Решение №АЯ-04/15137 Решение по делу №016/07/3-2224/2021 от 26 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/15137 от 26.11.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО "ТАТЭНЕРГО" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-208 от 18.05.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-27 от 29.12.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-209 от 18.05.2021 г.), в присутствии представителя заявителя ООО «АЛЬФА С» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №б/н от 23.11.2021 г.), рассмотрев после перерыва посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «АЛЬФА С» (вх. №15072 от 15.11.2021г.) на действия заказчика АО "ТАТЭНЕРГО" при проведении закупки № 32110774697 на предмет: «Выполнение строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования подрядчиком), пуско-наладочных работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение открытого ОРУ-110 кВ (открытого распределительного устройства на напряжение 110 кВ) с заменой автотрансформатора ТДЦТГА-240000/220/110-72У1 станционный №5» для нужд филиала АО "Татэнерго" Набережночелнинская ТЭЦ»,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения №32110774697 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 28.10.2021 года.

Способ размещения закупки          -  Открытый запрос цен в электронной форме (с 31.05.2021).

Начальная (максимальная) цена договора – 208 147 808,08 руб.

Предмет закупки - Выполнение строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования подрядчиком), пуско-наладочных работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение открытого ОРУ-110 кВ (открытого распределительного устройства на напряжение 110 кВ) с заменой автотрансформатора ТДЦТГА-240000/220/110-72У1 станционный №5» для нужд филиала АО "Татэнерго" Набережночелнинская ТЭЦ.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, представлены устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

 

Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком неправомерно не продлен срок подачи заявок на участие в закупке, учитывая объявление нерабочих дней Указом Президента РФ от 20.12.2021 г. №595.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках АО «Татэнерго», а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно позиции заявителя организация намеревались принять участие в закупке. Вместе с тем, отсутствие продления срока подачи заявок не дало возможности подать заявку за два рабочих дня, ввиду отсутствия электронной подписи, специального счета в банке и невозможности зарегистрироваться на ЭТП в нерабочие дни.

В соответствии с п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи».

В соответствии с пп.5 п.2.1.6 Положении о закупках АО «Татэнерго» при проведении запроса цен извещение об осуществлении конкурентной закупки размещается в единой информационной системе не менее чем за 7 календарных дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, срок подачи заявок на участие в запросе цен устанавливается в календарных днях (в размере не менее 7 календарных дней).

Дата размещения текущей редакции извещения №32110774697 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 28.10.2021 года.

Способ размещения закупки          - открытый запрос цен в электронной форме (с 31.05.2021).

Дата начала срока подачи заявок - 28.10.2021 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) -09.11.2021 в 09:00 (МСК).

Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г." с 30 октября по 7 ноября 2021г. включительно были объявлены нерабочими днями.

25.10.2021 на сайте ЕИС было размешено новостное сообщение «Об осуществлении закупок в нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года» вместе с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 25 октября 2021 года № 24-03-05/86049 «Об осуществлении закупок в нерабочие дни», разъясняющим порядок осуществления закупок в нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года.

Письмом Минфина России от 25.10.2021 N 24-03-05/86049 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни" разъяснено следующее:

«2. В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Минфин России сообщает, что Закон N 223-ФЗ также устанавливает требования к осуществлению отдельных действий исключительно в рабочие дни. В частности, исключительно в рабочих днях исчисляются (определяются) сроки размещения извещения о проведении запроса котировок, запроса предложений, запроса предложений в электронной форме (при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), запроса котировок в электронной форме (при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства) (части 21 и 23 статьи 3.2, пункты 3 и 4 части 3 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ соответственно).

2.1. Учитывая изложенное, в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе N 223-ФЗ исключительно в рабочих днях, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении конкурентной закупки, приходится на (или включает) определенные в соответствии с Указом N 595 нерабочие дни, - заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом N 223-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом N 223-ФЗ изменения в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 595

2.3. Иные предусмотренные Законом N 223-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения договора, срок внесения информации о договоре в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки), истекающие в нерабочие дни, в том числе определенные в соответствии с Указом N 595, учитывая положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем действия, подлежащие совершению, могут быть осуществлены участниками правоотношений при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день...».

Установленный Заказчиком срок окончания подачи заявок на участие в закупке с 28.10.2021 по 09.11.2021г. составил 12 календарных дней (что является сроком более установленного Положением о закупке минимального срока 7 календарных дней для запроса цен).

Срок окончания подачи заявок пришелся на рабочий день - 09.11.2021.

Срок подачи заявок на участие в закупке включал даты, не являющиеся нерабочими днями.

Таким образом, из п.2.3 письма Министерства финансов РФ от 25 октября 2021 года № 24-03-05/86049 следовало, что любое лицо могло подать заявку на участие в закупке в любой день (как рабочий, так и нерабочий) с 28.10.2021 по 09.11.2021, учитывая, что закупка проводилась в форме запроса цен.

Кроме того, согласно п.2.2. письма Министерства финансов РФ от 25 октября 2021 года № 24-03-05/86049 в отношении предоставления обеспечения заявок на участие в закупках, осуществляемых в соответствии со статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ, путем внесения денежных средств на специальный банковский счет сообщается позиция, изложенная в пункте 1.6 настоящего письма.

В соответствии с п.1.6 письма Министерства финансов РФ от 25 октября 2021 года № 24-03-05/86049 согласно положениям статьи 44 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных процедур участник закупки вправе предоставить обеспечение заявки на участие в закупке в виде денежных средств, вносимых на специальный счет участника закупки, открытый в банке, путем их блокирования на основании информации, получаемой банком от оператора электронной площадки.

Информационное взаимодействие таких банков и операторов осуществляется исключительно в электронной форме в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 626, а также требованиями к порядку такого взаимодействия, предусмотренными соглашением о функционировании электронной площадки в соответствии с подпунктом "и" пункта 29 единых требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656.

Так, пунктом 4.1 типового соглашения о взаимодействии между оператором электронной площадки и банком, являющегося приложением N 1 к соглашению о функционировании электронной площадки, предусмотрена обязанность сторон обеспечить круглосуточный (без выходных, нерабочих праздничных дней) обмен информацией и документами.

Таким образом, в период нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 595, информационное взаимодействие банков и операторов электронных площадок осуществляется в обычном круглосуточном режиме.

Кроме того, согласно представленным пояснениям Заказчика при проведении иных закупок, срок подачи заявок в которых также приходился частично на рабочие и нерабочие дни (со сроком окончания подачи заявок в рабочий день), иными участниками подавались заявки на участие в торгах. Наличие нерабочих дней не помешало принять участия в иных закупках.

Комиссия по результатам анализа не находит оснований для признания жалобы обоснованной в силу следующего.

Действующим законодательством о закупках, Положением о закупках Заказчика прямо был регламентирован порядок проведения конкурентной закупки в форме запроса цен.

Письмом Министерства финансов РФ от 25 октября 2021 года № 24-03-05/86049 «Об осуществлении закупок в нерабочие дни» был регламентирован порядок установления сроков в объявленные нерабочие дни.

Заказчик при установлении сроков подачи заявок действовал в соответствии с установленными требованиями Положения и Письма Министерства финансов РФ.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик при проведении торговой процедуры действовал в рамках требований действующего законодательства.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «АЛЬФА С» (вх. №15072 от 15.11.2021 г.) на действия заказчика АО "ТАТЭНЕРГО" при проведении закупки № 32110774697 на предмет: «Выполнение строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования подрядчиком), пуско-наладочных работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение открытого ОРУ-110 кВ (открытого распределительного устройства на напряжение 110 кВ) с заменой автотрансформатора ТДЦТГА-240000/220/110-72У1 станционный №5» для нужд филиала АО "Татэнерго" Набережночелнинская ТЭЦ» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны