Предупреждение №АЯ-06/3568 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № П06-22/2021 о прекращении действий (бездейс... от 26 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/3568 от 26.03.2021

Комиссией Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №016/01/17-1747/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан были обнаружены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора аренды муниципального имущества (Полигон ТБО) без проведения торгов.

В 2018, 2019, 2020 годах между Болгарским городским Исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Экосервис» (ИНН 1652024366) были заключены договоры аренды Полигона ТБО от 10.10.2018 №52ЭСЧ/18, 10.09.2019 №22а, 10.08.2020 года №23, без проведения торгов.

В соответствии с Актом приема передачи имущества к Договорам аренды муниципального имущества от 10.10.2018 №52ЭСЧ/18, 10.09.2019 №22а, 10.08.2020 года №23, ООО «Экосервис было передано следующие имущество:

№ п/п

Наименование и характеристика объекта

Местонахождение

Шт., кв.м., пог м.

Год ввода, приобретения

Первоначально-восстановительная стоимость (тыс. руб.)

Износ

Остаточная стоимость (тыс. руб.)

%

руб.

1

Служебное бытовое здание с навесом, 1 эт. кирпичное

РТ, Спасский район, Трехозерское сельское поселение, полигон ТБО

18,7 кв.м

2004

88,8

100

 

0

2

Ограждение из металлической сетки

РТ, Спасский район, Трехозерское сельское поселение, полигон ТБО

420 м

2004

97,1

100

 

0

3

Котлован - площадка для захоронения мусора

РТ, Спасский район, Трехозерское сельское поселение, полигон ТБО

1 шт.

2004

274,1

100

 

0

4

Земельный участок

РТ, Спасский район, Трехозерское сельское поселение, полигон ТБО

13 834 кв.м

 

 

 

 

 

 

Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан не представил Комиссии доказательств проведения аукционов на право заключения договора аренды муниципального имущества (Полигон ТБО).

Таким образом, Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан в течении трех лет передавал во владение и пользование ООО «Экосервис» (ИНН 1652024366) муниципальное имущество (Полигон ТБО) без проведения торгов.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Указанное в договоре аренды №52ЭСЧ/18 от 10.10.2018, №22а от 01.09.2019, №23 от 10.08.2020 имущество (Полигон ТБО) принадлежит на праве собственности городскому поселению г. Болгар Спасского муниципального района Республики Татарстан.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, ч. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что гражданско-правовой договор может быть заключен путем проведения торгов.

Особенности заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества определены в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Указанные требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

В ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен общий порядок заключения договора - только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Иного в указанной норме права нет. В данном случае порядок проведения торгов и предъявляемые при этом допустимые требования или ограничения к участникам торгов определяются Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

Также государственное или муниципальное имущество может быть передано по концессионному соглашению, заключенного по результатам проведения торгов, в рамках Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»). 

В ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» указаны объекты (имущество) в отношении которого государственные или муниципальные орган заключает концессионное соглашение.

Согласно подп. 17 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к объектами концессионного соглашения являются объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, действующим законодательство определено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества возможно только по результатам торгов в рамках ст. 17.1 или путем заключения концессионного соглашения, если такое имущество является объектом концессионного соглашения, в рамках Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Соответственно Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан при передачи муниципального имущества (Полигон ТБО по адресу: РТ, Спасский район, Трехозерское сельское поселение, полигон ТБО) и земельного участка с кадастровым номером 16:37:170309:13 на котором расположен Полигон ТБО необходимо было руководствоваться положениями ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Земельного кодекса Российской Федерации.

Однако, в нарушение установленного действующим законодательством порядка Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан передал ООО «Экосервис» (ИНН 1652024366) по договору аренды муниципальное имущество (Полигон ТБО) без проведения конкурентных процедур.

Передача муниципального имущества (Полигон ТБО по адресу: РТ, Спасский район, Трехозерское сельское поселение, полигон ТБО) и земельного участка с кадастровым номером 16:37:170309:13 в аренду хозяйствующему субъекту без проведения конкурентных процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.

Таким образом, Болгарским городским Исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан был нарушен порядок предоставления муниципального имущества, в результате чего ООО «Экосервис» (ИНН 1652024366) в аренду было предоставлено муниципальное имущество (Полигон ТБО) без проведения торгов.

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Исходя из изложенного, в действиях Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора аренды муниципального имущества (Полигон ТБО) с ООО «Экосервис» (ИНН 1652024366) без проведения торгов, что в конечном итоге привело к ограничению конкуренции.

В связи с наличием в действиях Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора аренды муниципального имущества (Полигон ТБО) с ООО «Экосервис» (ИНН 1652024366) без проведения торгов, что в конечном итоге привело к ограничению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем обеспечения возврата муниципального имущества (Полигон ТБО) расположенного по адресу: Республики Татарстан, Спасский муниципальный район, Трехозерское сельское поселение и земельного участка с кадастровым номером 16:37:170309:13 из владения и пользования ООО «Экосервис» (ИНН 1652024366) в муниципальную казну города Болгар, а также путем отмены постановлений  Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан на основании которых муниципальное имущество (Полигон ТБО) было предоставлено ООО «Экосервис» (ИНН 1652024366), при соблюдении требований Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Предупреждение должно быть исполнено в течение 60 дней с момента получения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны