Решение №04-04/598 Решение по делу 016/07/3-50/2020 от 22 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/598 от 22.01.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" – <…> (доверенность № 28 от 17.01.2019 г.), <…> (доверенность №17 от 20.12.2019г.), <…> (доверенность № 30 от 17.01.2020 г.), <…> (доверенность № 29 от 17.01.2019 г.), в отсутствии представителей заявителя ООО «Экоэнерго» - не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ООО «Экоэнерго» (вх.240/ж от 14.01.2020г.), на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" при проведении закупки № 31908707825 на предмет: Поставка двухкомпонентного реагента для защиты систем горячего водоснабжения и теплоснабжения от отложений и коррозии (1414947),

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения извещения №31908707825 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 24.12.2019  года.

Способ размещения закупки          - Открытый запрос предложений в электронной форме.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ".

Начальная (максимальная) цена контракта – 501 120,00 руб.

Предмет закупки - Поставка двухкомпонентного реагента для защиты систем горячего водоснабжения и теплоснабжения от отложений и коррозии (1414947).

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об установлении Заказчиком в документации ограничительных требований к закупаемой продукции.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлены требования к описанию предмета закупки. Так, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пунктам 1, 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Альметьевские тепловые сети» (далее – Положение), утвержденным Протоколом заседания Совета директоров АО «АПТС» №9 от 01.05.2019г.

В соответствии с п. 2.9.2 Положения Заказчик имеет право установить требование о наличии действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у участника и (или) предприятия - изготовителя товара, право на поставку которого является предметом закупки.

При этом, согласно п. 2.9.3. Положения, в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества (со ссылкой «либо аналог» либо «или эквивалент»), или должны быть изложены основные требования к такой системе.

В исполнение п. 2.9.8. Положения организатор закупки обязан в документации о закупке требовать от участников закупки предоставления документов, подтверждающих их соответствие установленным требованиям.

Согласно п. 2.11.2.5. Положения критериями оценки заявок участников в конкурсе, запросе предложений может быть качество технического предложения участника закупки при закупках работ, услуг.

В аукционной документации заказчик обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

В подпункте 2 пункта 7 технических требований, Заказчиком установлено следующее:

№ п/п

Перечень основных данных и требований

Содержание данных и требований

7.

Особые требования:

      1. Реагент должен быть разрешен к применению в системах горячего водоснабжения органом санитарно-эпидемиологического надзора.

      2. Поставка аналогов продукции как отечественного, так и импортного производства, которые соответствуют заданным критериям технического требования, гарантийным обязательствам, срокам и условиям поставки возможна, учитывая высокую потенциальную опасность повреждения основного технологического оборудования, только после согласования с техническими специалистами АО «АПТС».

      В этом случае участник обязан приложить к своей заявке развёрнутое техническое описание предлагаемой им продукции, подтверждающее соответствие функциональных свойств аналога критериям технического задания, с приложением актов (протоколов) испытаний на конкретных объектах внедрения. 

       Предлагаемые аналоги продукции должны пройти предварительные лабораторно-стендовые испытания в соответствии с ГОСТ Р 9.905-2007 «Единая система защиты от коррозии и старения. Методы коррозионных испытаний. Общие требования» и СО 34.37.536-2004 «Методические рекомендации по применению антинакипинов и ингибиторов коррозии на энергопредприятиях» в условиях работы оборудования АО «АПТС» и сопровождаться документацией, подтверждающей возможность снижения интенсивности накипеобразования и коррозии до нормативных значений.

      Все расходы по проведению апробации и возможных дополнительных расходов несёт Поставщик.

      3. Поставщик за свой счет проводит работы по внедрению реагента, режимную наладку водно-химического режима водогрейных котлов с выдачей технического отчета и режимных карт.

      4. Стоимость подготовки 1 м3 воды с применением реагента не должна превышать 4 рублей. Если в ходе эксплуатации стоимость подготовки 1 м3 воды с применением предлагаемого реагента превысит 4 рубля, поставка недостающего реагента осуществляется за счет Поставщика.

       5. Вид упаковки: полиэтиленовая бочка 50 литров.

 

В ходе заседания Комиссии Заказчиком были даны пояснения, согласно которым, на основании отрицательного опыта применения реагентов Эктоскейл 450-1 на объектах АО «АПТС» и в целях предотвращения аварийного выхода из строя дорогостоящего оборудования и нарушения обеспечения социально значимых объектов и населения г. Альметьевска теплом и горячей водой, в соответствии с п. 10 ст. 4, с учетом ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке указаны установленные заказчиком общие для всех участников закупки требования к характеристикам закупаемого товара:

функциональным - защита систем горячего водоснабжения и теплоснабжения от отложений и коррозии;

качеству - снижение интенсивности накипеобразования и коррозии до нормативных значений;

эксплуатационным - расчет стоимости подготовки 1 м3 воды и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Пунктом 2.9.8 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Альметьевские тепловые сети» установлено, что организатор закупки обязан в документации о закупке требовать от участников закупки предоставления документов, подтверждающих их соответствие установленным требованиям.

Для применяемого на объектах АО «АПТС» ингибитора накипеобразования и коррозии Композиция ККФ-3 описанные характеристики известны и закреплены в эксплуатационно-технической документации (Приложение 1).

Эффективность Композиции ККФ-3 подтверждена исследованиями ООО «НИИ ТРАНСНЕФТЬ», назначенного головной организацией по исследованию и ведению реестра реагентов, допущенных к применению в ПАО «Транснефть».

По результатам исследования Композиция ККФ рекомендована для применения на объектах ПАО «Транснефть» и для замены недостаточно эффективных ингибиторов.

Кроме того, применение Композиции ККФ-3 для стабилизации жесткой недеаэрированной подпиточной и сетевой воды систем теплоснабжения согласовано РАО «ЕЭС России» (№02-3/к07-763 от 27.06.2003).

Накипеобразование и коррозия в системах теплоснабжения и горячего водоснабжения является специфической технической проблемой, а реагенты, применяемые для решения этой проблемы, должны обладать комплексом свойств.

Участники закупки, профессионально занимающиеся поставкой ингибиторов накипеобразования и коррозии, знают, что эти реагенты в одних условиях являются эффективными, а применение их в других условиях может привести к аварии.

Соответственно, Заказчик оценивает предлагаемые реагенты по комплексу критериев, включая ценовые и неценовые параметры.

Заказчик также пояснил, что опыт применения реагента Эктоскейл 450-1 на объектах АО «АПТС» показал, что он не обеспечивает защиту систем отопления и горячего водоснабжения от отложений и коррозии, в связи с чем принято решение о прекращении его применения.

Лабораторно-стендовые испытания проводятся с целью объективного определения реальных измеряемых качественных показателей предлагаемого реагента (интенсивность накипеобразования и коррозии) в условиях его применения на объектах АО «АПТС». Важнейшим признаком любых испытаний является подтверждение эффективности применения реагентов.

Таким образом, требование о проведении лабораторно-стендовых испытаний поставщиками аналогичной продукции установлено не для ограничения конкуренции, а для возможности на основании измеряемых показателей качества осознанного выбора реагента, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика из числа как применяемых, так и аналогичных реагентов.

При этом показатели качества применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупок. Кроме того, любой участник закупки имеет возможность поставки товара определенного наименования. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупок.

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что заявителем на заседание Комиссии не представлены документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Экоэнерго» (вх.240/ж от 14.01.2020г.), на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" при проведении закупки № 31908707825 на предмет: Поставка двухкомпонентного реагента для защиты систем горячего водоснабжения и теплоснабжения от отложений и коррозии (1414947) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны