Решение №АЯ-04/12705 Решение по делу №016/07/3-1697/2020 в отношении ПАО «Казанск... от 18 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по делу №016/07/3-1697/2020
Исх.№АЯ-04/12705 от 18.09.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо], |
Членов Комиссии: |
<…> – [должностное лицо], |
|
<…> – [должностное лицо] , |
в присутствии представителей заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» – <…> (доверенность от 27.12.2019г. №16 А А 5643775), <…> (доверенность от 14.07.2020г. №16 А А 5823756), <…> (доверенность от 27.12.2019г. №16 А А 5643763), в присутствии представителя заявителя <…> – <…> (доверенность от 30.12.2019г. №13-155/19), рассмотрев жалобу <…> (вх. №12597/ж от 09.09.2020г.) на действия заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки №32009429003 на предмет: «1616-2020-02142 Изготовление и поставка штампованной заготовки из сплава 40ХН2МА-ш»,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении конкурса в электронной форме №32009429003 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 24.08.2020 года.
Заказчик – ПАО «Казанский вертолетный завод».
Начальная (максимальная) цена контракта – 25 068 000,00 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», с изменениями, утвержденными от 26.12.2019г.
Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);
9) требования к участникам такой закупки;
10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;
12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
16) иные сведения, определенные положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 3.1.2 проекта договора заказчиком установлено, что с рок поставки продукции составляет не более 30 календарных дней.
В соответствии с пунктом 2.1.5 проекта договора после подписания договора и до поставки первой партии продукции Поставщик в срок не более 30 календарных дней должен направить документ, подтверждающий положительные результаты проведенных периодических или квалификационных испытаний образцов лопастей несущего винта (НВ) с наконечником 8АТ.2710.025.
Согласно довода заявителя, определенный заказчиком срок поставки продукции «не более 30 календарных дней» не соответствует технологическому циклу изготовления для данного вида продукции (технологический цикл изготовления продукции составляет 90 - 120 календарных дней) и является, тем самым, ограничением конкуренции для участия в конкурсе закупки именно производителей данной продукции.
Представить указанный в пункте 2.1.5 проекта договора документ в срок не более 30 календарных невозможно, во-первых, с учётом технологического цикла изготовления наконечника, составляющего 90-120 календарных дней; во-вторых, в связи с отсутствием у Поставщика «образцов лопастей несущего винта (HB) с наконечником 8AT.2710.025».
Согласно пояснениям заказчика, данный срок был установлен в связи с производственной необходимостью, исходя из Плана работы лопастного производства в 2020 году, в целях выполнения в срок принятых ПAO «Казанский вертолетный завод» обязательств перед Заказчиком по заключенному договору №643/07506317/721254 от 28.01.2020г., согласно которому ПAO «Казанский вертолетный завод» должен осуществить поставку лопастей несущего винта в срок до 10 октября 2020г. В соответствии с п.3.1 проекта договора, поставка продукции осуществляется по мере необходимости, по заявкам покупателя отдельными партиями. Размер минимальной партии составляет 100 единиц продукции.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленный заказчиком срок поставки товара и предоставления документов, подтверждающих положительные результаты проведенных периодических или квалификационных испытаний не противоречит требованиям действующего законодательства о закупках, является исполнимым и не ограничивает конкуренцию среди участников закупки.
Требование к сроку поставки и проведения испытаний было сформировано с учетом потребностей заказчика в связи с производственной необходимостью в целях принятых заказчиком обязательств по иному договору. Копия договора приобщена заказчиком к материалам дела.
Комиссией установлено, что на участие в закупке было подано 3 заявки, в том числе от заявителя АО «СМК».
Все участники, подавшие заявки на участие согласились поставить товар, а также представить документы, подтверждающие положительные результаты проведенных периодических или квалификационных испытаний в сроки, установленные заказчиком в документации. Следовательно, довод заявителя о невозможности выполнить обязательства, установленные пунктами 3.1.2 и 2.1.5 проекта договора в срок не более 30 календарных дней является несостоятельным.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар в срок, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу <…> (вх. №12597/ж от 09.09.2020г.) на действия заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки №32009429003 на предмет: «1616-2020-02142 Изготовление и поставка штампованной заготовки из сплава 40ХН2МА-ш», необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <…>
Члены комиссии <…>
<…>