Решение №АР-08/7809 Рассмотрение дела №016/05/24-111/2019 в отношении ООО «Медиц... от 29 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №016/05/24-111/2019 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

Исх.№АР-08/7809 от 29.05.2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> [должностное лицо];

Члены Комиссии:

<...> [должностное лицо];

<...> [должностное лицо];

рассмотрев дело №016/05/24-111/2019 в отношении ООО «Медицинский центр «Здорофф» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Авангардная, дом 143, офис 94; ОГРН 1111690020254, ИНН 1660151583, дата регистрации юридического лица: 30.03.2011) по факту распространения рекламы медицинских услуг с текстом: «Мед клиник Здорофф, Акция! До 30 апреля 2019 года… УЗИ органов малого таза… Госпитальный скрининг (ВИЧ+ гепатит В+ гепатит С + сифилис)… Лечение эрозий аппаратом сургитрон… УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д.», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы медицинских услуг с текстом: «Мед клиник Здорофф, Акция! До 30 апреля 2019 года… УЗИ органов малого таза… Госпитальный скрининг (ВИЧ+ гепатит В+ гепатит С + сифилис)… Лечение эрозий аппаратом сургитрон… УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д.» (рис. 1, рис. 2), что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Согласно части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно измерениям Управления, в которых расчеты производились путем нахождения объема необходимого предупреждения об имеющихся противопоказаниях (82 мм × 0,2 мм = 1,64 мм) и общего объема вышеуказанной рекламы (10,2 мм × 14,2 мм = 144,84 мм), процент объема предупреждения от общего объема составил 1,64 мм × 100% ÷ 144,84 мм = 1,132%.

Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н (далее - Номенклатура).

При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 № 1664н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:

- A04.22.002 - Ультразвуковое исследование надпочечников;

- A04.22.003 - Ультразвуковое исследование паращитовидных желез;

- A04.23.001.001 - Ультразвуковое исследование головного мозга;

- A04.23.001.002 - Ультразвуковое исследование головного мозга интраоперационное;

- A04.23.001.003 - Ультразвуковое исследование кровотока (флуометрия) в артериях головного мозга интраоперационное;

- A04.23.003 - Ультразвуковое исследование спинного мозга;

- A04.26.002 - Ультразвуковое исследование глазного яблока;

- A04.26.003 - Ультразвуковое сканирование глазницы;

- A04.26.004 - Ультразвуковая биометрия глаза;

- A04.28.002.001 - Ультразвуковое исследование почек.

Следовательно, размещенная Обществом информация «УЗИ органов малого таза, УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д.» является рекламой медицинских услуг.

К тому же в вышеуказанной листовке имеется информация о применении радиохирургического аппарата, а именно: «Лечение эрозий аппаратом сургитрон».

Сургитрон — это современный радиохирургический аппарат. Его применяют в гинекологии, хирургии, дерматокосметологии, проктологии и урологии.

На основании вышеизложенного, данная рекламная листовка является рекламой медицинских услуг, а значит должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, также должна соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

На заседании Комиссии представитель ООО «МЦ «Здорофф» отрицал изготовление и распространение оспариваемых листовок, ссылаясь, что общество никогда не заказывало рекламные листовки, указанная листовка, по мнению представителя ООО «МЦ «Здорофф» могла быть изготовлена конкурентами.

Вместе с тем, в ходе мониторинга сети Интернет, а именно сайта https://medclinic-ru.com Комиссией установлено, что указанная информация о наличии акции совпадает с размещенной на сайте информацией (представлен скриншот).

На сайте также размещены отзывы (представлен скрин-шот), подтверждающие распространение рекламных листовок клиникой не в первый раз, кроме того, указанная в рекламных листовках информация привлекает потребителей к услугам данной клиники, а также увеличивает поток клиентов ООО «МЦ «Здорофф», следовательно, клиникам-конкурентам нецелесообразно привлекать внимание к своему конкуренту, более того затрачивать время и средства на изготовление и распространение данной (актуальной) информации об акциях, проводимых в ООО «МЦ «Здорофф», а также принимаемых в клинике врачах.

Также, на странице в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/medclinickzn) были обнаружены листовки, которые схожи по оформлению с вышеуказанными листовками.

Более того, представитель ООО «МЦ «Здорофф» подтвердил, что цены на указанные в листовке услуги практически идентичны ценам, которые предоставляет данное Общество.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные листовки направлены на привлечение внимания к услугам и акциям ООО «МЦ «Здорофф», что может быть привлекательно только для самой клиники, следовательно, изготовление и распространение данных листовок осуществлялось ООО «МЦ «Здорофф».

Оспариваемая листовка сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, однако размер данного предупреждения менее пяти процентов рекламной площади (рекламного пространства), что является нарушением части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», следовательно, листовка была изготовлена для привлечения потребителей к услугам, которые оказывает ООО «МЦ «Здорофф», однако нормы законодательства Российской Федерации о рекламе в данной рекламной листовке были исполнены не в полном объёме.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация, размещенная в вышеуказанной рекламной листовке содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена посредством размещения на радиостанции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым, производимым соответствующим рекламодателем.

В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, рекламораспространитель.

Рекламодателем является ООО «Медицинский центр «Здорофф» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Авангардная, дом 143, офис 94; ОГРН 1111690020254, ИНН 1660151583, дата регистрации юридического лица: 30.03.2011).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу медицинских услуг ООО «Медицинский центр «Здорофф» с текстом: «Мед клиник Здорофф, Акция! До 30 апреля 2019 года… УЗИ органов малого таза… Госпитальный скрининг (ВИЧ+ гепатит В+ гепатит С + сифилис)… Лечение эрозий аппаратом сургитрон… УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д.» ненадлежащей, которая сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, но менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), что не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
  2. Выдать предписание ООО «Медицинский центр «Здорофф» об устранении нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», в связи с непредставлением доказательств устранения нарушения.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...> [должностное лицо]

Члены Комиссии <...> [должностное лицо]

 

 

<...> [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны