Решение №ВЧ-04/12919 Решение по делу №016/07/3-1901/2021 от 11 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-04/12919 от 11.10.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя АО «Кадастровый центр» – <…> – [должностное лицо] (директор), в присутствии представителя заявителя ООО «Геоцентр» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев жалобы заявителей АО «Кадастровый центр» (вх.12790/ж от 21.09.2021 г.), ООО «Геоцентр» (вх.12778/ж от 21.09.2021 г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" при проведении закупки №32110589660 на предмет: 2022/7-4 Перевод земельных участков из одной категории в другую,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110589660 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 26.08.2021 года.

Предмет: «2022/7-4 Перевод земельных участков из одной категории в другую».

Суть жалобы, по мнению заявителей, заказчиком при проведении рассматриваемой закупки допущены нарушения требований действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобах не согласился, представил устные и письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

1. По жалобе ООО «Геоцентр».

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно жалобе заявителя, признав заявку участника соответствующей на этапе рассмотрения заявок, Заказчик, получив доступ к ценовым предложениям участников закупки, в нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, необоснованно отклонил заявку ООО «Геоцентр» по отсутствующему в документации о закупке и Положении о закупке основанию.

Протоколом №2022/7-4/2 рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе поданы 4 заявки, все участники допущены до оценочной стадии.

В соответствии с Протоколом №2022/7-4/3 рассмотрения вторых частей заявок все участники признаны соответствующими требованиям.

Согласно Итоговому Протоколу №2022/7-4/4 заявка участника отклонена в связи с тем, что документы заявки, представленные в соответствии с п.3.2.3.1 документации о закупке, не соответствуют требованиям документации о закупке по содержанию, имеются противоречия в содержащихся сведениях (заявка на участие в закупке, составленная по ФОРМЕ 1, содержит сведения об ином заявителе – юридическом лице, не являющемся участником закупки). Заявка отклонена в соответствии с п.2.9.3(б,ж) документации о закупке.

Представители заказчика пояснили, при проведении закупки способом Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, подача участниками заявок на участие в закупке, их последующее рассмотрение и оценка заказчиком, проводятся в три части.

Согласно п. 2.7.1 документации о закупке, ценовое предложение участника закупки подается в форме документов, указанных в разделе 3.2.3 документации о закупке, и должно содержать заявку на участие в закупке, составленную по ФОРМЕ 1, и расчет цены, составленный по ФОРМЕ 7.

ФОРМОЙ 1 заявки на участие в закупке установлено, что участник закупки должен выразить согласие на заключение договора, входящего в состав документации о закупке, сделать свое предложение о цене договора (с выделением цены по каждому подразделению/филиалу заказчика), подтвердить ознакомление с условиями договора подготовить свою заявку без каких-либо оговорок, установить срок действия заявки 90 дней с даты окончания срока приема заявок, а также в случае определения участника победителем, подписать договоры.

В составе ценового предложения Заявителя 2 была представлена заявка на участие в закупке по ФОРМЕ 1, которая содержит сведения об ином юридическом лице, не являющемся участником закупки. Документ составлен на фирменном бланке организации Общества с ограниченной ответственностью «ГЕОКОНСАЛТИНГ». Указанный ранее объем согласий, предложений и обязательств также выражены Обществом с ограниченной ответственностью «ГЕОКОНСАЛТИНГ», а не участником закупки ООО «Геоцентр».

Заявка отклонена в соответствии с пп. б, ж, пункта 2.9.3. документации о закупке, а именно:

б) несоответствия документов требованиям действующего законодательства РФ по форме и (или) содержанию, несоответствия заявки требованиям документации о закупке, в том числе по составу, содержанию, форме, порядку предоставления сведений и документов, несоответствия или отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров;

ж) наличия противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, и (или) предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

В соответствии с Положением заказчика:

6.6.2 в рамках рассмотрения заявок (отборочной стадии) ЦЗК принимает решение о признании заявок соответствующими либо не соответствующими требованиям документации о закупке на основании установленных в ней измеряемых критериев отбора.

6.6.3. Участники закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, допускаются к оценке и сопоставлению заявок и признаются участниками закупки. Участники закупки, заявки которых признаны не соответствующими требованиям документации о закупке в дальнейшей процедуре закупки не участвуют.

6.6.4. В ходе проведения процедуры рассмотрения заявок (отборочной стадии) ЦЗК в отношении каждой поступившей заявки осуществляет следующие действия: 1) проверку состава, содержания и оформления заявки на соответствие требованиям документации о закупке; 2) проверку участника закупки (в том числе всех лиц, выступающих на стороне одного участника закупки) на соответствие требованиям, установленным документацией о закупке; 3) проверку соответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке; Положение о закупке (утверждено «29» июня 2021г.) стр. 61 из 96 4) проверку соблюдения порядка описания продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке, на соответствие требованиям, установленным в документации о закупке; 5) проверку цены заявки на предмет ее соответствия требованиям, установленным закупочной документацией; 6) принятие решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке и признании участников закупки участниками закупки в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в документации о закупке.

6.6.5. ЦЗК отклоняет заявку участника закупки по следующим основаниям: 1) непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке; нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки; 2) несоответствие участника закупки требованиям документации о закупке, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, требованиям документации о закупке; 3) несоответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке; 4) несоблюдение требований документации о закупке к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке; 5) несоответствие цены заявки требованиям документации о закупке, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ; 6) наличие в составе заявки недостоверных сведений.

Согласно пункту 6.7.1 Положения в рамках оценки и сопоставления заявок (оценочной стадии) ЦЗК осуществляет выявление среди участников закупки, прошедших отборочную стадию, победителя закупки на основании установленных в документации о закупке критериев и порядка оценки заявок. В ходе оценки и сопоставления заявок ЦЗК осуществляет ранжирование заявок по степени предпочтительности представленных предложений.

Согласно пункту 2.9.3 документации по результатам рассмотрения, заявки участников отклоняются в следующих случаях:

б) несоответствия документов требованиям действующего законодательства РФ по форме и (или) содержанию, несоответствия заявки требованиям документации о закупке, в том числе по составу, содержанию, форме, порядку предоставления сведений и документов, несоответствия или отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров;

ж) наличия противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, и (или) предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

Закупочная Комиссия Заказчика отклоняет заявку участника на оценочной стадии закупки, после получения от ЭТП ценовых предложений участников закупки, на этапе подведения итогов конкурса, также необходимо отметить, что ООО «Геоцентр» подало ценовое предложение электронно по правилам и регламенту ЭТП АГЗ РТ в личном кабинете.

ООО «Геоцентр» на заседание Комиссии также представлен договор простого товарищества между ООО «Геоцентр» и ООО «Геоконсалтинг», однако, данный договор отсутствует в составе заявки участника.

Также необходимо отметить, что согласно пункту 2.9.4. 2.9.4. ЦЗК вправе запросить у участников разъяснения или дополнения их заявок, в том числе представления отсутствующих документов. При этом ЦЗК не вправе запрашивать разъяснения или требовать документы, не указанные в документации о закупке.

Вместе с тем, закупочная Комиссия заказчика на этапе подведения итогов не запрошены разъяснения или дополнения заявки участника, несмотря на то, что данным участником было получено максимальное количество баллов по критерию Количество выполненных аналогичных договоров по выполнению работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию за 2019-2021 годы.

Таким образом, учитывая, что ценовое предложение подано через личный кабинет участника посредством функционала ЭТП, данное ценовое предложение не могло быть отклонено заказчиком после открытия ценовых предложений на оценочной стадии проведения закупки, в том числе по пункту п.2.9.3(б) документации о закупке, довод заявителя признан обоснованным в данной части, заказчик признан нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 12 статьи 3.2 Закона о закупках.

2. По жалобе АО «Кадастровый центр».

АО «Кадастровый центр» считает, что при подсчете центральной закупочной комиссией АО «Сетевая компания» были допущены ошибки, согласно которым победитель торгов с номером заявки №277635 был определен не верно, победителем должен был быть участник АО «Кадастровый центр».

Согласно пояснениям заказчика, Федеральным законом 223-ФЗ (равно как Федеральным законом 44-ФЗ), документацией о закупке, в случае отклонения одного из участников на последующих частях (этапах) закупки, не установлена обязанность заказчика отменить ранее составленные протоколы, пересмотреть результаты рассмотрения предыдущих этапов, пересмотреть количество начисленных на предыдущих этапах баллов.

В соответствии с Протоколом №2022/7-4/3 рассмотрения вторых частей заявок, баллы были распределены следующим образом:

Занятое место

Порядковый номер

Присвоенное значение (балл) по критерию оценки

«Количество выполненных аналогичных договоров по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию за 2019-2021

годы»

Результат оценки (балл) условий исполнения договора

1 место

 

30

30

2 место

2

14,75

4,75

З место

 

0,75

0,75

4 место

4

0,75

0,75

 

В последующем, согласно Итоговому протоколу №2022/7-4/4, участник под номером 3 с номером заявки №277678 был снят с торгов ввиду несоответствия заявки документации о закупке, баллы распределились следующим образом:

Занятое место

Порядковый номер

Присвоенное значение (балл) по критерию оценки

«Цена договора»

Присвоенное значение (балл) по критерию оценки «Количество выполненных аналогичных договоров по переводу земельных участков из одной категории другую категорию за 2019-2021 годы»

Результат оценки

(балл)

ВСЕГО

I место

4

70

0,75

70,75

2 место

2

50,79

14,75

65,54

З место

 

41,89

0,75

 

 

Таким образом, заказчик после получения доступа к ценовым заявкам отклоняет заявку участника ООО «Геоцентр», вместе с тем, по итогам рассмотрения вторых частей заявки рассмотрены с учетом отклоненной заявки участника.

Учитывая, что заявка участника признана не соответствуют требованиям документации о закупке по содержанию, итоги закупки должны подводиться с учетом всех Критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке только среди допущенных участников закупки.

Следовательно, учитывая, что согласно пункту 6.7.1 Положения в рамках оценки и сопоставления заявок (оценочной стадии) ЦЗК осуществляет выявление среди участников закупки, прошедших отборочную стадию, победителя закупки на основании установленных в документации о закупке критериев и порядка оценки заявок, по критериям, установленным документацией о закупке, закупочной Комиссией заказчика должны были быть оценены только заявки участников, соответствующих требованиям документации, по обоим критериям, установленным документацией о закупке.

Следовательно, Заказчик, учитывая при подведении итогов оценку заявок по первому критерию, проведенную с участником закупки, признанным несоответствующим требованиям документации, нарушает права участников закупки, заявки которых соответствовали документации.

Таким образом, довод заявителя признан частично обоснованным, в части неправомерного подведения итогов закупки, заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Геоцентр» (вх.12778/ж от 21.09.2021 г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» при проведении закупки №32110589660 на предмет: 2022/7-4 Перевод земельных участков из одной категории в другую, обоснованной в части отклонения заказчиком заявки участника после открытия ценовых предложений на оценочной стадии проведения закупки, в том числе по пункту п.2.9.3(б) документации о закупке.

Признать жалобу заявителя АО «Кадастровый центр» (вх.12790/ж от 21.09.2021 г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» при проведении закупки №32110589660 на предмет: 2022/7-4 Перевод земельных участков из одной категории в другую, обоснованной в части неправомерного подведения итогов закупки.

Признать заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 12 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику Предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны