Решение №АР-08/10381 Решение по делу №016/05/5-699/2019 о нарушении законодательс... от 16 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/10381 от 16.07.2019 года

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-699/2019 в отношении ООО «Камыр» (420141, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кул Гали,  дом 8А, пом. 15; ИНН 1659193797) и ООО «Пицца Ресторантс» (121096, г. Москва, ул. Василисы Кожиной, дом 1, антресоль, эт. 14, пом. 1, ком. 38; ОГРН 1127747188909) на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в отсутствии:

- представителя ООО «Камыр» - извещен;

в присутствии:

- представителя ООО «Пицца Ресторантс»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламной листовки с текстом: «№1 в мире Domino’s Pizza…, <…>, <…>…», что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006  N 38-ФЗ «О рекламе».

Вышеуказанная листовка может вводить потребителей в заблуждение относительно преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ «О рекламе»  недобросовестной признается реклама, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Рекламная листовка с текстом: «№1 в мире» имеет признаки нарушения закона «О рекламе» в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений «№1» без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного места реализации товара перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.

Используемое выражение «№1» подразумевает, что рекламируемый товар (работа, услуга) является лидирующим из числа других однородных товаров (работ, услуг), обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.

Под преимуществом следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару/услуге потребителей.

Для утверждений о рекламируемом товаре (работе, услуге), как имеющем статус «№1», перед другими товарами, необходимо наличие оснований позволяющих судить о таком превосходстве. К таким основаниям можно отнести соответствующие критерии, вызывающие содержание преимущества и достоверность приводимого сравнения. Указание данных критериев в сравнивающей рекламе является существенной информацией для потребителей, умолчание которой влечет искажение смысла рекламы и введение потребителей в заблуждение.

В соответствии с письмом ФАС России от 30.09.2011 г. №АК/37027, к некорректному сравнению относятся случаи, когда делается вывод о превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются. При этом в рекламе может приводиться, как сравнение рекламируемого товара с конкретным другим товаром, так и сравнение рекламируемого товара со всеми иными товарами путем использования «самый лучший», «№1». В отсутствии указания критерия такого сравнения создается впечатление, что рекламируемая услуга обладает заявленным преимуществом по всем критериям. Однако, данный вывод достоверен только в отношении одного или нескольких критериев, но не всех. Отсутствие в рассматриваемой рекламе существенной информации о том, что услуга является лучшей на территории, а именно, в России, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потенциальных клиентов. Таким образом, для того, чтобы использовать в рекламе конструкции «лучший», «первый», «номер один» и т.д. необходимо привести конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

На заседании Комиссии 19 июня 2019 года ООО «Камыр» представило пояснения о том, что указанное Общество работает по договору франшизы и текст рекламы предоставляет ООО «Пицца Ресторантс» (121096, г. Москва, ул. Василисы Кожиной, дом 1, антресоль, эт. 14, пом. 1, ком. 38; ОГРН 1127747188909).

Комиссия пришла к выводу о необходимости привлечения к рассмотрению дела №016/05/5-699/2019 ООО «Пицца Ресторантс» (121096, г. Москва, ул. Василисы Кожиной, дом 1, антресоль, эт. 14, пом. 1, ком. 38; ОГРН 1127747188909).

В связи с привлечением к рассмотрению данного дела ООО «Пицца Ресторантс» Управлением был отправлен запрос информации о возможности возбуждения дела по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006  N 38-ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «Камыр» (420141, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кул Гали,  дом 8А, пом. 15; ИНН 1659193797) и ООО «Пицца Ресторантс» (121096, г. Москва, ул. Василисы Кожиной, дом 1, антресоль, эт. 14, пом. 1, ком. 38; ОГРН 1127747188909), другими территориальными органам ФАС России.

Ответа на указанный запрос, в Татарстанское УФАС России, от других территориальных органов ФАС России не поступало, соответственно, дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения указанной рекламы в других регионах не возбуждались.

На следующем заседании, которое состоялось 12 июля 2019 года, представитель ООО «Пицца Ресторантс» подтвердил, что ООО «Камыр» работает по договору франшизы и текст рекламы предоставляет ООО «Пицца Ресторантс». Представитель Общества согласился с вменяемым ему нарушением.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Учитывая вышесказанное, рассматриваемая реклама содержит признаки недостоверности, а именно не даёт точной информации о преимуществах (цена) рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать рекламу ООО «Пицца Ресторантс» (121096, г. Москва,                  ул. Василисы Кожиной, дом 1, антресоль, эт. 14, пом. 1, ком. 38; ОГРН 1127747188909) с текстом: «№1 в мире Domino’s Pizza…, 8 (843) 233-45-54, 8 (843) 233-42-24…» не соответствующей пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», в части содержания в ней некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений «№1» без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения.

Выдать ООО «Пицца Ресторантс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что не были представлены доказательства о прекращении совершения нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны