Постановление №ИП-06/17068 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №016/04/14.32-1835/... от 15 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. ИП-06/17068 от 15.11.2019
[…] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №016/04/14.32-1835/2019, возбужденного в отношении ООО «Татдорремстрой» (ИНН 1657189690; ОГРН 1151690000571; 420124, РТ, г. Казань, пр-кт Ямашева, д. 51 Б, оф. 6), по факту совершения противоправных действий, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа от 25.05.2018 №01/243-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее также – Исполнительный комитет) (ИНН 1624009133; ОГРН 1051672045150; 422610, РТ, Лаишевский р-н, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д.23).
По результатам проведения проверки установлено, что в связи с существенным понижением начальной максимальной цены контракта по аукциону № 0311300226416000361 Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района РТ принято решение о проведении повторного аукциона (№ извещения 0311300226417000063) с таким же предметом в целях заключения контракта с ООО «КАПСТРОЙ» по максимальной цене. Совместными действиями ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» привели к поддержанию цен на аукционе в электронной форме №0311300226417000063.
На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 04.10.2018 г. № 02/483-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета Лаишевского МР РТ, ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11, статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме №0311300226417000063.
По результатам рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru 28.12.2016 г. было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0311300226416000361 с предметом: «Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству подъездных путей».
Заказчиком вышеуказанной закупки выступил Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Начальная максимальная цена контракта по аукциону № 0311300226416000361 составила 6 902 149.00 рублей.
На участие в аукционе подали заявки и приняли участие следующие хозяйствующие субъекты.
Порядковый номер заявки |
Предложение о цене контракта |
% снижения цены контракта по каждому участнику по итогам торгов |
Сведения об участнике аукциона |
Решение комиссии о допуске или об отказе в допуске |
1 |
3 972 267,50 |
42,45 % |
ООО «КАПСТРОЙ» |
Соответствует требованиям |
3 |
4 006 778,25 |
41,95 % |
ООО «Стройтехника» |
Соответствует требованиям |
2 |
6 349 977,00 |
8 % |
ООО «ЛАИШЕВО» |
Соответствует требованиям |
Снижение начальной максимальной цены контракта по аукциону № 0311300226416000361 составило 42,45 %, что свидетельствует о конкурентном характере борьбы между участниками аукциона и значительной экономии бюджетных средств при осуществлении указанной закупки.
По результатам проведения аукциона победителем было признано ООО «КАПСТРОЙ» с ценовым предложением 3 972 267,50 рублей.
Между Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и ООО «КАПСТРОЙ» был заключен муниципальный контракт № 2017.4292 от 07.02.2017 г.
Согласно предоставленной АО «АГЗ РТ» информации, ООО «КАПСТРОЙ» подавало заявку, ценовые предложения и подписывало контракт при проведении аукциона № 0311300226416000361 с ip-адреса заказчика (Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан подписывал контракт с ip-адреса 85.233.72.204).
Комиссия отмечает, что фактические адреса заказчика и участника закупки не совпадают, что может свидетельствовать о предоставлении заказчиком доступа к муниципальному имуществу ООО «КАПСТРОЙ» при проведении аукциона в электронной форме.
Согласно п. 1.1 муниципального контракта, подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по устройству подъездных путей, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.
Цена муниципального контракта № 2017.4292 от 07.02.2017 г. составила 3 972 267,50 рублей.
Работы по указанному контракту определены в локально-сметном расчете, являющемся приложением № 1 к муниципальному контракту.
Так в локально-сметном расчете, являющемся приложением № 1 к муниципальному контракту № 2017.4292 от 07.02.2017 г., предусмотрены следующие разделы работ:
Раздел 1. Тротуары:
№ |
Наименование |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Всего |
|||
1 |
разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью 0,25 м3, группа грунтов 2 |
1000 м3 грунта |
0,252 |
2 |
разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м. без креплений с откосами, группа грунтов 2 |
100 м3 грунта |
0,126 |
3 |
погрузочные работы при автомобильных перевозках: грунта растительного слоя (земля, перегной) |
1 т. груза |
22,05 |
4 |
перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т., работающих вне карьера, на расстояние: до 5 км. 1 класс груза |
1 т. груза |
463,05 |
5 |
планировка площадей: ручным способом, группа грунтов 2 |
1000 м2 спланированной площади |
0,72 |
6 |
уплотнение грунта пневматическими трамбовками, группа грунтов: 1-2 |
100 м3 уплотненного грунта |
2,52 |
7 |
устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка |
100 м3 Материала основания (в плотном теле) |
1,08 |
8 |
Песок природный для строительных работ средний |
м3 |
118,8 |
9 |
устройство оснований толщиной 12 см. под тротуары из кирпичного или известнякового щебня |
100 м2 дорожек и тротуаров |
7,2 (480*1,5)/100 |
10 |
на каждый 1 см. изменения толщины оснований добавлять или исключать к норме 27-07-002-01 |
100 м2 дорожек и тротуаров |
21,6 |
11 |
устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров двухслойных: верхний слой из песчаного асфальтобетонной смеси толщиной 5 см. |
100 м2 покрытия |
7,2 (480*1,5)/100 |
12 |
установка бортовых камней (устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня) |
100 м3 Материала основания в плотном теле |
0,24 |
13 |
установка бортовых камней природных: при других видах покрытий |
100 м бортового камня |
9,6 |
Раздел 2. Подъездные пути:
№ |
Наименование |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Всего |
|||
1 |
разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью 0,5 (0,5-0,63) м3, группа грунтов 1 |
1000 м3 грунта |
0,5775 |
2 |
разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м. без креплений с откосами, группа грунтов 2 |
100 м3 грунта |
0,28875 |
3 |
погрузочные работы при автомобильных перевозках: грунта растительного слоя (земля, перегной) |
1 т. груза |
50,53125 |
4 |
перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т., работающих вне карьера, на расстояние: до 5 км. 1 класс груза |
1 т. груза |
1061,15625 |
5 |
работа на отвале, группа грунтов 1 |
1000 м3 грунта |
0,5775 |
6 |
планировка площадей: ручным способом, группа грунтов 2 |
1000 м2 спланированной площади |
1,65 |
7 |
уплотнение грунта пневматическими трамбовками, группа грунтов: 1-2 |
100 м3 уплотненного грунта |
4,125 |
8 |
устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка |
100 м3 Материала основания (в плотном теле) |
3,3 |
9 |
Песок природный для строительных работ средний |
м3 |
363 |
10 |
устройство оснований толщиной 15 см. из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие до 68,69 Мпа (700 кгс/см2) однослойных |
1000 м2 основания |
1,65 (330*5)/1000 |
11 |
на каждый 1 см. изменения толщины оснований добавлять или исключать к нормам 27-04-007-01,27-04-007-02,27-04-077-03 |
1000 м2 основания |
4,95 |
12 |
Розлив вяжущих материалов |
1 т. |
1,2705 |
13 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых крупнозернистых, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3 |
1000 м2 покрытия |
1,65 |
14 |
Розлив вяжущих материалов |
1 т. |
1,2705 |
15 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых крупнозернистых, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3 |
1000 м2 покрытия |
1,65 |
16 |
Розлив вяжущих материалов |
1 т. |
1,155 |
Раздел 3. Наружное освещение:
№ |
Наименование |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Всего |
|||
1 |
Бурение котлованов на глубину бурения: до 3 м, 2 группа грунтов |
1 котлован |
43 |
2 |
Устройство монолитных железобетонных фундаментов: из привозного тяжелого бетона объемом до 25 м3 |
1 м3 фундаментов |
11 |
3 |
Закладная деталь фундаментального блока 0,159-1,5 |
шт |
32 |
4 |
Закладная деталь фундаментального блока 0,159-2 |
шт |
11 |
5 |
Установка стальных опор промежуточных: свободностоящих, одностоечных массой до 2 т (установка опор 9 метровых) |
1 т опор |
1,98 |
6 |
Опоры стальные |
т |
1,98 |
7 |
Установка стальных опор промежуточных свободностоящих, одностоечных массой до 2 т (установка опор 6-7 метровых) |
1 т опор |
1,92 |
8 |
Опоры стальные |
т |
1,92 |
9 |
Разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, группа грунтов 2 |
100 м3 грунта |
2,44 |
10 |
Засыпка вручную траншеи, пазух котлованов и ям, группа грунтов 2 |
100 м3 грунта |
2,44 |
11 |
Прокладка труб гофрированных ПВХ для защиты проводов и кабелей |
100 м |
9,1 |
12 |
Трубы гофрированные двухстенные диаметром 90 |
м |
910 |
13 |
Кабель до 35 кВ в проложенных трубах, блоках и коробах, масса 1 м кабеля: до 1 кг |
100 м кабеля |
4,73 |
14 |
Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением, напряжением 1,0 кВ (ГОСТ Р 53769-2010), марки: ВВГнг(А)-LS 3х1,05ок(N,РЕ) |
1000 м |
0,473 |
15 |
Кабель до 35 кВ в готовых траншеях без покрытий, масса 1 м: до 1 кг |
100 м. |
9,1 |
16 |
Кабель силовой бронированный ВБбШвнг-LS 5х4 ГОСТ |
1000 м |
0,91 |
17 |
Разводка по устройствам и подключение жил кабелей или проводов сечением до 10 мм2 |
100 жид |
3,87 |
18 |
Щит осветительный с прибором учета |
шт |
1 |
19 |
Кронштейны специальные на опорах для светильников сварные металлические, количество рожков:1 |
1 шт |
43 |
20 |
Кронштейн для консольных и подвесных светильников, серия <...> (стандарт), мартка 1 К1-1.5-1.5-Ф2-ц (ТАНС 4.380.000) |
шт |
43 |
21 |
Светильник, устанавливаемый вне зданий с лампами: люминесцентными |
1 шт |
43 |
22 |
Светильники светодиодные ДКУ 01-78-50ш |
Компл. |
11 |
23 |
Светильники светодиодные FSL 01-52-50ш |
Компл. |
32 |
24 |
Выключатель или переключатель пакетный в металлической оболочке, устанавливаемый на конструкции на стене или колонне, с количеством зажимов для подключения до 9 на ток: до 25 А |
1 шт. |
43 |
25 |
Автоматы однополюсные 10 А |
шт. |
43 |
Согласно аукционной документации местом выполнения работ является Лаишевский район, с. Песчаные Ковали.
Пунктом 4.1 муниципального контракта № 2017.4292 от 07.02.2017 г. определен срок выполнения работ – со дня заключения контракта до 1 июля 2017 г.
Вместе с тем, подрядчик к выполнению работ в установленные сроки не приступил.
10 мая 2017 г., то есть спустя 3 месяца после заключения контракта, между Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и ООО «КАПСТРОЙ» было заключено соглашение о расторжении муниципального контракта № 2017.4292 от 07.02.2017 г. по согласию сторон.
В дальнейшей, 13 сентября 2017 г., то есть после расторжения муниципального контракта № 2017.4292 от 07.02.2017 г., на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0311300226417000063 с предметом: «Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции подъездных путей и тротуаров в с. П.Ковали».
Заказчиком вышеуказанной закупки выступил Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Начальная максимальная цена контракта по аукциону № 0311300226417000063 составила 5 798 776,10 рублей.
На участие в аукционе подали заявки и приняли участие следующие хозяйствующие субъекты.
Порядковый номер заявки |
Предложение о цене контракта |
% снижения цены контракта по каждому участнику по итогам торгов |
Сведения об участнике аукциона |
Решение комиссии о допуске или об отказе в допуске |
935330 |
5 769 782,22 |
0,5 % |
ООО «КАПСТРОЙ» |
Соответствует требованиям |
935334 |
5 798 776,09 |
0 % |
ООО «Татдорремстрой» 420124, Татарстан; г. Казань, Проспекта Ямашева; Дом: 51Б; оф. 6) |
Соответствует требованиям |
Снижение начальной максимальной цены контракта по аукциону № 0311300226417000063 составило 0,5 %.
В вышеуказанном аукционе ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» реализовали групповую модель поведения, участвуя в торгах, отказывались от конкурентной ценовой борьбы.
Такое пассивное поведение участников аукциона свидетельствует о намерении обеспечить заключение контракта по максимально высокой цене в условиях отсутствия конкурентного ценового предложения.
В результате снижение по аукциону составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» осуществлялась с совпадающего IP-адреса.
номер закупки |
название участника закупки |
Дата и время подачи заявки |
IP подачи заявки |
IP участия |
Ценовое предложение |
% снижения |
цена контракта |
0311300226417000063 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
28.09.17 16:56:21 |
176.59.106.242 |
176.59.117.13 |
5 769 782,22 |
0.50 |
5 769 782,22 |
0311300226417000063 |
ООО «Татдорремстрой» |
28.09.17 17:03:59 |
176.59.106.242 |
176.59.117.13 |
5 798 776,09 |
0.00 |
|
Определением о назначении дела № 06-223/2018 к рассмотрению у ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» была запрошена информация о фактическом местонахождении организаций за период с 2016 г. по 2018 г., с приложением правоустанавливающих документов, подтверждающих право пользования данными помещениями (например, свидетельство о праве собственности, договор аренды и т. д.) и платежных документов, подтверждающих оплату по данным правоустанавливающим документам.
Согласно представленной ООО «КАПСТРОЙ» выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения общества является Республика Татарстан, Лаишевский р-н, дер. Старая Пристань, ул. Прикамская, д. 38. Письмом (вх. № 17954 от 13.11.2018 г.) ООО «КАПСТРОЙ» сообщило, что фактическим местонахождением общества является нежилое помещение по адресу: г. Лаишево, ул. Лебедевой, д. 40, согласно договору № 1 безвозмездного пользования нежилым помещением от 1 января 2017 г., заключенному с ООО «Атлантида».
Согласно представленной ООО «Татдорремстрой» выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения общества является Республика Татарстан, г. Казань, пр-кт Ямашева, д. 51 Б, оф. 6. Представлен договор аренды нежилых помещений от 19 января 2018 г., заключенный с ИП Хабибуллиным Т. М., согласно которому обществу передано нежилое помещение офиса общей площадью 20 кв. м., в торговом центре «7Я», расположенном по адресу: г. Казань, ул. Пр. Ямашева, д. 51 Б, оф. 6.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» на момент осуществления юридически значимых действий при проведении аукциона № 0311300226417000063 находились по одному адресу.
Согласно представленными ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» пояснениями, обществами в рассматриваемый период договоры на оказание услуг связи, на основании которых предоставляется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не заключались.
Более того, по результатам осмотра свойств файлов заявок участников ОАЭФ (первые части заявок), с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 7, установлены факты совпадений таких свойств файлов как имя учетной записи, создавшей файл, имя учетной записи, изменившей файл, размер файла.
Учётная запись - это хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам.
Имя учетной записи задается пользователем и используется в ходе аутентификации при входе в систему. Таким образом, совпадение имени учетной записи, создавшей и/или изменившей файл, возможно только в случае их создания на одном устройстве. Использование одной учетной записи при формировании заявок на участие в торгах от разных организаций подтверждается и ее персонификацией.
Размер файла – это то количество пространства, которое он занимает на жестком диске. Основная единица измерения размера файла – байт. Полное совпадение размеров файлов, то есть совпадение количества байт или килобайт, может свидетельствовать об идентичности содержимого таких файлов. Таким образом, регулярное (т.е. для множества файлов) совпадение размеров файлов заявок участников ОАЭФ свидетельствует о создании таких файлов по одному «образцу» с полным копированием содержания таких заявок.
Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе № 0311300226417000063, представлены в следующей таблице.
Наименование участника закупки |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
ООО «КАПСТРОЙ» |
Согласие |
digital |
Nurgaliev |
30.06.2015 12:02 |
01.07.2017 19:15 |
19,3 Кб |
Материалы |
Nurgaliev |
Nurgaliev |
01.06.2017 16:43 |
28.09.2017 16:53 |
22,0 Кб |
|
ООО «Татдорремстрой» |
Согласие |
digital |
анна |
30.06.2015 12:02 |
30.06.2015 12:02 |
19,2 Кб |
Материалы |
Nurgaliev |
Nurgaliev |
01.06.2017 16:43 |
28.09.2017 16:53 |
22,0 Кб |
Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе вторых частей заявок для участия в аукционе № 0311300226417000063, представлены в следующей таблице.
Наименование участника закупки |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
ООО «КАПСТРОЙ» |
СМП |
анна |
Nurgaliev |
12.08.2014 16:19 |
01.07.2017 19:39 |
14,5 Кб |
ООО «Татдорремстрой» |
СМП |
анна |
Nurgaliev |
12.08.2014 16:19 |
01.07.2017 19:39 |
14,5 Кб |
Кроме того, Комиссия отмечает совпадение содержания и стилистического оформления заявок, поданных ответчиками для участия в указанном аукционе.
Необходимо отметить, что временной интервал между подачей заявок ответчиками составил менее 8 минут.
Совпадение имен учетной записи, создавшей файл, имен учетной записи, изменившей файл, размеры файла, свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, действия ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» в ходе подготовки и участия в электронном аукционе № 0311300226417000063 являются следствием достигнутых договоренностей.
Согласно предоставленным ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» штатным расписаниям, трудоустроенные сотрудники с фамилией Нургалиев отсутствуют.
Согласно информации, предоставленной Исполнительным комитетом, подготовка документации об осуществлении закупок (аукционной документации), определение поставщика, иное сопровождение закупок для муниципальных нужд с 28.04.2017 входят в должностные обязанности Нургалиева Рустема Раисовича (должностное лицо МКУ «Комитет по закупкам Лаишевского муниципального района»).
Так, свойства файла, являющегося аукционной документацией в аукционе № 0311300226417000063 и размещенного на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru, представлена в следующей таблице.
Наименование файла |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
Аукционная документация_3152 |
1 |
анна |
28.03.2017 9:09 |
13.09.2017 11:11 |
417 Кб |
Комиссия отмечает, что в случае формирования и подачи заявки посредством изменения файла аукционной документации, размещенного организатором торгов, у такой заявки не может совпадать такие свойства файла, как автор изменения файла, дата и время изменения файла, с свойствами файла аукционной документации.
В рассматриваемом случае, учетная запись (Nurgaliev), изменявшая файлы, поданные ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» в составе заявок, не совпадает с учетными записями, создававшими и изменявшими файл аукционной документации.
Вместе с тем, учетная запись (анна) является одновременно автором изменения файла аукционной документации и автором файлов, автором изменения файлов заявок, поданных ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» в составе заявок.
По мнению Комиссии, вышеуказанные обстоятельства могут косвенно свидетельствовать об оказании содействия организатора торгов, заказчика участникам при подаче заявок на участие в аукционе № 0311300226417000063.
Тот факт, что заказчиком ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ответчиками осуществлялся в целях допуска всех ответчиков до аукциона.
Кроме того, Комиссией было установлено, что общества, участвующие в антиконкурентном соглашении, неоднократно принимали участие и подавали заявки на участие в электронных аукционах с одного и того же IP-адреса, что свидетельствует о долгосрочности и устойчивости связей, установленных между ними.
номер закупки |
название участника закупки |
IP подачи заявки |
IP участия |
Начальная максимальная цена контракта по закупке |
Лучшее ЦП участника в торгах |
% снижения цены контракта |
цена контракта |
0311300226417000017 |
ООО «Татдорремстрой» |
176.59.107.208 |
176.59.107.54 |
465 380,48 |
463 053,58 |
0.50 |
463 053,58 |
0311300226417000017 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
176.59.107.208 |
176.59.107.54 |
465 380,48 |
465 380,47 |
0.00 |
|
0311300226417000020 |
ООО «Татдорремстрой» |
176.59.118.211 |
176.59.107.54 |
1 063 290,38 |
747 721,65 |
29.68 |
747 721,65 |
0311300226417000020 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
176.59.118.211 |
176.59.107.54 |
1 063 290,38 |
1 063 290,37 |
0.00 |
|
0311300226417000020 |
ООО «ГлавТрансСтрой» |
85.140.0.37 |
85.140.1.24 |
1 063 290,38 |
753 038,10 |
29.18 |
|
0311300226417000022 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
176.59.118.211 |
176.59.119.78 |
498 537,00 |
498 536,99 |
0.00 |
|
0311300226417000022 |
ООО «Татдорремстрой» |
176.59.118.211 |
176.59.119.78 |
498 537,00 |
496 044,31 |
0.50 |
496 044,31 |
0311300226417000026 |
ООО «Татдорремстрой» |
84.18.126.20 |
176.59.104.179 |
302 885,00 |
225 648,57 |
25.50 |
225 648,57 |
0311300226417000026 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
84.18.126.20 |
176.59.104.179 |
302 885,00 |
302 884,99 |
0.00 |
|
0311300226417000026 |
ООО «ВИКТОРИЯ» |
83.69.106.214 |
83.69.106.214 |
302 885,00 |
227 163,00 |
25.00 |
|
0311300226417000027 |
ООО "КСМ"" |
217.118.93.111 |
217.118.93.99 |
800 000,00 |
572 000,00 |
28.50 |
|
0311300226417000027 |
ООО «Татдорремстрой» |
84.18.126.20 |
176.59.104.179 |
800 000,00 |
568 000,00 |
29.00 |
568 000,00 |
0311300226417000027 |
МУП «УКС» |
84.18.126.20 |
|
800 000,00 |
|
|
|
0311300226417000027 |
ООО «ВИКТОРИЯ» |
83.69.106.214 |
83.69.106.214 |
800 000,00 |
612 000,00 |
23.50 |
|
0311300226417000027 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
89.232.69.109 |
176.59.104.179 |
800 000,00 |
799 999,99 |
0.00 |
|
0311300226417000033 |
ООО «Татдорремстрой» |
84.18.126.24 |
176.59.116.18 |
517 073,00 |
514 487,63 |
0.50 |
514 487,63 |
0311300226417000033 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
84.18.126.24 |
176.59.116.18 |
517 073,00 |
517 072,99 |
0.00 |
|
0311300226417000034 |
ООО «Татдорремстрой» |
84.18.126.24 |
176.59.116.18 |
950 000,00 |
945 250,00 |
0.50 |
945 250,00 |
0311300226417000034 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
84.18.126.24 |
176.59.116.18 |
950 000,00 |
949 999,99 |
0.00 |
|
0311300226417000045 |
ООО «Татдорремстрой» |
176.59.117.19 |
91.107.99.8 |
975 000,00 |
970 125,00 |
0.50 |
970 125,00 |
0311300226417000045 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
176.59.119.48 |
91.107.99.8 |
975 000,00 |
974 999,99 |
0.00 |
|
0311300226417000051 |
ООО «Татдорремстрой» |
176.59.106.12 |
176.59.104.10 |
610 104,00 |
607 053,48 |
0.50 |
607 053,48 |
0311300226417000051 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
176.59.106.12 |
176.59.104.10 |
610 104,00 |
610 103,99 |
0.00 |
|
0311300226417000055 |
ООО «Татдорремстрой» |
176.59.118.81 |
176.59.104.10 |
2 000 000,00 |
1 990 000,00 |
0.50 |
1 990 000,00 |
0311300226417000055 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
176.59.118.81 |
176.59.104.10 |
2 000 000,00 |
1 999 999,99 |
0.00 |
|
0311300226417000063 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
176.59.106.242 |
176.59.117.13 |
5 798 776,10 |
5 769 782,22 |
0.50 |
5 769 782,22 |
0311300226417000063 |
ООО «Татдорремстрой» |
176.59.106.242 |
176.59.117.13 |
5 798 776,10 |
5 798 776,09 |
0.00 |
|
0311300226418000001 |
ООО «Татдорремстрой» |
91.107.101.38 |
176.59.97.224 |
1 100 000,00 |
1 094 500,00 |
0.50 |
1 094 500,00 |
0311300226418000001 |
ООО «КАПСТРОЙ» |
91.107.100.87 |
176.59.97.224 |
1 100 000,00 |
1 094 500,00 |
0.50 |
|
0311300226418000001 |
ООО 'ПРОСТО' |
217.118.93.140 |
|
1 100 000,00 |
|
|
|
Кроме того, как следует из вышеприведенной таблицы, ответчики в аукционах, в которых принимали активное участие помимо ответчиков иные хозяйствующие субъекты, подавали ценовые предложения значительно ниже начальных максимальных цен контрактов.
Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ответчики в результате ранее достигнутой договоренности получили возможность подавать ценовые предложения, максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.
Кроме того, Комиссией установлено, что ответчиков связывают многолетние деловые отношения.
Реестр договоров, заключенных между ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» (представлен ООО «КАПСТРОЙ):
№ п/п |
Номер договора |
Дата договора |
Цена |
1 |
37/17/2 |
09.10.2017 |
245 912,17 руб. |
2 |
36/17 |
16.10.2017 |
5 481 293,11 руб. |
3 |
33/17/1 |
02.10.2017 |
309 731,77 руб. |
4 |
17/18 |
28.08.2018 |
3 068 365,09 руб. |
5 |
16/18 |
24.08.2018 |
2 862 980,13 руб. |
Заключение договоров между ответчиками свидетельствует о наличии доверительных отношений между хозяйствующими субъектами и дает основания полагать о заинтересованности ответчиков в совместном участии в торгах и оказании друг другу содействия.
По результатам проведения аукциона № 0311300226417000063 победителем было признано ООО «КАПСТРОЙ» с ценовым предложением 5 769 782,22 рублей.
Между Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и ООО «КАПСТРОЙ» был заключен муниципальный контракт № 2017.53065 от 16.10.2017 г.
Цена муниципального контракта № 2017.53065 от 16.10.2017 г. составила 5 769 782,22 рублей.
Согласно пояснениям ООО «КАПСТРОЙ», штат сотрудников составляет 4 человека, строительной техники, необходимой для выполнения строительных работ в собственности общество, не имеет.
16 октября 2017 г., то есть в день заключения муниципального контракта, между ООО «КАПСТРОЙ» (подрядчик) и ООО «Татдорремстрой» (субподрядчик) заключен договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ № 36/17 в целях выполнения работ по муниципальному контракту № 2017.53065 от 16.10.2017г.
Согласно п. 1.2 договора подряда стоимость работ составляет 5 481 293 рублей 11 копеек.
Комиссия отмечает, что последнее ценовое предложение ООО «Татдорремстрой» при участии в аукционе составило 5 798 776,09 рублей. Таким образом, ООО «Татдорремстрой» заключило договор субподряда по цене ниже предложенной при участии в аукционе, что является экономически необоснованным и может объясняться исключительно реализацией картельного соглашения с ООО «КАПСТРОЙ».
Так в локально-сметном расчете, являющемся приложением № 1 к муниципальному контракту № 2017.53065 от 16.10.2017 г., предусмотрены следующие разделы работ:
Раздел 1.
№ |
Наименование |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Всего |
|||
1 |
Подгрунтовые работы путем розлива битумной эмпульсии с применением автогудронатора |
1 т |
0,588 |
2 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных, мелкозернистых типа А, Б, В, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3 |
1000 м2 покрытия |
1,96 |
3 |
При изменении толщины покрытия на 0,5 см добавлять или исключать: к норме 27-06-029-01 |
1000 м2 покрытия |
3,92 |
4 |
Подгрунтовые работы путем розлива битумной эмпульсии с применением автогудронатора |
1 т. |
0,03 |
5 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа А, Б, В, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3 |
1000 м2 покрытия |
0,1 |
6 |
При изменении толщины покрытия на 0,5 см добавлять или исключать: к норме 27-06-029-01 |
1000 м2 покрытия |
0,2 |
7 |
Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см |
1000 м2 покрытия полосы и обочин |
0,16 |
Раздел 2.
№ |
Наименование |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Всего |
|||
1 |
разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами мощностью: 121 кВт (165 л.с.), группа грунтов 1 |
1000 м3 грунта |
0,2584 |
2 |
при перемещении грунта на каждые последующие 10 м добавлять: к норме 01-01-031-05 |
1000 м3 грунта |
1,0336 |
|
разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью 0,65 (0,5-1) м3, группа грунтов 2 |
1000 м3 грунта |
1,12 |
4 |
перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т., работающих вне карьера, на расстояние: до 5 км. 1 класс груза |
1 т. груза |
1960 |
5 |
устройство дорожных насыпей бульдозерами с перемещением грунта до 20 м, группа грунтов |
1000 м3 грунта |
1,12 |
6 |
при перемещении грунта на каждые последующие 10 м добавлять: к расценкам 01-01-046-02, 01-01-046-03 |
1000 м3 грунта |
1,12 |
7 |
Работа на отвале, группа грунтов: 2-3 |
1000 м3 грунта |
1,12 |
8 |
Ремонт и содержание грунтовых землевозных дорог на каждые 0,5 км длины, группа грунтов 2 |
100 м3 Материала основания (в плотном теле) |
3,3 |
9 |
Планировка площадей: механизированным способом, группа грунтов 2 |
1000 м2 спланировачной площади |
0,8 |
10 |
Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т на первый проход по одному следу при толщине слоя: 30 см. |
1000 м3 уплотненного грунта |
1,12 |
11 |
На каждый последующих проход по одному следу добавлять: к расценке 01-02-001-02 |
1000 м3 уплотненного грунта |
7,84 |
12 |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка |
100 м3 материала основания (в плотном теле) |
1,624 |
13 |
Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие до 68,6 Мпа (700 кгс/см2) однослойных |
1000 м2 основания |
0,732 |
14 |
На каждый 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать к нормам 27-04-007-01, 27-04-007-02, 27-04-007-03 |
1000 м2 основания |
3,66 |
15 |
Подгрунтовые работы путем розлива битумной эмульсии с применением автогудронатора |
1 т |
0,3912 |
16 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых крупнозернистых, плотность каменных материалов: 2,5 - 2,9 т/м3 |
1000 м2 покрытия |
0,652 |
17 |
При изменении толщины покрытия на 0,5 см добавлять или исключать: к норме 27-06-029-03 |
1000 м2 покрытия |
1,304 |
18 |
Подгрунтовые работы путем розлива битумной эмульсии с применением автогудронатора |
1 т. |
0,1956 |
19 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа А, Б, В, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3 |
1000 м2 покрытия |
0,652 |
20 |
При изменении толщины покрытия на 0,5 см добавлять или исключать: к норме 27-06-029-01 |
1000 м2 покрытия |
1,304 |
21 |
Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см |
1000 м2 покрытия полосы и обочин |
0,16 |
Раздел 3.
№ |
Наименование |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Всего |
|||
1 |
разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами мощностью: 121 кВт (165 л.с.), группа грунтов 1 |
1000 м3 грунта |
0,0892 |
2 |
при перемещении грунта на каждые последующие 10 м добавлять: к норме 01-01-031-05 |
1000 м3 грунта |
0,3568 |
3 |
планировка площадей: механизированным способом, группа грунтов 2 |
1000 м2 спланированной площади |
0,446 |
4 |
уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т на первый проход по одному следу при толщине слоя: 30 см. |
1000 м3 уплотненного грунта |
0,1338 |
5 |
на каждый последующих проход по одному следу добавлять: к расценке 01-02-001-02 |
1000 м3 уплотненного грунта |
0,2676 |
6 |
устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка |
100 м3 Материала основания (в плотном теле) |
0,446 |
7 |
устройство оснований толщиной 12 см под тротуары из кирпичного или известнякового щебня |
100 м2 дорожек и тротуаров |
4,46 |
8 |
на каждый 1 см. изменения толщины оснований добавлять или исключать к норме 27-07-002-01 |
100 м2 дорожек и тротуаров |
8,92 |
9 |
устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см. |
100 м2 |
4,46 |
10 |
на каждые 0,5 см. изменения толщины покрытия добавлять или исключать к норме 27-07-001-01 |
100 м2 покрытия |
17,84 |
Раздел 4. Новый раздел
№ |
Наименование |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Всего |
|||
1 |
разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами мощностью: 121 кВт (165 л.с.), группа грунтов 1 |
1000 м3 грунта |
0,1206 |
2 |
при перемещении грунта на каждые последующие 10 м добавлять: к норме 01-01-031-05 |
1000 м3 грунта |
0,3618 |
3 |
Планировка площадей: механизированным способом, группа грунтов 2 |
1000 м2 спланированной площади |
0,402 |
4 |
Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т на первый проход по одному следу при толщине слоя: 30 см. |
1000 м3 уплотненного грунта |
0,1206 |
5 |
На каждый последующих проход по одному следу добавлять: к расценке 01-02-001-02 |
1000 м3 уплотненного грунта |
0,3618 |
6 |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка |
100 м3 Материала основания (в плотном теле) |
0,804 |
7 |
Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие до 68,6 Мпа (700 кгс/см2) однослойных |
1000 м2 основания |
0,402 |
8 |
на каждый 1 см. изменения толщины оснований добавлять или исключать к норме 27-04-007-01, 27-04-007-02, 27-04-007-03 |
1000 м2 основания |
2,01 |
9 |
Подгрунтовые работы путем розлива битумной эмульсии с применением автогудронатора |
1 т |
0,2412 |
10 |
устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей пористыз крупнозернистых, плотность каменных материалов: 2,5 -2,9 т/м3. |
1000 м2 покрытия |
0,402 |
11 |
При изменении толщины покрытия на 0,5 см добавлять или исключать: к норме 27-06-029-03 |
1000 м2 покрытия |
0,804 |
12 |
Подгрунтовые работы путем розлива битумной эмульсии с применением автогудронатора |
1 т. |
0,1206 |
13 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа А, Б, В, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3 |
1000 м2 покрытия |
0,402 |
14 |
При изменении толщины покрытия на 0,5 см добавлять или исключать: к норме 27-06-029-01 |
1000 м2 покрытия |
0,804 |
15 |
Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью 0,65 (0,5-1) м3 |
1000 м3 грунта |
0,03 |
16 |
Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 1 км, класс груза 1 |
1 т |
52,5 |
Раздел 5.
№ |
Наименование |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Всего |
|||
1 |
Разборка бортовых камней: на бетонном основании |
100 м |
0,12 |
2 |
установка бортовых камней природных: при других видах покрытий |
100 м бортового камня |
10,5 |
3 |
Камни бортовые БР 100.30 15/бетон В30 (М400), объем 0,043 м3 (ГОСТ 6665-91) |
шт |
1050 |
Раздел 6. Новый раздел
№ |
Наименование |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Всего |
|||
1 |
Устройство подушек под фундаменты опор мостов: песчанных, из графия, дресвы или их смеси с песком |
100 м3 подушки |
0,02 |
2 |
Устройство подушек под фундаменты опор мостов: щебеночных |
100 м3 подушки |
0,02 |
3 |
Устройство монолитных фундаментов труб и опор мостов |
100 м3 бетона в деле |
0,01 |
4 |
Укладка металлических водопропускных труб диаметром: 0,5 м |
1 м трубы |
10 |
5 |
Трубы стальные бесшовные, горячедеформированные со снятой фаской из стали марок 15,20,25, наружным диаметром 470 мм, толщина стенки 10 мм |
м |
10 |
6 |
Устройство оголовков бетонных |
100 м3 бетона, бутобетона и железобетона в деле |
0,01 |
Раздел 7. Новый раздел
№ |
Наименование |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Всего |
|||
1 |
Валка деревьев мягких пород с корня, диаметр стволов: до 32 см |
100 деревьев |
0,55 |
2 |
Корчевка деревьев в грунтаз естественного залегания корчевателями-собирателями с трактором мощностью 118 квт (160 л.с.) с трелевкой до 100 м, диаметр деревьев: до 32 см |
100 деревьев |
0,55 |
3 |
Засыпка ям подкоренных бульдозерами мощностью 118 кВт (160 л.с.) |
100 ям |
0,55 |
4 |
Разборка железобетонных конструкций объемом более 1м3 при помощи отбойных молотков из бетона марки 200 |
1 м3 |
40,8 |
По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, работы, предусмотренные разделами с 1 по 5 локально-сметного расчета, являющегося приложением № 1 к муниципальному контракту № 2017.53065 от 16.10.2017 г., фактически направлены на выполнение работ по строительству тротуаров, подъездных путей, содержавшихся в разделах 1, 2 локально-ресурсного сметного расчета к муниципальному контракту № 2017.4292 от 07.02.2017 г.
По результатам рассмотрения дела Комиссией установлены следующие фактические обстоятельства в совокупности, свидетельствующие о наличии в действиях ответчиков нарушения антимонопольного законодательства:
1) снижение начальной максимальной цены контракта по аукциону № 0311300226416000361 составило 42,45 %;
2) в аукционе № 0311300226416000361 ООО «КАПСТРОЙ» подавало заявку и ценовые предложения, подписывало контракт с IP-адреса заказчика;
3) муниципальный контракт по аукциону № 0311300226416000361 не был исполнен ООО «КАПСТРОЙ» и расторгнут по соглашению сторон, несмотря на возможность его исполнения;
4) необоснованное изменение потребности заказчика в части объемов работ по устройству подъездных путей в с. П. Ковали;
5) проведение повторных торгов в целях выполнения работ по устройству подъездных путей, тротуаров, наружного освещения в с. П. Ковали (извещения № 0311300226417000060; 0311300226417000063);
6) снижение ценовых предложений в рамках проведения повторного аукциона (№ извещения 0311300226417000063) было минимальным (0,5 %);
7) в аукционе № 0311300226417000063 ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» подавали заявки и ценовые предложения с совпадающего IP адреса;
8) совпадение свойств электронных файлов заявок, поданных ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» при проведении аукциона № 0311300226417000063.
9) короткий временной промежуток между подачей заявок ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» при проведении аукциона № 0311300226417000063;
10) ООО «Татдорремстрой» заключило договор субподряда с ООО «КАПСТРОЙ» (победитель аукциона) по цене ниже предложенной при участии в аукционе № 0311300226417000063;
11) оказание содействия организатора торгов, заказчика участникам при подаче заявок на участие в аукционе № 0311300226417000063;
12) расторжение муниципального контракта № 2017.4292 от 07.02.2017 г. и проведение повторных торгов было связано с тем, что снижение начальной максимальной цены контракта по аукциону № 0311300226416000361 составило 42,45 %, что привело к неполучению максимальной выгоды ООО «КАПСТРОЙ»;
13) включение в аукционную документацию требования о принадлежности участников к субъектам малого предпринимательства было направлено на исключение возможности участия ООО «Стройтехника» при проведении повторных аукционов в целях дачи возможности ООО «КАПСТРОЙ» для заключения муниципальных контрактов по цене, максимально приближенной к начальной максимальной цене контрактов, в отсутствие конкуренции с ООО «Стройтехника»;
14) отсутствие у ООО «КАПСТРОЙ» материальных и трудовых ресурсов необходимых для выполнения строительных работ по муниципальным контрактам;
15) ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» неоднократно принимали участие и подавали заявки на участие в электронных аукционах с одного и того же IP-адреса;
16) ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» в аукционах, в которых принимали активное участие помимо ответчиков иные хозяйствующие субъекты, подавали ценовые предложения значительно ниже начальных максимальных цен контрактов;
17) многолетние деловые отношения между ответчиками;
18) увеличение стоимости работ на 60 % по сравнению с муниципальным контрактом, заключенного по результатам проведения первоначальной закупки (разница – 2 415 393,17 рублей).
Таким образом, в действиях ответчиков усматривается:
– намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной цели, то есть достижение и исполнение ими соглашения;
– заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, при отсутствии внешних, объективных обстоятельств, обуславливающих подобное поведение.
В результате достижения антиконкурентного соглашения ответчики реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка; ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата – победа в конкретном аукционе участника соглашения с ценой контракта близкой к начальной (максимальной) цене контракта.
Факт обмена ответчиками информацией в рамках реализации соглашения был установлен Комиссией на основании анализа совокупности косвенных доказательств и относительно единообразного поведения ответчиков, приведшего к взаимовыгодному для них результату.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, коими являются ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой», не подразумевает намеренное нарушение основ конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.
Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
При этом в рассматриваемом случае продуктовые и географические границы однозначно определены организатором торгов, а именно: аукционной документацией.
Таким образом, продуктовые границы товарного рынка, на котором ответчиками совершено нарушение антимонопольного законодательства, определяются предметом закупок, при участии в которых ответчиками реализовано антиконкурентное соглашение.
Географические границы определяется территорией, определенной также документацией об аукционах, и являются – местом исполнения работ на территории Республики Татарстан.
Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: в состав участников из рассматриваемого аукциона, входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, хозяйствующие субъекты. Все участники аукциона являлись друг другу конкурентами на право заключения муниципального контракта.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать:
- действия ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме №0311300226417000063.
Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.
При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. №23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.
По оценке Татарстанского УФАС России:
при реализации картельного соглашения между ООО «КАПСТРОЙ» и ООО «Татдорремстрой» общий доход его участников в результате победы на торгах и заключения муниципального контракта составил 5 769 782,22 рублей;
В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела № 06-223/2018.
До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчики возражения в письменной форме не представили.
Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Татарстанского УФАС России решила признать ООО «КАПСТРОЙ» (ИНН 1624015338; ОГРН 1161690146562; 422605, РТ, Лаишевский р-н, дер. Старая Пристань, ул. Прикамская, дом 38) и ООО «Татдорремстрой» (ИНН 1657189690; ОГРН 1151690000571; 420124, РТ, г. Казань, пр-кт Ямашева, д. 51 Б, оф. 6) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме № 0311300226417000063.
В соответствии с частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Время совершения ООО «Татдорремстрой» административного правонарушения – 2017 г.
Место совершения ООО «Татдорремстрой» административного правонарушения – г. Казань.
Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль ООО «Татдорремстрой» за 2017 отчетный год, совокупный размер выручки ООО «Татдорремстрой» от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, в котором было выявлено административное правонарушение, составил <…> (<…>) рубля 00 копеек. Одна двадцать пятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров составляет <…> рублей.
Начальная максимальная цена контракта рассматриваемого аукциона составила 5 798 776 рублей 10 копеек.
В соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ административный штраф рассчитывается исходя из следующей формулы:
Min: 0,1 х 5 798 776,10 = 579 877,61 рублей
Мах: 0,5 x 5 798 776,10 = 2 899 388,05 рублей
2 899 388,05 – 579 877,61 + 579 877,61 = 1 739 632,83 рублей.
2
Таким образом, сумма административного штрафа, рассчитанного в соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП, больше одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров.
Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП РФ сумма административного штрафа не должна превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Таким образом, учитывая обстоятельства, размер административного штрафа, налагаемого на ООО «Татдорремстрой» в качестве административного наказания за нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, составляет 1 385 899, 28 (один миллион триста восемьдесят пять тысяч восемьсот девяносто девять) рублей 28 копеек.
В день рассмотрения материалов по административному делу № 016/04/14.32-1835/2019 (29 октября 2019 года в 13 часов 30 минут) для участия в административном производстве в Татарстанское УФАС России явился: представитель по доверенности от 10 июня 2019 г. <…>, личность установлена паспортом (паспортные данные: <…>), уведомлен надлежащим образом посредством получения протокола по делу 016/04/14.32-1835/2019 нарочно, о чем имеется отметка в протоколе.
Срок давности привлечения ООО «Татдорремстрой» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № 016/04/14.32-1835/2019 должностным лицом не установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо ООО «Татдорремстрой» (ИНН 1657189690; ОГРН 1151690000571; 420124, РТ, г. Казань, пр-кт Ямашева, д. 51 Б, оф. 6) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применить в отношении юридического лица ООО «Татдорремстрой» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 1 385 899,28 (один миллион триста восемьдесят пять тысяч восемьсот девяносто девять) рублей 28 копеек.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:
Банк получателя - Отделение- НБ Республика Татарстан;
БИК Банка - 049205001;
Расчетный счет - 40101810800000010001;
Получатель - УФК МФ РФ по РТ (Татарстанское УФАС России)
ИНН получателя - 1653003714
КПП получателя - 165501001;
ОКТМО ИМНС по месту регистрации;
КБК - 161 1 16 02010 01 6000 140;
Назначение платежа – УИН <…> денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, налагаемое федеральным органом государственной власти.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
[…] <…>