Решение №АЯ-04/17111 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-2239/2020 от 29 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. № АЯ-04/17111 от 29.12.2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика ФБУЗ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН)" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №06/14125 от 20.11.2020г.), в присутствии представителя заявителя ООО «Алина-Нова» (доверенность №б/н от 17.09.2020 г.), рассмотрев жалобу ООО «Алина-Нова» (вх. №16992/ж от 09.12.2020 г.) на действия заказчика ФБУЗ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН)" при проведении закупки №32009710862 на предмет: Поставка средств дезинсекции для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» и филиалов»,
УСТАНОВИЛА:
Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32009710862 в Единой информационной системе - 07.12.2020 года.
Способ проведения закупки: Открытый аукцион в электронной форме.
Заказчик – ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН)".
Начальная (максимальная) цена договора — 7 076 853,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, Заказчиком в техническом задании установлены характеристики товаров по позициям «Дезар дуст», «Дихлофос Крипс», «Акароцид», «Клинбейт гель приманка диски», «Танзанит гель», подпадающих под конкретного производителя.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, а именно:
- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Техническим заданием аукционной документации заказчиком были установлены следующие требования к товарам по позициям «Дезар дуст», «Дихлофос Крипс», «Акароцид», «Клинбейт гель приманка диски», «Танзанит гель»:
Наименование |
Технические характеристики |
Кол-во в упаковке |
Ед. изм. |
Цена за ед., руб. |
Дезар дуст или эквивалент |
Средство представляет собой порошок серого цвета, содержащий в качестве ДВ:циперметрин не более (0,3%), малатион не более (0,7%), пиперонилбутоксид не более (0,5%). Обладает острым инсектицидным действием в отношении тараканов, мух, блох, постельных клопов, муравьев. Средство применяется на объектах различного назначения.. Срок годности: не менее 2 года. |
не менее 50 гр |
кг |
115 |
Дихлофос Крипс 300 мл или эквивалент |
Аэрозоль для уничтожения летающих насекомых (мух, комаров, москитов) и ползающих. ДВ: тетраметрин не менее 0,2%, d-фенотрин 0,2%. Фасовка: аэрозольный баллон не менее 300 мл. |
фл не менее 300 мл |
шт |
113 |
Акароцид или эквивалент
|
Средство инсектоакарицидное в виде концентрата эмульсии представляет собой прозрачную жидкость светло-коричневого цвета. ДВ: фентион не более 40% и циперметрин не более 10%. Средство обладает острым инсектоакарицидным действием в отношении тараканов, муравьев, клопов, блох, имаго и личинок мух и комаров, ос, крысиных и иксодовых клещей. Фасовка: 1 л.
|
не менее 1 л
|
л
|
3750
|
Клинбейт гель приманка диски или эквивалент
|
Клинбейт гель приманка диски №12. Диски от тараканов. ДВ: гидрометилнон.
|
Упаковка не менее 12 шт
|
упак
|
493
|
Танзанит гель или эквивалент
|
Гель обладает инсектицидной активностью против тараканов, муравьев, ос, мух различных видов. ДВ: неоникотиноид ацетамиприд - не более 0,5%, ювеноид метопрен - не более 0,25%. Туба не менее 150 гр.
|
туба не менее 150 гр
|
шт
|
387
|
Из технического задания следует, что Заказчиком в описании объекта закупки по каждой позиции товаров было использовано слово «эквивалент», что соответствует требованию части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании объекта закупки.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что установленные требования в техническом задании по составу и фасовке этих товаров не позволяют заменить их эквивалентными товарами.
Согласно представленным пояснениям представителя Заказчика при определении характеристик, указанных в документации открытого электронного аукциона, Бюджетное учреждение основывалось на многолетнем опыте использования товара с данными характеристиками, и составом действующих веществ, а также руководствовалось санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации и проведению дератизационных мероприятий № СП 3.5.3.3223-14 утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 сентября 2014 г. N 58.
При оказании услуг дератизации необходимо было учитывать особенности объектов дератизации по группам деятельности, с учетом резистентности или чувствительности млекопитающих к действующим веществам. Необходимо учитывать производственную необходимость в эффективности и многофункциональности действующих веществ. В связи с выявлением устойчивости и привыкания к определенным действующим веществам грызунов, необходимо периодически проводить ротацию дератизационных средств.
В соответствии с пунктом 5.7.2.2.3 "Р 3.5.2.2487-09. 3.5.2. Дезинсекция. Руководство по медицинской дезинсекции" действующими веществами в пищевых отравленных приманках, кроме буры и борной кислоты, являются ФОС (хлорпирифос, диазинон), сульфторамид, пиретроиды (сумитрин, дельтаметрин), так же регуляторы развития - АЮГ (метопрен), производные фенилпиразолов (фипронил), амидогидразоны (гидраметилнон), авермектины (аверсектин С), неоникотиновды (имидаклоприд, тиаметоксам).
Согласно пункту 6.2.4.1.6 "Р 3.5.2.2487-09. 3.5.2. Дезинсекция. Руководство по медицинской дезинсекции" фенилпиразолы - группа соединений, механизм действия которых заключается в блокировании ГАМК-контролируемых хлорионных каналов в нервно-мышечном синапсе. Представитель этой группы фипронил высоко активен против членистоногих в низких дозах и его широко используют в инсектицидных средствах в форме пищевых приманок, гелей для уничтожения синантропных тараканов и муравьев.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам анализа приходит к следующим выводам.
Все участники закупки находятся в равных условиях относительно требования о поставке товара, соответствующего условиям документации.
Кроме того, правовая позиция Президиума Верховного Суда РФ, а именно, п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указывает следующее:
«Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера».
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Кроме того, согласно разъяснениям ФАС России в письме от 31 марта 2014 г. №АЦ/11870/14 «установление заказчиком в документации о закупке требований, в том числе, конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства».
Таким образом, требования, установленные заказчиком в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.
Учитывая, что Заказчик устанавливает требования к характеристикам закупаемого товара с учетом своих потребностей, в документации была установлена возможность поставки эквивалентов, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
Относительно устно заявленного довода о наличии аффилированности между ООО «ВТВсревис» и ООО «ПРОФЕССИОНАЛ ДЕЗ».
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что заявителями не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обосновать своих доводов.
Кроме того, довод о наличии возможного сговора между участниками торгов не относится непосредственно к самой процедуре проведения торгов.
Комиссия приходит к выводу о несостоятельности указанного довода заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Алина-Нова» (вх.№16992/ж от 09.12.2020г.) на действия заказчика ФБУЗ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН)" при проведении закупки №32009710862 на предмет: Поставка средств дезинсекции для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» и филиалов» необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |