Предупреждение №СП-05/15224 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П05-96/2019 о прекращении действий (бездейст... от 10 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ СП-05/15224 от 10.10.2019

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение Горьковской дирекции  по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО «РЖД» (далее – ОАО «РЖД») (вх.№13566 от 20.08.2019г.) перенаправленное из ФАС России по вопросу обоснованности тарифа на тепловую энергию, установленного ПАО «Зеленодольский фанерный завод»( далее – «ПАО «ЗФЗ»).

ПАО «Зеленодольский фанерный завод» (ИНН 1648010787) расположено по адресу: г. Зеленодольск, ул. Кооперативная, д.1.

Производство и передача тепловой энергии для данной организации не является основным видом деятельности.

Источником теплоснабжения является 1 котельная, которая является собственностью организации.

Потребителем тепловой энергии является АО «Российские железные дороги» (здание вокзала). Так, между ОАО «РЖД» в лице Горьковской дирекции по тепловодоснабжению и ПАО «ЗФЗ» заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии №3096783 от 11.10.2018г. В соответствии с данным договором теплоснабжающая организация (ПАО «ЗФЗ») обязана отпустить Потребителю (ОАО «РЖД»), а Потребитель принять, рационально использовать и оплатить тепловую энергию и теплоноситель в виде пара в течение срока действия договора, на объекте ОАО «РЖД», расположенном по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ст. Зеленый Дол.

В соответствии с требованиями законодательства до 01.01.2018 года ПАО «ЗФЗ» осуществляло регулируемую деятельность и подлежало государственному регулированию. Постановлением Госкомитета от 05.11.2015 № 5-19/тэ для данной организации были установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 годы.

Год

1 полугодие (руб./Г кал)

Отклонение к предыдущему периоду регулирования(%)

2 полугодие (руб./Г кал)

Отклонение к предыдущему периоду регулирования (%)

2016

474,80

100,0

513,32

108,1

2017

513,32

100,0

568,09

110,7

2018

545,28

96,0

562,86

103,2

Постановлением Госкомитета от 08.12.2017 № 5-63/тэ тарифы на 2018 год были скорректированы в следующем размере:

в горячей воде:

с 1.01.2018 по 30.06.2018 - 568,09 руб./Гкал на уровне тарифа, утвержденного на 31.12.2017;

с 1.07.2018 по 31.12.2018 - 598,77 руб./Гкал с ростом 105,4% к I полугодию 2018 года.

в паре (от 1,2 до 2,5 кгс/см2):

с 1.01.2018 по 30.06.2018 - 723,04 руб./Гкал;

с 1.07.2018 по 31.12.2018- 762,31 руб./Гкал с ростом 105,4% к I полугодию 2018 года.

Данные тарифы согласованы организацией и в судебных инстанциях оспорены не были.

Заявление об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год от ПАО «ЗФЗ» в адрес Госкомитета РТ по тарифам не поступало.

Согласно представленным организацией отчетным данным за 2017 год, полезный отпуск составил 11784,27 Гкал, в том числе отпуск ОАО «РЖД» - 880,79 Гкал.

Необходимо отметить, что перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения установлен статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) и является исчерпывающим.

Согласно пункту 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, с 01.01.2018 года не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя следующие цены:

цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Кроме того, согласно пункту 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, с 01.01.2019 года производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал данные цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В связи с тем, что ПАО «ЗФЗ» соответствует критериям, определённым пунктом 5 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, с 1 января 2019 года тарифное регулирование в сфере теплоснабжения для ПАО «ЗФЗ» отменено.

Следовательно, ПАО «ЗФЗ» с 2019 года устанавливает тариф самостоятельно.

В частности, в отношении потребителя тепловой энергии –ОАО «РЖД» предлагает установить дополнительным соглашением тариф за поставку тепловой энергии 1824,00 руб/гкал (с НДС) за период с 01.01.2019г., 1866,00 руб/гкал (с НДС) за период с 01.07.2019г.

В адрес Татарстанского УФАС России была предоставлена следующая калькуляция на производство 1Гкал тепловой энергии:

 

Наименование показателей, статей затрат

 

 

 

Ед.изм.

Калькуляция

Расчет ПАО «ЗФЗ»  

на 01.01 2019 год

Расчет ПАО «ЗФЗ»  

на 01.07.2019 год

Топливо

Руб. без НДС

600, 58

600,58

Вода

Руб. без НДС

28,90

29,75

Материалы + ТЗР на материалы (соль для котлов)

Руб. без НДС

9,06

9,97

Электроэнергия

Руб. без НДС

28,00

28,70

Заработная плата

Руб. без НДС

307,55

307,55

Отчисления на соц.

Нужды (единый социальный налог- 31,4%)

Руб. без НДС

96,57

96,57

Общепроизводственные расходы,

расходы на содержание оборудования

Руб. без НДС

245,36

273,21

Производственная себестоимость:

Руб. без НДС

1316,02

1346,32

Административные, коммерческие расходы

Руб. без НДС

65,80

67,32

Полная себестоимость

Руб. без НДС

1381,82

1413,64

Рентабельность -10%

Руб. без НДС

138,18

141,36

Отпускная стоимость без НДС

Руб. без НДС

1520,00

1555,00

Отпускная стоимость с НДС

Руб. с НДС

1824,00

1866,00

Представленная ПАО «ЗФЗ» информация не содержит экономического обоснования выставления вышеуказанных расчетов. Так, основной объем расходов заложен в расходы по топливу. При представлении расчета на топливо ПАО «ЗФЗ» указывается, что на производство 1 гкал расходуется 200 кг условного топлива. При расчете  ПАО «ЗФЗ» использует коэффициент перевода натур. топлива в условное -0,266, указывается себестоимость 1м3 отходов (их дров 20% и топливной щепы 80%)- 798,6 руб., 0,752 *798,6=600,58. Вместе с тем, примененные формулы и коэффициент ничем не обоснованы. В документах, представленных ПАО «ЗФЗ» имеются платежные поручения на покупку у поставщика ООО «ПФМК» (ИНН 1648023497) топливной щепы, однако не приложены соответствующие договоры, обоснование количества предмета купли-продажи, к тому же Обществом приложена калькуляция на изготовление топливной щепы. Таким образом, предоставленные документы не соотносятся с пояснениями Общества. Расчетные данные, применяемые ПАО «ЗФЗ» не имеют документарного подтверждения.

Необходимо отметить, что в своих пояснениях от 04.04.2019 №218 ПАО «ЗФЗ» указывает, что на момент утверждения тарифа, на период 2016-2018г., для производства тепловой энергии использовались отходы собственного производства. В настоящее время, в связи с дефицитом фанерного сырья, себестоимость отходов собственного производства существенно увеличилась, кроме того для производства тепловой энергии в виде пара ПАО «ЗФЗ» вынужден дополнительно приобретать щепу и газ.

Однако, в соответствии с документами, представленными Государственным комитетом по тарифам, ПАО «ЗФЗ» «в связи с отсутствием фанерного сырья с 03.07.2017г. завод находится на полном простое. Учитывая данное обстоятельство, завод не имеет возможности использовать возвратные материалы собственного производства в качестве основного вида топлива, в связи с этим был заключен договор на поставку щепы. Кроме того, в качестве топлива используется газ природный по договору с ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань». Ранее организация не заявляла газ природный в качестве используемого топлива, и не отражала его потребление в отчетных документах. Письмом от 23.10.2017г. №566 организация представила указанные договоры, счета и товарные накладные, подтверждающие фактическое потребление».

Таким образом, указанные расходы появились у ПАО «ЗФЗ» уже в 2017г., и учитывались Государственным комитетом РТ по тарифам при корректировке цен (тарифа) на тепловую энергию в виде пара на 2018год. Увеличение в два раза тарифа в 2019году на этом же основании является экономически необоснованным.

В связи с тем, что доказательства значительного увеличения расходов, необходимых для производства и реализации товара( тепловой энергии) ПАО «ЗФЗ» в адрес Татарстанского УФАС России не представлено, следует, что расходы на производство тепловой энергии остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара.

Аналогично другие показатели, представленные в калькуляции, также не подтверждены соответствующими документами, следовательно не имеют экономической обоснованности.

Учитывая, что тарифы на тепловую энергию, установленные на 2018 год, являются экономически обоснованными, Татарстанское            УФАС России считает, что статьи расходов на 2019 год должны были измениться в пределах индексов-дефляторов, определенных Прогнозом.   

На ПАО «ЗФЗ» распространяются требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора) экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами.

Таким образом, в действиях ПАО «Зеленодольский фанерный завод» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях ПАО «Зеленодольский фанерный завод» (ИНН: 1648010787,422541, РФ, РТ, г.Зеленодольск, ул.Кооперативная, д.1) признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает ПАО «ЗФЗ» о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, в срок до 5 ноября 2019г.

О выполнении предупреждения сообщить в Татарстанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы (подробную калькуляцию (экономическое обоснование) предлагаемых цен и копий документов, подтверждающих каждую строку заявленной калькуляции, и обосновывающих экономическую либо технологическую целесообразность включения той или иной услуги в тариф на тепловую энергию).

<….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны