Предупреждение №ИП-06/12274 Предупреждение П06-96/2018 в отношении Исполнительного комит... от 2 августа 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ИП-06/12274 от 02.08.2019 г.

На основании приказа от 06.06.2018 №02/257-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1601005936; ОГРН 1061674000266; 422230, Республика Татарстан, Агрызский район, г. Агрыз, ул. Гагарина, д.13, каб.34).

По результатам проведения проверки установлено следующее.

На территории Агрызского муниципального района действует МУП «Управление строительства Агрызского муниципального района» (ИНН 1601008662; 422230, РТ, г. Агрыз, ул. Гагарина, д. 13).

Постановлением Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан №703 от 26.11.2015 года утвержден устав МУП «Управление строительства».  

Согласно пункту 2.1 устава МУП «Управление строительства Агрызского муниципального района» предприятие создано для решения социальных задач, выполнение работ, производство продукции, оказание услуг, а также получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия, согласно пункту 2.2, являются:

- управление объектами инфраструктуры промышленной площадкой муниципального уровня (Управляющая компания»;

- оказание услуг резидентам промышленной площадки муниципального уровня;

- предоставление в аренду помещений и объектов инфраструктуры, а также предоставление в субаренду земельных участков промышленной площадки муниципального уровня ;

- участие в разработке проектно-сметной документации и реализации программы строительства и реконструкции объектов гражданского назначения, финансируемых за счет средств местного бюджета и бюджетов всех уровней, реализация планов капитальных вложений, принимаемых ежегодно решениями органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Агрызского муниципального района Республики Татарстан;

- обеспечение организации выполнения проектно-изыскательских и общестроительных работ, финансируемых за счет средств местного бюджета и внебюджетных фондов;

- выдача исходных данных для проектирования объектов строительства, заключение договоров на выполнение проектно-изыскательных работ, создание и передачу научно-технической продукции;

- организация согласования и утверждения проектно-сметной документации, обеспечение своевременного получения исходных данных, необходимых для разработки проектной документации, а также их достоверность и достаточность;

- устанавливает основные принципы определения сметной стоимости строительства, нормативных показателей расхода материальных ресурсов;

- определение размера договорных цен на все виды услуг, в том числе и на строительную продукцию по всем объектам строительства;

- обеспечение проведения экспертизы проектно-сметной документации;

- архитектурная деятельность;

- участие в подготовке предложений о выборе земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией, а также об установлении границ указанных земельных участков;

- оказание правовых услуг для государственной регистрации объектов недвижимости физическим и юридическим лицам, эскизные проекты для индивидуального строительства;

- выдача паспорта индивидуального застройщика, строительных паспортов земельных участков;

- подготовка проектных предложений по размещению всех видов строительства, по оформлению фасадов всех видов зданий;

- организация и осуществление технического надзора за качеством строительных работ, строительных материалов, конструкций, деталей;

- оказание платных посреднических услуг предприятия, организациям и гражданам в вопросах проектирования, технического надзора за строительством объектов в установленном порядке; 

- участие в разработке предложений по совершенствованию договорных отношений в строительстве, участие в проведении подрядных торгов на строительство объектов районного значения и заключения договоров по результатам торгов;    

- осуществление путем заказа на основании договоров подряда выполнения изыскательских, проектных, ремонтных и строительно-монтажных работ и финансирование этих работ;

- исполнение строительных функций по согласованию с органами местного самоуправления по муниципальным контрактам (договорам) на выполнение подрядных работ (оказание услуг, поставку стройматериалов) для муниципальных нужд;

- выступление заказчиков по строительству и реконструкции объектов гражданского назначения, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, а также по строительству жилья за счет средств инвесторов (дольщиков), физических и юридических лиц;

- строительство зданий и сооружений, общестроительные работы;

- заключение договоров долевого участия в строительстве жилья с привлечением средств инвесторов (дольщиков) – как юридических, так и физических лиц. При этом использует денежные средства дольщиков и заложенное с согласия собственника имущество в установленном законом порядке;

- оформление и заключение договоров подряда на капитальное строительство или договоров, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, и обеспечение открытия финансирования;

- предоставление кредита (оплаты) на строительство объектов жилищного, другого гражданского назначения с согласия собственника имущества;

- финансовое посредничество;

- капиталовложения в муниципальную собственность;

- наем специалистов, подбор персонала;

- удаление и обработка твердых бытовых отходов;

- утилизация твердых бытовых отходов;

- уборка территории и аналогичная деятельность;

- предоставление услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжение и водоотведения физических и юридических лиц;

- осуществление деятельности по эксплуатации и обслуживанию тепловых  сетей, котельных и сопутствующего оборудования;

- предоставление услуги по монтажу и обслуживанию систем газоснабжения и газопровода;

- производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- сбор, очистка и распределение воды;

- удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

- сдача в аренду движимого и недвижимого имущества;

- реализация движимого и недвижимого имущества;

- торгово-закупочная деятельность;

- оптовая и розничная торговля продуктами питания, в том числе сельскохозяйственной продукцией, строительными материалами, бытовой химией, иными промышленными товарами; 

- переработка и консервирование фруктов и овощей;

- услуги по хранению и складированию;

- оказание транспортных услуг;

- оказание посреднических услуг;

- оказание услуг по чистке и уборке производственных и жилых помещений и оборудования;

- оказание охранных услуг (деятельность охранников, сторожей и вахтеров для многоквартирных домов, учреждений, фабрик, строительных площадок, гостиниц, театров, концертных и танцевальных залов и т.п.);

- предоставление услуг водителя по перевозке с экскурсионными и прочими целям;

- оказание услуг по стирке и химической чистке, глажения и т.п. всех видов одежды (включая меховую) и текстильных изделий, производимых с помощью механического оборудования, вручную или машинами;

- предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;

- деятельность с целью улучшения физического состояния и обеспечения комфорта, деятельность бань, саун и парных бань. 

Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому, недопустимо осуществление государственными или муниципальными предприятиями деятельности, не указанной в норме пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». 

Товарные рынки, на которых осуществляет деятельность МУП «Управление строительства Агрызского муниципального района», являются конкурентными.

Создание муниципального унитарного предприятия в данных сферах, предоставляет данному предприятию более выгодные условия деятельности, так как при создании муниципального унитарного предприятия за данным предприятием закрепляется муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения (оперативного управления).

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с данной нормой антимонопольного законодательства МУП «Управление строительства Агрызского муниципального района» является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, создание МУП «Управление строительства Агрызского муниципального района», осуществляющего вышеуказанные виды деятельности, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку деятельность указанного предприятия не отвечает пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», осуществляют деятельность на рынках, допускающих участие частных организаций с использованием муниципального имущества, которое может быть передано частным организациям.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При обычных условиях здоровой и справедливой конкуренции МУП «Управление строительства Агрызского муниципального района» должно было осуществлять тот круг деятельности, которое ему предоставляет действующее законодательство.

Кроме того, пунктом 1 Указа Президента РФ от 21.12.2017 N618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" установлено, считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Также в пункте 3 Указа Президента РФ от 21.12.2017 N618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" определено в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции: сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

Пунктом 4 Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента РФ № 618, Правительству Российской Федерации предписано внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих в том числе, ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета  Агрызского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании МУП «Управление строительства Агрызского муниципального района» и непринятия решения о несоответствии деятельности МУП «Управление строительства Агрызского муниципального района» целям создания унитарных предприятий, указанным в Федеральном законе от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании МУП «Управление строительства Агрызского муниципального района» и непринятия решения о несоответствии деятельности МУП «Управление строительства Агрызского муниципального района» целям создания унитарных предприятий, указанным в Федеральном законе от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения, путем осуществления ликвидации унитарного предприятия.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 90 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны