарстанским УФАС России выявлено злоупотребление заказчиком вышеописанным пунктом, путем заключения договоров на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, что нарушает принципы статьи 8 Закона о контрактной системе и дает преимущества определенной компании при осуществлении закупочных процедур.

Анализ вышеперечисленных договоров показал, что договоры заключались на идентичный предмет, и в один промежуток времени, что позволяет говорить об умышленном разделении объема работ по договорам со стороны заказчика на несколько раздельных договоров в целях обхода необходимости проведения конкурентных процедур.

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (часть13 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2. методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 №567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что работы в рассматриваемых случаях являются абсолютно идентичными, в связи с чем их можно было исполнить в рамках одного контракта с непосредственной публикацией извещения, проведением торгов, а также привлечением максимального числа заинтересованных лиц, то есть в рамках действующего законодательства.

Действия Фонда по заключению множества контрактов на сумму менее 100 000 рублей явно свидетельствуют об искусственном дроблении предмета договора.

Так, между Фондом и Лечебно-профилактическим учреждением профсоюзов санаторий «Жемчужина» заключено 42 договора общую сумму 3 695 752,80 руб. Учитывая идентичность предмета, имелась очевидная возможность названные договоры объединить в одну закупку. При данных условиях, возникло бы соперничество хозяйствующих субъектов на право заключения соответствующего контракта. Однако ввиду разделения объема работ на множество контрактов ценой до 100 000 рублей, названное соперничество не возникло, и Фонд самостоятельно определил организацию, с который был заключен договор.

Кроме того, перечень названных контрактов не исчерпывающий.

Региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан осуществлялось аналогичное разделение объема работ при заключении контрактов с ОАО «Мобильная государственная связь», ООО «Буревестник», ООО «Алсея», ООО «Арсенал», ООО «Торнадо-Авто», ООО «Римоторс», АО «Санаторий Крутушка», ЗАО «Санаторий Радуга», ООО «Санаторий-Профилакторий «Вита», Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Васильевский».

Данные отражены в нижепредставленной таблице.

№ договора

Дата заключения контракта

Цена контракта (руб.)

Исполнитель

Предмет

47

28.03.2016

78 300

ОАО «Мобильная государственная связь»

Сотовая радиотелефонная связь стандарта GSM для нужд ГУ-РО ФСС РФ по РТ

206

30.06.2016

78 300

ОАО «Мобильная государственная связь»

Сотовая радиотелефонная связь стандарта GSM для нужд ГУ-РО ФСС РФ по РТ

315

03.10.2016

78 300

ОАО «Мобильная государственная связь»

Сотовая радиотелефонная связь стандарта GSM для нужд ГУ-РО ФСС РФ по РТ

562

30.12.2016

78 300

ОАО «Мобильная государственная связь»

Сотовая радиотелефонная связь стандарта GSM для нужд ГУ-РО ФСС РФ по РТ

41

27.03.2017

78 300

ОАО «Мобильная государственная связь»

Сотовая радиотелефонная связь стандарта GSM для нужд ГУ-РО ФСС РФ по РТ

195

03.07.2017

78 300

ОАО «Мобильная государственная связь»

Сотовая радиотелефонная связь стандарта GSM для нужд ГУ-РО ФСС РФ по РТ

270

29.09.2017

78 300

ОАО «Мобильная государственная связь»

Сотовая радиотелефонная связь стандарта GSM для нужд ГУ-РО ФСС РФ по РТ

559

27.12.2017

78 300

ОАО «Мобильная государственная связь»

Сотовая радиотелефонная связь стандарта GSM для нужд ГУ-РО ФСС РФ по РТ

84

02.04.2018

78 300

ОАО «Мобильная государственная связь»

Сотовая радиотелефонная связь стандарта GSM для нужд ГУ-РО ФСС РФ по РТ

93

16.05.2016

99 900

АО «БУРЕВЕСТНИК»

Оказание услуг по перевозке льготной категории граждан, получателей набора социальных услуг и их сопровождающих по путевкам ГУ РО ФСС РФ по РТ

94

16.05.2016

99 900

АО «БУРЕВЕСТНИК»

Оказание услуг по перевозке льготной категории граждан, получателей набора социальных услуг и их сопровождающих по путевкам ГУ РО ФСС РФ по РТ

298

14.09.2016

99 900

АО «БУРЕВЕСТНИК»

Оказание услуг по перевозке льготной категории граждан, получателей набора социальных услуг и их сопровождающих по путевкам ГУ РО ФСС РФ по РТ

455

02.12.2016

70 000

АО «БУРЕВЕСТНИК»

Оказание услуг по перевозке льготной категории граждан, получателей набора социальных услуг и их сопровождающих по путевкам ГУ РО ФСС РФ по РТ

52

31.03.2017

99 900

АО «БУРЕВЕСТНИК»

Оказание услуг по перевозке льготной категории граждан, получателей набора социальных услуг и их сопровождающих по путевкам ГУ РО ФСС РФ по РТ

53

31.03.2017

10 000

АО «БУРЕВЕСТНИК»

Оказание услуг по перевозке льготной категории граждан, получателей набора социальных услуг и их сопровождающих по путевкам ГУ РО ФСС РФ по РТ

264

27.09.2017

99 900

АО «БУРЕВЕСТНИК»

Оказание услуг по перевозке льготной категории граждан, получателей набора социальных услуг и их сопровождающих по путевкам ГУ РО ФСС РФ по РТ

487

01.12.2017

40 600

АО «БУРЕВЕСТНИК»

Оказание услуг по перевозке льготной категории граждан, получателей набора социальных услуг и их сопровождающих по путевкам ГУ РО ФСС РФ по РТ

116

16.04.2018

99 900

АО «БУРЕВЕСТНИК»

Оказание услуг по перевозке льготной категории граждан, получателей набора социальных услуг и их сопровождающих по путевкам ГУ РО ФСС РФ по РТ

154

01.06.2016

70 490

ООО «АЛСЕЯ»

Поставка офисной мебели для нужд ГУ РО ФСС РФ по РТ

275

26.08.2016

99 036

ООО «АЛСЕЯ»

Поставка офисной мебели для нужд ГУ РО ФСС РФ по РТ

537

26.12.2016

47 849

ООО «АЛСЕЯ»

Поставка офисной мебели для нужд ГУ РО ФСС РФ по РТ

536

26.12.2016

49 627

ООО «АЛСЕЯ»

Поставка офисной мебели для нужд ГУ РО ФСС РФ по РТ

535

26.12.2016

49 940

ООО «АЛСЕЯ»

Поставка офисной мебели для нужд ГУ РО ФСС РФ по РТ

509

20.12.2016

49 796

ООО «АЛСЕЯ»

Поставка офисной мебели для нужд ГУ РО ФСС РФ по РТ

485

15.12.2016

99 802

ООО «Арсенал»

поставка бумаги листовой для офисной техники

492

16.12.2016

99 802

ООО «Арсенал»

поставка бумаги листовой для офисной техники

519

21.12.2016

99 802

ООО «Арсенал»

поставка бумаги листовой для офисной техники

527

23.12.2016

99 802

ООО «Арсенал»

поставка бумаги листовой для офисной техники

515

21.12.2016

99 221

ООО «Арсенал»

Поставка хозтоваров для нужд ГУ-РО ФСС

518

21.12.2016

99 537

ООО «Арсенал»

Поставка канцелярских товаров

100

18.04.2017

19 671

ООО «Арсенал»

Поставка канцелярских товаров

113

25.04.2017

27 045

ООО «Арсенал»

Поставка электроинструментов

332

20.11.2017

86 000

ООО «Торнадо-Авто»

Химическая чистка автомобилей ГУ-РО ФСС

464

24.11.2017

99 520

ООО «Торнадо-Авто»

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГУ-РО ФСС

483

30.11.2017

99 520

ООО «Торнадо-Авто»

Поставка моторных масел

518

14.12.2017

99 580

ООО «Торнадо-Авто»

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГУ-РО ФСС

516

14.12.2017

99 800

ООО «Торнадо-Авто»

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГУ-РО ФСС

537

22.12.2017

60 000

ООО «Торнадо-Авто»

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГУ-РО ФСС

538

22.12.2017

70 000

ООО «Торнадо-Авто»

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГУ-РО ФСС

120

16.04.2018

35 600

ООО «Торнадо-Авто»

Поставка колесных дисков для нужд ГУ-РО ФСС

84

06.04.2017

33 720

ООО «Римоторс»

Шиномонтаж и ремонт колес автотранспорта аппарата ГУ-РО ФСС

192

30.06.2017

99 900

ООО «Римоторс»

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГУ-РО ФСС

515

14.12.2017

99 860

ООО «Римоторс»

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГУ-РО ФСС

517

14.12.2017

99 940

ООО «Римоторс»

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГУ-РО ФСС

530

19.12.2017

54 540

ООО «Римоторс»

Поставка автомоб. аккумуляторных батарей для нужд ГУ-РО ФСС по РТ

539

22.12.2017

34 315

ООО «Римоторс»

Шиномонтаж и ремонт колес автотранспорта аппарата ГУ-РО ФСС

41

12.02.2018

60 000

ООО «Римоторс»

Шиномонтаж и ремонт колес автотранспорта аппарата ГУ-РО ФСС

149

03.05.2018

98 290

ООО «Римоторс»

Поставка зап. Частей для нужд ГУ-РО ФСС

197

22.05.2018

33 300

ООО «Римоторс»

Поставка запасных частей для Ford Focus ГУ-РО ФСС по РТ

396

24.11.2016

99 846

АО «Санаторий Крутушка»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

404

21.11.2016

99 846

АО «Санаторий Крутушка»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

403

24.11.2016

99 846

АО «Санаторий Крутушка»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

402

24.11.2016

99 846

АО «Санаторий Крутушка»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

401

24.11.2016

99 846

АО «Санаторий Крутушка»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

400

24.11.2016

99 846

АО «Санаторий Крутушка»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

399

24.11.2016

99 846

АО «Санаторий Крутушка»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

398

24.11.2016

99 846

АО «Санаторий Крутушка»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

397

24.11.2016

99 846

АО «Санаторий Крутушка»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

395

24.11.2016

99 846

АО «Санаторий Крутушка»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

447

22.11.2017

84 290

ЗАО «Санаторий Радуга»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

448

22.11.2017

84 290

ЗАО «Санаторий Радуга»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

449

22.11.2017

84 290

ЗАО «Санаторий Радуга»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

450

22.11.2017

84 290

ЗАО «Санаторий Радуга»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

451

22.11.2017

84 290

ЗАО «Санаторий Радуга»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

452

22.11.2017

84 290

ЗАО «Санаторий Радуга»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

453

22.11.2017

84 290

ЗАО «Санаторий Радуга»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

454

22.11.2017

84 290

ЗАО «Санаторий Радуга»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

455

22.11.2017

84 290

ООО «Санаторий –Профилакторий «ВИТА»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

456

22.11.2017

84 290

ООО «Санаторий –Профилакторий «ВИТА»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

457

22.11.2017

84 290

ООО «Санаторий –Профилакторий «ВИТА»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

458

22.11.2017

84 290

ООО «Санаторий –Профилакторий «ВИТА»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

459

22.11.2017

84 290

ООО «Санаторий –Профилакторий «ВИТА»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

460

22.11.2017

84 290

ООО «Санаторий –Профилакторий «ВИТА»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

461

22.11.2017

84 290

ООО «Санаторий –Профилакторий «ВИТА»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

405

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

406

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

407

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

408

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

409

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

410

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

411

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

412

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

413

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

414

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

415

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

416

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

417

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

418

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

419

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

420

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

421

24.11.2016

99 846

Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов Санаторий «Васильевский»

Санаторно- курортное лечение льготной категории граждан

Указанные факты свидетельствуют о регулярном использовании Фондом данной антиконкурентной модели поведения.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурентных торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 4 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Действия Фонда по искусственному дроблению контрактов исключают соперничество хозяйствующих субъектов, которое реализуется при проведении конкурентных закупок, следовательно, устраняют конкуренции при проведении торгов для нужд Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, в действиях Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС от 25.03.2019 г. № 01/130-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1655003950, 420061 РТ, г. Казань, ул. Кави Наджми, 2/39) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в нарушении порядка определения победителя торгов, что приводит к ограничению (устранению) конкуренции.

В своем письме (вх.№ 7452 от 13.05.2019) Фонд представил пояснения, согласно которым необходимость заключения контрактов с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Дополнительные денежные средства, образовавшиеся в результате экономии по заключенным государственным контрактам, в конце календарного года;

2. Дополнительно поступившие ассигнования в конце календарного года;

3. Невозможность проведения конкурентных процедур, ввиду длительности сроков и законом установленные сроки исполнения контрактов;

4. Высокая численность граждан в Республике Татарстан, состоящих на учете для обеспечения путевками и саноторно-курортное лечение – более 42 тысяч человек.

5. Решения судов, требующих безотлагательного исполнения и т.д.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика возможна лишь в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Все вышеперечисленные обстоятельства, представленные Фондом в письме (вх.№7452 от 13.05.2019) никак не свидетельствует о необходимости осуществления закупки услуг на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, и не являются основанием для заключения государственного контракта с единственным поставщиком.

Кроме того, представлен довод о том, что при заключении контракта Фонд руководствовался Письмами Министерствами экономического развития Российской Федерации, согласно которым Закон о контрактной системе не содержит ограничений по количеству заключаемых контрактов ценой, не превышающей 100 тысяч рублей.

Отсюда Фонд делает вывод о том, что согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключать контракты, цена которых не должна превышать ста тысяч рублей в неопределенном количестве.

Комиссия Татарстанского УФАС России обращает особое внимание на неверность толкования названной нормы ГУ-РО «Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

«Осуществление закупки услуг на сумму, не превышающих ста тысяч рублей» и «заключение контракта на сумму до ста тысяч рублей» имеют принципиальное различие.

Так, в 2017 году ООО Санаторий «Санта» оказало Фонду услуги на общую сумму 1 180 066,86 рублей, в то же время стороны заключили 14 контрактов на сумму до 100 000 рублей общей суммой на 1 180 066,86 рублей. В 2016г. ООО «Алсея» заключило с ГУ-РО ФСС 6 контрактов на сумму до 100 000 рублей на предмет поставки офисной мебели на общую сумму 366 711руб., ООО «Арсенал» 8 контрактов на общую сумму 617 634,82 руб., ООО «Торнадо-Авто» 8 контрактов на общую сумму 650 050 руб., ООО «Римоторс» 9 контрактов на общую сумму 613 865 руб.

Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контактной системе не дает права заказчикам заключать неограниченное количество контрактов до 100 000 рублей. Данное положение позволяет заказчикам заключить контракт без проведения конкурса, в случае, если сумма оказываемых услуг не превышает 100 000 рублей.

В представленном примере по оказанию услуг ООО Санаторий «Санта» сумма оказанных услуг превышает необходимый максимум более чем в 10 раз. Заключение контрактов по оказанию данных услуг без проведения торгов однозначно свидетельствует о противоречии действий Фонда принципу обеспечения конкуренции при проведении торгов.

Кроме того Фонд представил довод, согласно которому все контракты с санаториями содержат различающийся предмет контракта по профилям заболевания, соответственно представляемые санаториями услуги не являются идентичными.

Названный довод Комиссией признан несостоятельным, так как согласно части 13 статьи 22 Закона о контрактной системе, при определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Так между ГУ-РО «Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан» и Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина» заключено 42 договора на оказание услуг по санаторно-курортному лечению льготной категории граждан. Во всех 42 контрактах исполнителем выступает Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Жемчужина», то есть стороной каждого из контрактов является одно и то же лицо. Соответственно, с учетом характеристики исполнителя, его деловой репутации, по 42 названным контрактам работы являются идентичными.

Более того, законодательно установлен запрет на включение состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Однако услуги по санитарно-курортному лечению различных профилей заболевания не являются технологически не связанными услугами. Запрет на включение подобного рода услуги в один объект закупки законодательством не запрещен. Следовательно, у Фонда отсутствовали какие-либо препятствия по осуществлению соответствующего объединения в один лот с целью проведения конкурентной закупки.

ГУ-РО «ФСС РФ по РТ» указывает на то, что в исключительных случаях Региональное отделение реализует право предусмотренное п.4 ч.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ от 5.04.2013г. на заключение Государственных контрактов, не превышающих сто тысяч рублей. Исключительными случаями, по мнению ГУ-РО «ФСС РФ по РТ», считаются те обстоятельства, в результате которых Региональному отделению не представляется возможным провести конкурентные процедуры, в виду возникновения экономии бюджетных ассигнований образовавшейся в завершении календарного года, либо при дополнении к раннее выделенным бюджетным ассигнованиям, так же в конце календарного года. Однако данный довод является несостоятельным в виду следующего. Согласно представленной ГУ-РО «ФСС РФ по РТ» информации последнее в 2017году бюджетное ассигнование было выделено в сентябре 2017г. в сумме 6 403 500 руб., при этом в октябре и ноябре 2017г. были заключены контракты посредством конкурентных процедур (электронного аукциона), в частности с санаторием «Ливадия», ООО «КАМАЗЖИЛБЫТ», ЗАО «Санаторий РАДУГА» от 02.10.2017г.; АО «Санаторий Крутушка» от 09.10.2017г., «Белый Яр» от 10.11.2017г.; АО «Санаторий Крутушка», «Жемчужина», ООО «КАМАЗЖИЛБЫТ», «Васильевский», «Ливадия», АНО «санаторий –профилакторий «ГОЛУБОЕ ОЗЕРО», санаторий- профилакторий «Волга» АО «ПОЗиС» от 13.11.2017г. на общую сумму указанных контрактов 23 645 127,62 руб. Таким образом, данные обстоятельства указывают на реализацию бюджетных ассигнований, выделенных в сентябре 2017г., путем проведения конкурентных процедур( электронных аукционов) в октябре-ноябре 2017г.

Довод ГУ-РО «ФСС РФ по РТ» о том, что в результате досрочных расторжений контрактов заключенных в результате конкурентных процедур образовалась значительная экономия бюджетных ассигнований выделенных на 2017 календарный год, был изучен и признается несостоятельным в виду следующего. Согласно дополнительным соглашениям №143,151,149,144,150,145,146,148 о расторжении Государственных контрактов от 10.05.2017 и 02.05.2017г., имеющихся в материалах дела, экономия составила 17 901 202 рублей. Вместе с тем, по результатам анализа договоров, заключенных ГУ-РО «ФСС РФ по РТ» в период с 10.11.2017 по 22.11.2017 (на сумму контракта до 100 000руб.) на санаторно-курортное лечение, установлено, что было заключено за ноябрь 2017г. 117 договоров без основных конкурентных процедур на общую сумму 9 861 976 рублей. Таким образом, сумма выделенных бюджетных ассигнований и экономии средств за счет досрочных расторжений государственных контрактов не соответствует сумме заключенный контрактов без конкурентных процедур.

Выборочно изучив документацию по результатам проведенных аукционов, в частности государственный контракт №2017.58217 от 13.11.2017,установлено, что процесс проведения конкурентных процедур (электронных аукционов) занимает один месяц (с момента публикации извещения до заключения государственного контракта). Таким образом, после расторжения государственных контрактов и возвращении денежных средств в ноябре 2017г., ГУ-РО «ФСС РФ по РТ» имело возможность провести конкурентные процедуры (электронные аукционы) путем реализации денежных средств, полученных в результате экономии.

Необходимо отметить, что ГУ-РО «ФСС РФ по РТ» не раскрыт порядок отбора учреждений, предоставляющих услуги по санаторно-курортному лечению граждан. В частности контракты до 100 000 рублей были заключены с ООО «Санаторий Санта», «Жемчужина» (Татарстан), санаторий «Ливадия», ООО Клиника-санаторий «Набережные Челны», санаторий «Радуга», ООО «Санаторий Сосновый бор», «Лучезарный» (Татарстан), ОО «Санаторий-профилакторий Вита». Однако на территории Республики Татарстан действует более 30 учреждений, обладающих лицензией на соответствующие услуги.

Также ГУ-РО «ФСС РФ по РТ» не раскрыт порядок отбора учреждений, предоставляющих услуги сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM для нужд ГУ-РО «ФСС РФ по РТ», где контракты до 100 000 рублей были заключены только с ОАО «Мобильная государственная связь», аналогично по услуге перевозка граждан получателей набора социальных услуг по путевкам ГУ-РО «ФСС РФ по РТ» контракты до 100 000 рублей были заключены только с ООО «Буревестник», по услуге поставка офисной мебели-ООО «Алсея», по услуге поставка бумаги листовой для офисной техники для нужд ГУ-РО «ФСС»- ООО «Арсенал», по услуге диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГУ-РО «ФСС РФ по РТ»- ООО «Торнадо-Авто», по услуге шиномонтаж и ремонт колес автотранспорта аппарата «ГУ-РО ФСС РФ по РТ»- ООО «Римоторс».

Заключение множества контрактов ценой до 100 000 рублей для исполнения общего объема идентичных работ для государственных заказчиков на общую сумму более 100 000 рублей нарушает требования Закона о контрактной системе в части несоблюдения порядка заключения контракта с единственным поставщиком, противоречит принципу обеспечения конкуренции, установленному статьей 8 Закона о контрактной системе, нарушает требования антимонопольного законодательства в части совершения действий на торгах, повлекших устранение конкуренции, при осуществлении закупок государственным учреждением.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 был проведен анализ состояния конкурентной среды рынка выполнения услуг по санаторно-курортному лечению граждан, получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в организации (учреждении), оказывающей санаторно-курортные услуги по различным профилям лечения; услуг по сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM; услуг по перевозке граждан получателей набора социальных услуг по путевкам ГУ-РО ФСС РФ по РТ; услуг по поставке офисной мебели; услуг по поставке бумаги листовой для офисной техники; услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей; услуг по шиномонтажу и ремонту колес автотранспорта аппарата.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее – Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 Порядка.

Согласно пункту 10.9 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:
а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять 2016 -2018 года.

Предметом закупок являются услуги в соответствии с документацией соответствующих закупок.

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в закупках, определен исходя из документации соответствующих закупок. К таковым относятся: ООО Санаторий Санта, санаторий Жемчужина (Татарстан), санаторий Ливадия, ООО Клиника-санаторий «Набережные Челны», ЗАО «Санаторий Радуга», ООО «Санаторий-Профилакторий Вита», ООО «Санаторий Сосновый бор», санаторий-профилакторий «Лучезарный»(Татарстан),ООО «Алсея», ООО «Арсенал», ООО «Торнадо-Авто», ООО «Римоторс» и другие потенциальные участники, имеющие лицензию на оказание услуги в соответствии с государственными контрактами.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ГУ-РО «Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан» содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка определения победителя или победителей торгов, что выразилось в заключении множества контрактов суммой до 100 000 рублей, при фактическом оказании услуг на сумму превышающую 100 000 рублей, с целью обхода процедуры конкурентной закупки.

В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчика было направлено заключение об обстоятельствах дела № №016/01/17-236/2019.

Изучив устные и письменные возражения ответчика по делу, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Ответчик пояснил относительно довода о разделении закупок по другим направлениям деятельности ГУ-РО «ФСС РФ по РТ». ООО «Буревестник»- Региональное отделение, выступающее от имени и в интересах РФ оказывает услуги по перевозке гражданам получателям набора социальных услуг и сопровождающих их лиц к месту санаторно-курортного лечения и обратно (по путевкам ГУ-РО ФСС РФ по РТ), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) по междугородним автобусным маршрутам, предусмотренным Техническим заданием в рамках п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ (далее –Закон №178-ФЗ), где предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа граждан- льготной категории, указанных в ст. 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Порядок предоставления ГУ–РО ФСС РФ по РТ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2012 №271н (далее - Административный регламент).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда:

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.10.2005 №167 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний».
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2014 №328 «Об утверждении Порядка представления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

В целях выполнения Закона №178-ФЗ и предоставления бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно согласно Административного регламента Фонда было выделено финансирование на обеспечение бесплатного проезда льготной категории граждан денежные средства в 2017г по статье расходов, граждан воспользовавшихся бесплатным проездом к месту лечения и обратно на основании путевок, выдаваемой Региональным отделением 700 тыс.руб.

Предоставление бесплатного проезда льготной категории граждан на автомобильном транспорте междугороднего сообщения, осуществляется только на автомобильном транспорте организаций, с которыми заключены государственные контракты. Средства на обеспечение граждан проездом к месту лечения и обратно перечисляются региональным отделением непосредственно транспортной организации, оказывающей соответствующие услуги.

В силу пункта 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2004 №864, финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг региональное отделение осуществляло финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан в 2017г. на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с ООО «Буревестник», АО Казанское «ПАТП №1», ООО «Нижнекамское ПАТП-1», ОАО «Черемшанское АТП», ООО «Спутник», ООО «Партнер», ОАО Нурлатское АТП», АО «Альметьевское ПОПАТ».

При этом цена каждого государственного контракта, заключенного по результатам осуществления закупок у единственного поставщика, не превышает ста тысяч рублей, а годовой объем выделенных денежных средств не позволяет объявлять конкурсные процедуры в связи с тем, что количество транспортных организаций включающих вся надлежащую инфраструктуру для осуществления услуги по перевозке пассажиров в каждом муниципальном субъекте РТ не более одного и региональное отделение вынуждено заключать контракт с исполнителем на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ в 2014 году.

При заключении государственного контракта региональное отделение не имеет объективной оценки и фактического направления по путевке льготной категории граждан, для получения санаторно- курортного лечения в тех или иных санаторно- курортных организациях, в связи с чем заключение государственного контракта осуществляется по итогам исполнения того или иного государственного контракта для исполнения региональным отделением своих прямых полномочий по обеспечению набора социальных услуг, в частности бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

АО «Мобильная государственная связь» - в период 2016-2018г. контракты заключались с АО «Мобильная государственная связь» как предложившим минимальную цену на предоставление услуг сотовой связи, среди ведущих операторов связи. Кроме того, контракт с АО «Мобильная государственная связь» включал в себя выгодные услуги основных операторов мобильной связи. Ежеквартально после исполнения контракта подписывались дополнительные соглашения о расторжении государственных контрактов по фактическим выполненным обязательствам сторон. Заключение контрактов способом закупки у единственного поставщика позволяло осуществлять более гибкое перераспределение средств для обеспечения деятельности Фонда, так как сумма исполнения контрактов по итогам кварталов в период 2016- 2018г. была меньше цены заключаемых контрактов.

Изучив документы, представленные в рамках рассмотрения антимонопольного дела, Комиссия Татарстанского УФАС России соглашается с обоснованием ответчика по указанным выше контрактам.

Однако не представлены подтверждения обоснованного разделения объема работ при заключении с ООО «Алсея» 6 контрактов на общую сумму 366 711руб., ООО «Арсенал» 8 контрактов на общую сумму 617 634,82 руб., ООО «Торнадо-Авто» 8 контрактов на общую сумму 650 050 руб., ООО «Римоторс» 9 контрактов на общую сумму 613 865 руб., АО «Санаторий Крутушка» 10 контрактов на общую сумму 998 460 руб., ЗАО «Санаторий Радуга» 8 контрактов на общую сумму 674 323,2 руб., ООО «Санаторий-Профилакторий «Вита» 7 контрактов на общую сумму 590 032,8 руб., Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Васильевский» 17 контрактов на общую сумму 1 697 382 руб. Таким образом, указанные примеры указывают на регулярное использование Фондом рассматриваемой антиконкурентной модели поведения.

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия ГУ-РО «Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан» (ИНН 1655003950, 420061 РТ, г. Казань, ул. Кави Наджми. 2/39), в части нарушения порядка определения победителя или победителей торгов, выразившиеся в заключении множества контрактов суммой до 100 000 рублей, при фактическом оказании услуг на сумму превышающую 100 000 рублей, с целью обхода процедуры конкурентной закупки, привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о необходимости квалификации действий ГУ-РО «Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан», как нарушение требований пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

РЕШИЛА:

  1. Признать ГУ-РО «Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан» (ИНН 1655003950, 420061 РТ, г. Казань, ул. Кави Наджми. 2/39) нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка определения победителя или победителей торгов, что выразилось в заключении множества контрактов суммой до 100 000 рублей, при фактическом оказании услуг на сумму превышающую 100 000 рублей, с целью обхода процедуры конкурентной закупки.
  2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.
  3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны