Определение №04-08/3863 Определение о возбуждении дела №016/05/24-168/2019 по призна... от 15 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-08/3863 от 15.03.2019
Я, временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, <…> [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении АО «Детская стоматологическая поликлиника №9» (420103, Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д. 52; ИНН 1657239446) по факту распространения рекламы медицинских в газете «Metro Казань» от 04 марта 2019 года №8 (363) услуг с текстом: «стоматология для всей семьи спешите до 31 марта, лечение во сне, лечение зубов во время беременности, детская стоматология, исправление прикуса, в том числе другие виды стоматологических услуг и т.д.», которая сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, но менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы медицинских в газете «Metro Казань» от 04 марта 2019 года №8 (363) услуг с текстом: «стоматология для всей семьи спешите до 31 марта, лечение во сне, лечение зубов во время беременности, детская стоматология, исправление прикуса, в том числе другие виды стоматологических услуг и т.д.», которая сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, но менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Согласно части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно измерениям Управления, в которых расчеты производились путем нахождения объема необходимого предупреждения об имеющихся противопоказаниях (13 см × 0,7 см = 9,1 см) и общего объема вышеуказанной рекламы (13 см × 15,8 см = 205,4 см), процент объема предупреждения от общего объема составил 9,1 см × 100% ÷ 205,4 см = 4,43%.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация, размещенная в вышеуказанной рекламной листовке содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена посредством размещения на радиостанции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым, производимым соответствующим рекламодателем.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг"
A16.07.001 |
Удаление зуба |
A16.07.001.001 |
Удаление временного зуба |
A16.07.001.002 |
Удаление постоянного зуба |
A16.07.001.003 |
Удаление зуба сложное с разъединением корней |
A16.07.002 |
Восстановление зуба пломбой |
A16.07.002.001 |
Восстановление зуба пломбой I, II, III, V, VI класс по Блэку с использованием стоматологических цементов |
A16.07.002.002 |
Восстановление зуба пломбой I, II, III, V, VI класс по Блэку с использованием материалов химического отверждения |
A16.07.002.003 |
Восстановление зуба пломбой с нарушением контактного пункта II, III класс по Блэку с использованием стоматологических цементов |
A16.07.002.004 |
Восстановление зуба пломбой с нарушением контактного пункта II, III класс по Блэку с использованием материалов химического отверждения |
A16.07.002.005 |
Восстановление зуба пломбой IV класс по Блэку с использованием стеклоиномерных цементов |
A16.07.002.006 |
Восстановление зуба пломбой IV класс по Блэку с использованием материалов химического отверждения |
A16.07.002.007 |
Восстановление зуба пломбой из амальгамы I, V класс по Блэку |
A16.07.002.008 |
Восстановление зуба пломбой из амальгамы II класс по Блэку |
A16.07.002.009 |
Наложение временной пломбы |
A16.07.002.010 |
Восстановление зуба пломбой I, V, VI класс по Блэку с использованием материалов из фотополимеров |
A16.07.002.011 |
Восстановление зуба пломбой с нарушением контактного пункта II, III класс по Блэку с использованием материалов из фотополимеров |
A16.07.002.012 |
Восстановление зуба пломбой IV класс по Блэку с использованием материалов из фотополимеров |
A16.07.003 |
Восстановление зуба вкладками, виниром, полукоронкой |
A16.07.004 |
Восстановление зуба коронкой |
A16.07.005 |
Восстановление целостности зубного ряда несъемными мостовидными протезами |
A16.07.006 |
Протезирование зуба с использованием имплантата |
A16.07.007 |
Резекция верхушки корня |
A16.07.008 |
Пломбирование корневого канала зуба |
A16.07.008.001 |
Пломбирование корневого канала зуба пастой |
A16.07.008.002 |
Пломбирование корневого канала зуба гуттаперчивыми штифтами |
A16.07.008.003 |
Закрытие перфорации стенки корневого канала зуба |
A16.07.009 |
Пульпотомия (ампутация коронковой пульпы) |
A16.07.010 |
Экстирпация пульпы |
A16.07.011 |
Вскрытие подслизистого или поднадкостничного очага воспаления в полости рта |
A16.07.012 |
Вскрытие и дренирование одонтогенного абсцесса |
A16.07.013 |
Отсроченный кюретаж лунки удаленного зуба |
A16.07.014 |
Вскрытие и дренирование абсцесса полости рта |
A16.07.015 |
Вскрытие и дренирование очага воспаления мягких тканей лица или дна полости рта |
При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Данная рекламная листовка является рекламой медицинских услуг, а значит должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, также должна соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, рекламораспространитель.
Рекламодателем является АО «Детская стоматологическая поликлиника №9» (420103, Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д. 52; ИНН 1657239446).
Рекламораспространителем является ООО «Успех-пресс» (420073, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, дом 31/42, оф. 4; ИНН 1660124237).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная рекламная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, реализуемым соответствующими рекламодателями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Возбудить производство по делу №016/05/24-168/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
- Назначить дело №016/05/24-168/2019 к рассмотрению на 27 марта 2019 года в 09 ч. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
- Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе АО «Детская стоматологическая поликлиника №9» (420103, Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д. 52; ИНН 1657239446) и ООО «Успех-пресс» (420073, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, дом 31/42, оф. 4; ИНН 1660124237).
4. АО «Детская стоматологическая поликлиника №9» (420103, Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д. 52; ИНН 1657239446) в срок до 22 марта 2019 года (включительно) представить в Управление (с дублированием на электронный почтовый адрес: <…> (включительно) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:
- учредительные документы АО «Детская стоматологическая поликлиника №9»;
- информация о видах деятельности осуществляемых АО «Детская стоматологическая поликлиника №9» в 2017, в 2018, в 2019 г., с указанием объемов осуществляемых услуг, реализованных товаров, выполненных работ, в стоимостном (руб.) и натуральном выражении (шт. объем и т.п.), информацию о местах осуществления каждого вида деятельности (адреса осуществления деятельности) с приложением подтверждающих документов;
- копии договоров и иные подтверждающие документы (акты выполненных работ и иные) на изготовление и распространение вышеуказанной рекламной листовки;
- информация об изготовителе вышеуказанной рекламной листовки;
- сведения о лице, утвердившем данный рекламный макет, письменные пояснения данного лица;
- иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
- ООО «Успех-пресс» (420073, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, дом 31/42, оф. 4; ИНН 1660124237) в срок до 22 марта 2019 года (включительно) представить в Управление (с дублированием на электронный почтовый адрес: <…> (включительно) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:
- копии договоров и иные подтверждающие документы (акты выполненных работ и иные) на изготовление и распространение вышеуказанной рекламной листовки;
- информация об изготовителе вышеуказанного рекламного макета;
- сведения о лице, утвердившем данный рекламный макет, письменные пояснения данного лица;
- иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
6. Явка представителей АО «Детская стоматологическая поликлиника №9» и ООО «Успех-пресс» в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.
<…> [должностное лицо]