Постановление №АЯ-04/14861 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу №016/04/7.32.3-2162/2021 об администра... от 22 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/14861 от 22.11.2021 г.

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, <…> – [должностное лицо], рассмотрев  материалы дела об административном правонарушении  в отношении юридического лица – АО «Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим» (423574, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, ТЕРРИТОРИЯ ПРОМЗОНА, СООРУЖЕНИЕ 23, ОГРН: 1071651003456, Дата присвоения ОГРН: 26.12.2007, ИНН: 1651052730, КПП: 165101001)  за совершение действий, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба ООО «Метахим» по вопросу правомерности действий заказчика АО «Станция очистки воды – Нижнекамскнефтехим» при проведении закупки №32110442826 на предмет: «КЛП-415731 «Поставка коагулянта гидроксохлорида алюминия для обработки воды в питьевом водоснабжении»»/

По результатам рассмотрения обращения ООО «Метахим» Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Извещение о проведении конкурентного листа №32110442826 на предмет: «КЛП-415731 «Поставка коагулянта гидроксохлорида алюминия для обработки воды в питьевом водоснабжении» было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 02.07.2021 года.

Начальная (максимальная) цена контракта – 27 364 400,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 02.07.2021 (МСК)

Дата и время окончания подачи заявок: 22.07.2021 в 11:00 (МСК)

Дата рассмотрения заявок: 05.08.2021 в 00:00 (МСК)

Дата подведения итогов: 05.08.2021 (МСК)

Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе установлено, что 5 августа 2021 года заказчиком на основании протокола №708 от 05.08.2021г. принято решение об отказе в выборе предложения в закупочной процедуре КЛП-415731 «Поставка коагулянта гидроксохлорида алюминия для обработки воды в питьевом водоснабжении», извещение в ЕИС №32110442826.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочных процедур заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Станция очистки воды – Нижнекамскнефтехим» (далее – Положение), утвержденным 26.08.2019г.

В Положении заказчиком установлено, что конкурентный лист – это иной способ конкурентный способ закупки, не являющийся торгами, не регламентируемый правилами установленными статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Способ закупки товаров, работ, услуг, получения и/или предоставления информации о предлагаемых Участниками товаров, работ, услуг и цен на них, используемых на сайте в сети Интернет, при котором из всех предложений выбор поставщика (поставщиков) осуществляется Заказчиком на основании комплекса ценовых и неценовых критериев, таких как цена, количество, условия, срок поставки, технические характеристики товара и т.д., удовлетворяющих потребностям Заказчика.

Также Положением установлено, что конкурентные способы закупки – способы закупки, при которых обеспечивается соперничество Участников закупки (в том числе по цене договора) и информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения извещения о проведении такой закупки в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет». Закупки, осуществляемые с соблюдением одновременно следующих условий:

1.17.1. информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

1.17.1.1.          путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

1.17.1.2.          посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке не менее чем 2 лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой конкурентной закупки;

1.17.2. обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой конкурентной закупке, окончательных предложениях участников такой конкурентной закупки;

1.17.3. описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством РФ, принятыми во исполнение его нормативными правовыми актами, и настоящим положением.

Согласно пункту 12.3 Настоящим положением предусмотрены следующие способы закупок:

12.3.1. Конкурентные способы закупки путем проведения торгов:

12.3.1.1.          аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

12.3.1.2.          конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

12.3.1.3.          запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

12.3.1.4.          запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

12.3.1.5.          иные конкурентные закупки в электронной форме:

12.3.1.5.1.       конкурентный лист;

12.3.1.5.2.       конкурентный лист с переторжкой;

12.3.1.5.3.       открытый конкурентный лист.

12.3.2. Неконкурентные закупки:

12.3.2.1.          закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

12.3.2.2.          мелкая закупка.

Разделом 8 Положения заказчиком установлен порядок проведения иных способов конкурентных закупок, в том числе конкурентного листа.

Согласно подразделу 59 Положения под конкурентным листом (далее – КЛ) понимается закупочная процедура в электронной форме, проведение которой обеспечивается оператором ЭТП в порядке, установленном настоящим разделом, при котором информация о потребностях Заказчика в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении КЛ.

Публикация извещения о проведении КЛ и предложения Участников не должны расцениваться в качестве объявления о проведении торгов или приглашения принять участие в торгах, а также как оферта или приглашение делать оферты. Соответственно, статьи 435-437, 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации к данному виду закупок не применяются.

По предоставленным Участниками предложениям на ЭТП формируется КЛ, на основание которого победителем признается Участник, предложение которого наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика на основании опубликованных критериев оценки и сопоставления заявок.

Все связанные с КЛ документы и сведения размещаются в ЕИС и на ЭТП в форме электронных документов.

Таким образом, исходя из норм, установленных Положением заказчик имеет право отказаться от проведения закупки, а также не заключать договор по итогам проведенного конкурентного листа (отказаться от заключения договора) с Победителем либо иным Участником, не неся при этом никакой ответственности.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что положения закупочной документации однозначно определяют проведенную заявителем процедуру в качестве торгов в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.

Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребности заказчика.

Закупочная документация размещена в открытом доступе для неопределенного круга лиц и содержит сведения о начальной цене договора, способе обеспечения обязательств, способе определения победителя (включая порядок оценки заявок и порядок заключения договора), особенностях исполнения обязательств по контракту, требования к участникам, то есть содержит информацию, предусмотренную частями 2, 3 статьи 448 ГК РФ.

Оценивая положения закупочной документации, Татарстанское УФАС России признает, что она содержит все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 448 ГК РФ.

Также документацией предусмотрен алгоритм (порядок) оценки заявок, определения предложения, наиболее удовлетворяющего потребности заказчика в соответствии с утвержденным им порядком оценки. Закупочной документацией предусмотрены требования к участнику закупочных процедур, к предмету закупки (Технические характеристики), в том числе требование по срокам поставки, условиям оплаты, к заключению о благонадежности поставщика, к расчетной цене с учетом географического происхождения товаров, что свидетельствует об осуществлении заказчиком выбора участника и предложения, наиболее удовлетворяющего его потребности, исходя из стоимостных и не стоимостных критериев.

Таким образом, проведенная заказчиком процедура полностью удовлетворяет положениям о закупке как о форме торгов, предусмотренной гражданским законодательством.

В этой связи процедура закупки подлежит завершению по правилам части 1 статьи 447 ГК РФ. В системе действующего правового регулирования при проведении конкурентного отбора контрагента является недопустимым наличие у одного субъекта исключительно прав, у другого - исключительно обязанностей. Принципу стабильности и определенности положение общества в правоотношениях с заказчиком не отвечает. Так, например, в случае уклонения общества от заключения договора с заказчиком участник может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков. В то же время заказчик оставляет за собой право отказаться от заключения договора с победителем без принятия на себя какой-либо ответственности.

Ввиду указанных обстоятельств, антимонольный орган приходит к выводу, что проведенная процедура конкурентного листа соответствует правовой природе торгов, и, как следствие, заключение договора по ее итогам является обязательным.

Положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В этой связи, разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках, не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.

В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.

Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения, вне зависимости от того, как оно названо.

В соответствии с частью 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем. Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Положения приведенной нормы не могут быть истолкованы в качестве исключения «иных форм» из числа торгов.

Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем, поскольку возможность проведения торгов в формах иных, помимо конкурса и аукциона, не снимает с заказчиков обязанности по заключению договора с победителем торговой процедуры.

В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.

Оценка проведенной закупки в любом случае должна производиться не из формального ее наименования, а на основании анализа ее положений и требований.

Таким образом, проведенный заказчиком конкурентный лист относится к торгам, как следуя его правовой природе, так и на основании норм Закона о закупках. На основании приведенных норм законодательства следует вывод о невозможности отмены процедуры после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие за исключением возникновения обстоятельств непреодолимой силы, а также об обязательности заключения договора по итогам проведенной закупки.

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчиком Положением установлено, что конкурентный лист является конкурентным способом закупки.

Следовательно, к конкурентной закупке, в том числе, применяются требования частей 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках. Заказчик не вправе отменять конкурентную закупку до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, а также обязан заключить договор по результатам конкурентной закупки не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Действия заказчика по принятию решения об отказе в выборе предложения в закупочных процедурах №32110442826 является нарушением требований части 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках, поскольку данные закупочные процедуры относятся к торгам, как следуя его правовой природе, так и на основании норм Закона о закупках и являются конкурентными способами закупок.

Кроме того, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что нормы п.1.16, п. 59.2 Положения заказчика, о том, что публикация извещения о проведении конкурентного листа и предложения Участников не должны расцениваться в качестве объявления о проведении торгов или приглашения принять участие в торгах, а также как оферта или приглашение делать оферты и, соответственно, статьи 435-437, 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации к данному виду закупок не применяются являются неправомерными и не соответствуют требованиям действующего законодательства (части 1 статьи 3, частей 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках).

Ответственность за данные правонарушения предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), согласно которой нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Таким образом, общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Дата совершения  административного правонарушения: 05.08.2021г.

Место совершения административного правонарушения: Республика Татарстан, г. Нижнекамск.

На составление протокола об административном правонарушении явился директор общества  «Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим» - <…> – [должностное лицо].

 На рассмотрение протокола явился директор общества  «Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим» - <…> – [должностное лицо] и ходатайствовал при вынесении постановления применить нормы статьи 2.9 КоАП РФ, так как причиной отмены данной закупки явилось, то что после проведения всех испытаний, с ноября 2021 года общество полностью будет закупать коагулянт гидроксохлорида алюминия для обработки воды в питьевом водоснабжении у ПАО «Нижнекамскнефтехим», являющимся взаимозависимым лицом на основании п.5 пп.5.4.12 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «СОВ-НКНХ», и как следствие такого количества объема, как было указано в закупке – 2000 тн, предприятию уже не потребуется (годовая потребность предприятия в настоящее время составляет 1300-1400 тн коагулянта).

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Принимая во внимание, что законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства не были нарушены, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия реального причиненного вреда, совершенного должностным лицом,  должностным лицом Татарстанского УФАС России данное ходатайство было удовлетворено.

Должностное лицо Татарстанского УФАС России, ознакомившись с материалами административного дела, считает, что  лицо нарушило требования части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, однако учитывая, что причиной отмены закупки явилось отсутствие необходимости в приобретении данного товара в таком количестве (2000 тн), а также при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при отсутствии имущественного ущерба, принял решение при вынесении постановления применить нормы статьи 2.9 КоАП РФ.

Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 23.66, 23.86, 29.9, а также статьей 7.32.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Дело в отношении АО «Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим» (423574, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, ТЕРРИТОРИЯ ПРОМЗОНА, СООРУЖЕНИЕ 23, ОГРН: 1071651003456, Дата присвоения ОГРН: 26.12.2007, ИНН: 1651052730, КПП: 165101001)  по части 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  прекратить на основании нормы статьи 2.9 КоАП РФ, прекратить в связи с малозначительностью.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях АО «Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим объявить устное замечание.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны