Решение №ВЧ-08/5345 РЕШЕНИЕ по делу № 016/05/7-29/2022 о нарушении законодательс... от 22 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-08/5345 от  22.04.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении ИП Мурад Марины Маратовны (ОГРНИП: 320169000122228, ИНН: 165808193804), по факту распространения по адресу г. Казань, ул. Университетская д. 4/34  рекламы с текстом: «Космо Смок доставка табака и аксессуаров для кальяна… Кальяны… Электронные сигареты… Табак… Аксессуары… Доставка» с использованием двухсторонней выносной конструкции (штендера), выставленной на тротуаре, напротив входа в помещение магазина с вывеской «Космо Смок магазин кальянов» (ул. Пушкина 24, цокольный  этаж), что имеет признаки нарушения п. 8 ст. 7  Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», п. 1 ч. 1 ст. 16, ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы по адресу г. Казань, ул. Университетская д. 4/34 в непосредственной близости от входа в магазин с вывеской «Космо Смок магазин кальянов» выявлено распространение следующей информации:

на одной поверхности выносной конструкции (штендер), выставленной на входной зоне в магазин «Космо Смок магазин кальянов», в зоне интенсивного движения пешеходов нанесена надпись на баннере «Космо Смок доставка табака и аксессуаров для кальяна…Кальяны…Электронные сигареты…Табак..Аксессуары…Доставка».

Распространение такой информации подтверждается фотоотчётом от 28.12.2021г, прикрепленного ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Тем самым признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Данная реклама распространялась по адресу: г. Казань, ул. Университетская 3/34 , вход на цокольный  этаж  (вблизи пешеходного тротуара). Объектом рекламирования  являются табачная продукция.

Исходя из вышеизложенного следует, что рассматриваемая информация содержит в совокупности все признаки рекламы, а именно:

распространена посредством размещения на штендере;

адресована неопределенному кругу лиц;

направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – табаку, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

На одной поверхности выносной конструкции (штендера), выставленной на входной зоне в магазин «Космо Смок магазин кальянов», вблизи к пешеходному тротуару (г. Казань, ул. Университетская 3/34 , цокольный  этаж), распространяется рассматриваемая реклама продавца «Космо Смок доставка табака и аксессуаров для кальяна… Кальяны….Электронные сигареты..Табак…Аксессуары..Доставка», специализирующегося на реализации электронных сигарет, табака, кальянов, посредством которой стимулируются продажи такой продукции, как табак, электронных сигарет, кальянов и аксессуаров к ним, что не допустимо.

В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 2 вышеуказанного закона, устройства для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иныеприборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством
Российской Федерации).

При этом, согласно пункту 3 части 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий
потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»
никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе
полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина,
предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания,
жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком,
растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее
0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания,
нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением
медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии
с законодательством Российской Федерации), пищевой продукции, содержащей
никотин в натуральном виде, и табачных изделий.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В торговой точке (магазине) под вывеской «Космо Смок» (адресу г. Казань, ул. Университетская д. 4/34, цокольный  этаж) предпринимательскую деятельность по торговле розничной табачными изделиями в специализированных магазинах осуществляет индивидуальный предприниматель Мурад Марина Маратовна (ОГРНИП: 320169000122228, ИНН: 165808193804, дата присвоения ОГРНИП: 15.10.2020), в рекламных целях использующий обозначение ««Космо Смок доставка табака и аксессуаров для кальяна…Кальяны…Электронные сигареты…Табак..Аксессуары…Доставка», индивидуализирующее такого продавца в качестве продавца табака, электронных сигарет,  курительных принадлежностей (аксессуаров, колб, угля), электронных испарителей.

Согласно информации, представленной в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ИП Мурад М.М. является торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах. 

В рекламе присутствуют изображения электронных сигарет, имеющие яркое оформление и оказывающие побудительное воздействие на потребителя, в том числе создают интерес к электронным сигаретам, ароматизаторам, жидкостям, основам. Продавец акцентирует внимание потребителя на изображённых электронных сигаретах.

Таким образом, совокупность указанной в рекламе информации привлекает интерес к деятельности магазина и реализуемому в нём товару (электронным сигаретам) и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания и поддержание интереса как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции, с целью продвижения товаров.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 7 и 16 данного Закона несет рекламораспространитель, в силу части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 7 и 16 данного Закона несет рекламодатель.

В рассматриваемом случае рекламодателем и одновременно рекламораспространителем выступает ИП Мурад Марина Маратовна (ОГРНИП: 320169000122228, ИНН: 165808193804), в интересах которой распространяется рассматриваемая реклама.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган, в целях прекращения дальнейшего нарушения, выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России, учитывая совокупность имеющихся доказательств, Управление приходит к выводу о нарушении ИП Мурад М.М. требований пункта 8 статьи 7 Закона «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Мурад М.М.  (ОГРНИП: 320169000122228, ИНН: 165808193804) по адресу г. Казань, ул. Университетская д. 4/34, цокольный этаж  рекламы с текстом: «Космо Смок доставка табака и аксессуаров для кальяна… Кальяны… Электронные сигареты… Табак… Аксессуары… Доставка» с использованием двухсторонней выносной конструкции (штендера), выставленной на тротуаре, напротив входа в помещение магазина с вывеской «Космо Смок магазин кальянов» (ул. Пушкина 24, цокольный  этаж), поскольку в ней нарушены требования п. 8 ст. 7  Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламораспространителем и рекламодателем признать ИП Мурад М.М. (ОГРНИП: 320169000122228, ИНН: 165808193804).

ИП Мурад М.М. выдать предписание о прекращении нарушения Закона «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны