Решение №АЯ-06/615 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/17-531/2023 от 24 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/615 от 24.01.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/17-531/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУП «Татлизинг» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неверного выбора способа определения подрядных организаций в рамках выполнения строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования, что в конечном результате привело к ограничению конкуренции,

- в присутствии представителя ГБУ «Главстрой РТ»

- в присутствии представителей ГУП «Татлизинг»

- в присутствии заинтересованного лица МУП «Городское благоустройство»

- в отсутствии заинтересованных лиц ООО СК «ЦЕХ», ООО «СК СпецБур», ООО «Ренновация», ООО «ПК Маф», ООО «ТД Стройресурс», ООО «Викара» Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, уведомленных надлежащим образом.

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (пункт 6.5.1 Положения).

В адрес Татарстанского УФАС России поступило письмо Прокуратуры города Казани (вх. №2415 от 25.02.2022 г.), в котором сообщается, что на основании поручения Прокуратуры Республики Татарстан проведена проверка в отношении ГБУ «Главстрой РТ» на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о защите конкуренции, в рамках которой Прокуратурой города Казани было установлено, что между ГБУ «Главстрой РТ» и ГУП РТ «Татлизинг» был заключен государственный контракт №1-21/ЕП от 31.08.2021 года с нарушением норм действующего законодательства.

 По результатам изучения представленных сведений и материалов, антимонопольным органом был издан приказ Татарстанского УФАС России от 24.04.2023 № 01/92-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела №016/01/17-531/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГБУ «Главстрой РТ» и ГУП «Татлизинг» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части заключения антиконкурентного соглашения, которое выразилось в заключении государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021, с нарушением положений Закона о контрактной системе, что в конечном результате привело к ограничению конкуренции.

Определением о назначении дела №016/01/17-531/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. №АЯ-06/4565 от 05.05.2023 года) к рассмотрению дела привлечены:

- в качестве ответчика ГБУ «Главстрой РТ» (420043, Республика Татарстан, город Казань, ул. Лесгафта, д. 29, ОГРН 1171690124352, Дата регистрации 15.12.2017, ИНН: 1655395979, КПП: 165501001);

- в качестве ответчика ГУП РТ «Татлизинг» (420087, Республика Татарстан, город Казань, улица Карбышева, дом 5А, ОГРН: 1061655025090 от 21 марта 2006 г. ИНН: 1655106610, КПП: 166001001);

- в качестве заинтересованного лица МУП города Казани «Городское благоустройство» (420066, Республика Татарстан, город Казань, ул. Гривская, 54 ОГРН: 1111690060470 от 12 августа 2011 г., ИНН: 1656060502, КПП: 165601001);

- в качестве заинтересованного лица ООО «СК Цех» (420132, Республика Татарстан, город Казань, ул. Фатыха Амирхана, зд. 42А, офис 1, ОГРН: 1211600003900 от 25 января 2021 г., ИНН: 1657265943, КПП: 165701001);

- в качестве заинтересованного лица ООО «ВИКАРА» (420000, Республика Татарстан, город Казань, ул. Большая Красная, д. 28/8, помещение 4, ОГРН: 1191690075004 от 18 сентября 2019 г., ИНН: 1633009588 КПП: 165501001).

Определением об отложении дела №016/01/17-531/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (Исх. № АЯ-06/5581 от 01.06.2023 года) к рассмотрению дела привлечено заинтересованное лицо Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан (ИНН 1654022967, ОГРН 1021602845494, ОКПО 00099760, ул. Дзержинского, 10, Казань, Респ. Татарстан, 420111).

Определением об отложении дела №016/01/17-531/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (Исх. №           АЯ-06/10596 от 11.10.2023 года) к рассмотрению дела привлечены:

- в качестве заинтересованного лица ООО «СК СпецБур» (420047, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, КАЗАНЬ ГОРОД, МИНИНА УЛИЦА, 4, ОГРН: 1121690057059, Дата присвоения ОГРН: 31.07.2012, ИНН: 1661033568, КПП: 166101001);

- в качестве заинтересованного лица ООО «Реновация» (420111, Республика Татарстан (Татарстан), Г.О. ГОРОД КАЗАНЬ, Г КАЗАНЬ, УЛ МОСКОВСКАЯ, Д. 13А, ОФИС 2А, 420087, РТ, Казань, ул. Отрадная д. 52А, оф. 21, ИНН 1660329918);

- в качестве заинтересованного лица ООО «Производственная компания МАФ» (420034, РОССИЯ, РЕСП. ТАТАРСТАН, ГОРОД КАЗАНЬ Г.О., КАЗАНЬ Г., КАЗАНЬ Г., 2-Я ЮГО-ЗАПАДНАЯ УЛ., ЗД. 7, ОФИС 39, ОГРН: 1211600007805, Дата присвоения ОГРН: 03.02.2021, ИНН: 1656117452)

- в качестве заинтересованного лица ООО «ТД Стройресурс» (420132, РОССИЯ, РЕСП. ТАТАРСТАН, ГОРОД КАЗАНЬ Г.О., КАЗАНЬ Г., КАЗАНЬ Г., ФАТЫХА АМИРХАНА УЛ., ЗД. 42А, ПОМЕЩ. 25, ОГРН: 1211600022985, Дата присвоения ОГРН: 24.03.2021, ИНН: 1657267370, КПП: 165701001).

В ходе рассмотрения дела №016/01/17-531/2023 ответчиком и иными участниками дела представлены запрошенные материалы, а также даны письменные и устные пояснения относительно обстоятельств рассматриваемого дела.

Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив все материалы дела, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельствам дела пришла к следующим выводам.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (статья 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Следует различать исполнение функций (полномочий) органов власти, под которыми понимаются те виды управленческих полномочий (в частности, исполнительно-распорядительных, контролирующих), которые отнесены к компетенции органа власти и осуществляются им в соответствии с Положением об этом органе, и действия по реализации функций (полномочий) органа власти (например, выполнение работ, оказание услуг), которые могут носить вспомогательный (технический) характер и осуществляться органом власти через подведомственные организации.

Осуществление полномочий (делегирование полномочий) федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления бюджетными(ным) учреждениями(нием) возможно исключительно в рамках части 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". На это указывает судебная практика, например по делам №А11-9723/2018, А38-10438/2017 и др.

В соответствии с Соглашением Минстроя РТ и ГБУ «Главстрой» от 27.05.2021 предметом являлось предоставление субсидий на реализацию мероприятий по формированию городской среды в размере 854 629 400,00 руб. на основании распоряжения Кабинета Министров РТ от 26.05.2021 года №1004-р. (далее – Соглашение от 27.05.2021 года). Согласно Платежному поручению № 535 от 28.05.2021 года Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан в адрес ГБУ «Главстрой» перечислена сумма в размере 854 629 400,00 руб. с назначением платежа о перечислении средств по РКМ.

Данные субсидии не предоставлялись в рамках выполнения государственного задания, что также указывает на отсутствие исполнения государственных функций.

13 августа 2021 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru ГБУ «Главстрой РТ» размещено извещение о проведении электронного аукциона №0311500000921000043, согласно которому предметом контракта является выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования, а именно:

1. Реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан в пгт. Камское Устье, Камско-Устьинский муниципальный район, туристко-рекреационный кластер «Дингез-море Татарстана».

2. Реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Ш. Марджани, г. Казань, Набережная озера Нижний Кабан (завершение 1 и 2 очереди).

3. Реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Толстого, г. Казань, сквер им. Л.Н. Толстого.

Татарстанским УФАС была рассмотрена жалоба по данной закупке, Комиссией вынесено решение №016/06/6-1635/2021 от 31 августа 2021 года (исх. №04-04/11082 от 01.09.2021) о признании ее обоснованной.

В частности, Комиссией Татарстанского УФАС России, сделан вывод, что работы велись до определения победителя закупки и заключения государственного контракта, а также заказчик необоснованно укрупнил лот данной закупки, что привело к ограничению конкуренции и нарушению требований Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в адрес ГБУ «Главстрой РТ» соответствующего предписания №016/06/6-1635/2021 (исх. №04-04/11100 от 01.09.2021) об устранении нарушений действующего законодательства, из которого следовало, что ГБУ «Главстрой РТ» необходимо было:

- отменить все протоколы, составленные при проведении электронного аукциона №0311500000921000043;

- внести изменения в извещение и документацию по вышеуказанной закупке, в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно решению Комиссии Татарстанского УФАС России от 31 августа 2021 года по делу №016/06/6-1635/2021 (исх. №04-04/11082 от 01.09.2021);

- продлить сроки подачи заявок на участие в вышеуказанном аукционе так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие такой срок составлял не менее чем семь дней;

- либо повторно провести процедуру размещения закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.

09 сентября 2021 года ГБУ «Главстрой РТ» размещено извещение об отмене определения поставщика для закупки №0311500000921000043. 

Указанное решении Комиссии антимонопольного органа №016/06/6-1635/2021 также послужило основанием для вынесения постановления об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заместителя директора ГКУ "ГИСУ РТ"  №016/04/7.30 –2001/2021 (исх. АЯ-04/13799 от 29.10.2021) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за необоснованное укрупнение лота, что привело к ограничению конкуренции при осуществлении закупки №0311500000921000043.

Вместе с тем, исходя из письма Прокуратуры города Казани (вх. №2415 от 25.02.2022 г.) следует, что в рамках проверочных мероприятий Прокуратурой города Казани было установлено, что 31 августа 2021 года между ГБУ «Главстрой РТ» и ГУП РТ «Татлизинг», несмотря на вынесенное решение в отношении ГБУ «Главстрой РТ» по факту нарушения норм действующего законодательства о контрактной системе при проведении указанной процедуры торгов и выданное обязательное для исполнение предписание от 31.08.2021 года об устранении выявленных нарушений, заключен государственный контракт, как с единственным поставщиком, на выполнение строительно-монтажных работ и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования.

Государственный контракт №1-21/ЕП от 31.08.2021 года ГБУ «Главстрой РТ» был заключен с ГУП РТ «Татлизинг» на сумму 291 677 170,00 руб. как с единственным поставщиком согласно части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Срок начала работ, предусмотренный настоящим контрактом – дата заключения контракта. Срок завершения работ, предусмотренный настоящим контрактом – 31.12.2021 года. НМЦК по электронному аукциону 0311500000921000043 - 291 677 170,00 руб. При этом оснований для заключения государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года без проведения конкурсных процедур у ГБУ «Главстрой РТ» не имелось. Соответственно, действия ГБУ «Главстрой РТ» в данном случае свидетельствуют о ненадлежащем исполнении предписания антимонопольного органа.  

При этом, согласно графику перечисления субсидий в рамках Соглашения от 27.05.2021 года, в совокупности на реализацию данных трех проектов выделили 307 650 000,00 руб. (50 400 000,00 - туристко-рекреационный кластер «Дингез-море Татарстана»; 189 000 000,00 - Набережная озера Нижний Кабан (завершение 1 и 2 очереди); 68 250 000,00 руб. - сквер им. Л.Н. Толстого), а государственный контракт бы заключен на сумму 291 677 170,00 руб.

Татарстанским УФАС России в отношении должностного лица было вынесено постановление в отношении ответственного должностного лица заместителя директора ГКУ "ГИСУ РТ"  №016/04/7.29-422/2022 об административном правонарушении (исх. АЯ-04/3376 от 16.03.2022) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за неверный способ определения заказчиком поставщика при осуществлении закупки №0311500000921000043.

А также Татарстанским УФАС России по результатам рассмотрения письма Прокуратуры города Казани (вх. №2415 от 25.02.2022 г) в отношении ответственного должностного лица заместителя директора ГКУ "ГИСУ РТ" было вынесено постановление №016/04/19.5-502/2022 об административном правонарушении (исх. АЯ-04/4448 от 06.04.2022) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа.   

На основании информации, которая была представлена Прокуратурой города Казани в письме (вх. №2415 от 25.02.2022 г.), Татарстанским УФАС России был направлен запрос информации в ГУП РТ «Татлизинг» (исх. АЯ-06/9730 от 03.08.2022) с требованием представить в адрес Татарстанского УФАС России информацию о ходе выполнения работ по государственному контракту №1-21/ЕП от 31.08.2021 года.

Из ответа ГУП РТ «Татлизинг» (вх. №10388 от 12.08.2022) Татарстанским УФАС России было установлено, что ГУП РТ «Татлизинг» к выполнению работ по государственному контракту №1-21/ЕП от 31.08.2021 года были привлечены следующие субподрядные организации:

1. МУП города Казани «Городское Благоустройство» (ИНН: 1656060502) –. Договор №37/21/202 от 22.09.2021 года. Предмет договора – реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Ш. Марджани, г. Казань, Набережная озера Нижний Кабан (завершение 1 и 2 очереди). Стоимость работ по договору – 179 402 530 рублей 00 копеек.

ГУП РТ «Татлизинг» перечислена, в период с 22.10.2021 года по 30.12.2021 года, в адрес МУП города Казани «Городское Благоустройство» оплата, в рамках Договор №37/21/202 от 22.09.2021 года, работ по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Ш. Марджани, г. Казань, в размере 174 917 466,79 руб., а также сумма в размере 4 485 063, 21 произведена актами взаимозачета в период с 23.09.2021 года по 31.12.2021 года.  

2. ООО «Викара» (ИНН: 1633009588) – Договор №37/21/204 от 29.09.2021 года. Предмет договора – реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Толстого, г. Казань, сквер им. Л.Н. Толстого. Стоимость работ по договору – 64 621 160 рублей 00 копеек.

ГУП РТ «Татлизинг» перечислена, в период с 21.10.2021 года по 12.01.2022 года, в адрес ООО «Викара» оплата, в рамках Договор №37/21/204, в размере 62 013 631,05 руб., а также сумма в размере 2 583 901,3 произведена актами взаимозачета в период с 02.11.2021 года по 09.12.2021 года. При этом, не представлена информация по оплате работ на сумму 23 627,95 руб. предусмотренных Договором №37/21/204. 

3. ООО «Строительная Компания ЦЕХ» (ИНН: 1657265943) – Договор №37/21/203 от 24.09.2021 года. Предмет договора – реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан в пгт. Камское Устье, Камско-Устьинский муниципальный район, туристко-рекреационный кластер «Дингез-море Татарстана». Стоимость работ по договору – 47 653 480 рублей 00 копеек.

ГУП РТ «Татлизинг» перечислена, в период с 08.11.2021 года по 10.03.2022 года, в адрес ООО «Строительная Компания ЦЕХ» оплата, в рамках Договор №37/21/203 от 24.09.2021 года, в размере 46 441 387,1 руб., а также сумма в размере 1 190 804,79 произведена актами взаимозачета в период с 14.12.2021 года по 20.12.2021 года.

Более того, исходя из анализа имеющихся документов установлено, что:

1) ГБУ «Главстрой» перечислена, в период 18.10.2021 года по 16.12.2021 года, в адрес ГУП РТ «Татлизинг» оплата, в рамках государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года, работ по реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Толстого, г. Казань, в размере 64 597 532,35 руб. При этом, указанная сумма не совпадает с суммой, установленной в рамках договора субподряда между ГУП «Татлизинг» и ООО «Викара» разница в размере 23 627,68 руб.

2) ГБУ «Главстрой» перечислена, в период с 18.10.2021 года по 15.12.2021 года, в адрес ГУП РТ «Татлизинг» оплата, в рамках государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года, работ по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Ш. Марджани, г. Казань, в размере 179 402 530 руб.

3) ГБУ «Главстрой» перечислена, в период 04.10.2021 года по 24.12.2021 года, в адрес ГУП РТ «Татлизинг» оплата, в рамках государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года работ - реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан в пгт. Камское Устье, Камско-Устьинский муниципальный район, туристко-рекреационный кластер «Дингез-море Татарстана»., в размере 47 632 191, 89 руб. При этом, указанная сумма не совпадает с суммой, установленной в рамках договора субподряда между ГУП «Татлизинг» и ООО «СК ЦЕХ» разница в размере 21 288,11 руб.

Далее Татарстанским УФАС России были направлены запросы информации в субподрядные организации заключенные между ГУП «Татлизинг»: МУП города Казани «Городское Благоустройство», ООО «Викара» и ООО «Строительная Компания ЦЕХ» с требованием представить в адрес Татарстанского УФАС России информацию о ходе выполнения работ по договорам №37/21/202 от 22.09.2021 г., №37/21/204 от 29.09.2021 г. и №37/21/203 от 24.09.2021 г. (исх. №АЯ-06/12414, №АЯ-06/12415 и №АЯ-06/12416 от 07.10.2022).

Из ответов ООО «Викара», ООО «Строительная Компания ЦЕХ» и МУП «Городское благоустройство» Татарстанским УФАС России было установлено, что для выполнения работ, предусмотренных договорами №37/21/204 от 29.09.2021 г., №37/21/202 №37/21/202 от 22.09.2021 года и №37/21/203 от 24.09.2021 г. ООО «Викара», ООО «СК ЦЕХ» и МУП «Городское благоустройство» были заключены договоры субподряда.

Так ООО «Викара» были заключены следующие договоры субподряда:

1. МУП города Казани «Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства «Горводзеленхоз» (ИНН: 1653012250) – Договор субподряда №2021/08 от 04.08.2021 года. Предмет договора – работы по реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан на 2021г., сквер им. Л.Н. Толстого, ул. Толстого, г. Казань ЛК-РТ-31002. Стоимость работ по договору – 14 357 356 рублей 00 копеек.

Срок начала работ, предусмотренных настоящим договором – дата заключения договора (п. 3.2). Срок завершения работ, предусмотренных настоящим договором и ввода объекта в эксплуатацию – 20.08.2021 года (п. 3.3).

Дополнительным соглашение №1 от 20.12.2021 года к Договору субподряда №2021/08 от 04.08.2021 года общая стоимость работ составляет 13 399 624, 69 руб.

Первый платеж по договору №2021/08 от 04.08.2021 года в размере 2 400 000 рублей был осуществлен ООО «Викара» 17.08.2021 (платежное поручение №203). 

 При этом, ООО «Викара» не представлена информация по оплате работ на сумму 1 339 961, 78 руб. предусмотренных Договором субподряда №2021/08 от 04.08.2021 года.

2. ООО «Альфа проект» (ИНН: 1657225644) – Договор субподряда №2-06/21 от 21 июня 2021 года. Предмет договора – работы по реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан на 2021 г. – Сквер по ул. Толстого. Стоимость работ по договору – 1 328 910 рублей 55 копеек.

Дополнительным соглашение №1 от 21.12.2021 года к Договору субподряда №2-06/21 от 21 июня 2021 года общая стоимость работ составляет 1 260 460, 11 руб.

Срок начала работ, предусмотренных настоящим договором – дата заключения договора (п. 3.2).

Аванс по договору субподряда №2-06/21 от 21 июня 2021 года в размере 660 000 рублей был перечислен ООО «Викара» 02.07.2021 (платежное поручение №142).

При этом ООО «Викара» не представлена информация по оплате работ на сумму 126 046,01 руб. предусмотренных договором субподряда №2-06/21 от 21 июня 2021 года

3. ООО «СК СпецБур» (ИНН: 1661033568) – Договор №5 подряда проведение строительно-монтажных работ от 23 июня 2021 года. Предмет договора – выполнение работ по переносу шкафа дорожного контроля и светофорных опор на светофорном объекте: Карла Маркса – Толстого. Стоимость работ по договору – 806 056 рублей 80 копеек.

Дополнительным соглашение №1 от 21.12.2021 года к Договору №5 от 23 июня 2021 года общая стоимость работ составляет 327 038,40 руб.

Срок начала работ, предусмотренных настоящим договором – 23.06.2021 года (п. 2.1.1). Срок завершения работ – 30.07.2021 года (п. 2.1.2).

Оплата по договору №5 подряда проведение строительно-монтажных работ от 23 июня 2021 года в размере - 806 056 рублей 80 копеек был осуществлен ООО «Викара» 25.06.2021 (платежное поручение №141).

4. ООО «Ресурсстрой» (ИНН: 1650249558) – Договор поставки и монтажа МАФ №10-21/РС от 03 августа 2021 года. Предмет договора – работы по изготовлению Изделий/Товаров, а также осуществить их поставку-монтаж. Стоимость работ по договору – 387 979 рублей 00 копеек.

Аванс по договору поставки и монтажа МАФ №10-21/РС от 03 августа 2021 года за информационный стенд и короб в размере 387 979 рублей был перечислен ООО «Викара» 12.08.2021 (платежное поручение №199).

Дополнительным платежным поручением №211 от 25.08.2021 года ООО «Викара» перечислило в адрес ООО «Ресурсстрой» сумму в размере 158 400,00 руб., назначение платежа – аванс по договору поставки и монтажа МАФ №10-21/РС от 03.08.2021 года за изготовление букв из латуни по объекту «сквер им. Л.Н. Толстого, ул. Толстого, г. Казань».

Счет-фактурой №3 от 29.08.2021 года ООО «Ресурсстрой» был отгружен товар, предусмотренный договором поставки и монтажа МАФ №10-21/РС от 03 августа 2021 года на сумму 387 979,00 руб.

5. ООО «Парк» (ИНН: 1660342242) – Договор субподряда №2 от 03 августа 2021 года. Предмет договора – работы по реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан на 2021 г., сквер им. Л.Н. Толстого, ул. Толстого, г. Казань ЛК-РТ-31002. Стоимость работ по договору – 790 000 рублей 00 копеек.

Дополнительным соглашение №1 от 20.12.2021 года к Договору субподряда №2 от 03.08.2021 года общая стоимость работ составляет 104 221,76 руб.

Срок начала работ, предусмотренных настоящим договором – дата заключения договора (п. 3.2).

Аванс по договору субподряда №2 от 03 августа 2021 года в размере 200 000 рублей был перечислен ООО «Викара» 04.08.2021 (платежное поручение №195).

6. ООО «Мастер и камень Индустрия» (ИНН: 7731446690) – Договоры поставки №П24/05-2021 от 24 мая 2021 года. Предмет договора – поставка изделия из натурального камня. Поставка товара осуществляется до объекта «Сквер им. Л.Н. Толстого по ул. К. Маркса, г. Казани». Сумма договора – 15 973 770 рублей 00 копеек.

Частичная оплата по договору поставки №П24/05-2021 от 24 мая 2021 года за бортовой камень гранит Дымовский 300х150х1 в размере 410 000 рублей была осуществлена ООО «Викара» 24.05.2021 (платежное поручение №101).

22 июня 2021 года ООО «Викара» была осуществлена предварительная оплата по договору поставки №П24/05-2021 от 24 мая 2021 года за поставку брусчатки, бортового камня, пандуса в размере 10 771 639 рублей (платежное поручение №136).

Отгрузка товара - Бортовой камень гранит Дымовский 300х150х1 в соответствии с Договором поставки №П24/05-2021 от 24 мая 2021 года, согласно счет-фактуре №99, была начата поставщиком 02.06.2021 года и др.

Более того, по вопросу фактического исполнения указанного договора, антимонопольный орган направил запрос в адрес ООО «Мастер и камень Индустрия» (АЯ-06/6477 от 23.06.2023 года). В ответе на данный запрос, ООО «Мастер и камень Индустрия» пояснило, что фактически, в рамках договора поставки №П24/05-2021 от 24 мая 2021 года, поставка начала осуществляться 02.06.2021 года, товар был поставлен в полном объеме 17.08.2021 года. Указанное обстоятельство подтверждается подписанными сторонами передаточными документами (вх. №6740 от 03.07.2023 года).

7. ООО «АрхиМет» (ИНН: 7817308148) – Договор поставки №210621/0619/001 от 21 июня 2021 года. Предмет договора – изготовить Изделия/ Товары по номенклатуре и в количестве в соответствии со Спецификацией. Цена договора – 1 371 900 рублей 00 копеек.

Оплата по договору поставки №210621/0619/001 от 21 июня 2021 года за скамьи и урны в размере 1 371 900 рублей была осуществлена ООО «Викара» 24.06.2021 (платежное поручение №143).  

Счет-фактурой №0823/0619/1 от 23.08.2021 года поставщик поставил товар на сумму 1 371 900,00 в рамках договора поставки №210621/0619/001 от 21 июня 2021 года.

8. АО «Казэнерго» (ИНН: 1659143468) – Договор субподряда №ГС18195 от 25 июня 2021 года. Предмет договора – выполнение работ по монтажу наружного освещения на объекте: «Сквер на ул. Толстого». Стоимость работ по договору – 5 252 425 рублей 00 копеек.

Срок начала работ, предусмотренных настоящим договором – дата заключения договора. Срок завершения работ, предусмотренных настоящим договором – 31.08.2021 года (п. 3.1).

Дополнительным соглашение №1 к Договору субподряда №ГС18195 от 25 июня 2021 года общая стоимость работ составляет 5 269 482,24 руб.

Аванс по договору субподряда №ГС18195 от 25 июня 2021 года за монтаж наружного освещения в размере 1 575 727 рублей 50 копеек был перечислен ООО «Викара» 09.07.2021 (платежное поручение №173).

При этом ООО «Викара» не представлена информация по оплате работ на сумму 3 693 754,74 руб. предусмотренных договором субподряда №ГС18195 от 25 июня 2021 года АО «Казэнерго».

9. ООО ЛК «Гринстан» (ИНН: 1656068318) – Договор субподряда №СТ-1 от 18 июня 2021 года. Предмет договора – работы по реализации мероприятий на объекте: «РКМ РТ №749-Р от 21.04.2021 г. Казань Сквер им. Толстого ул. Толстого». Стоимость работ по договору – 21 841 622 рублей 46 копеек.

Дополнительным соглашение №1 к Договору субподряда №СТ-1 от 18 июня 2021 года общая стоимость работ составляет 24 882 056,82 руб.

Срок начала работ, предусмотренных настоящим договором – дата заключения договора (п. 3.2).

Аванс по договору субподряда №СТ-1 от 18 июня 2021 года за благоустройство по объекту «Сквер по ул. Толстого» в размере 13 750 000 рублей был перечислен ООО «Викара» 23.06.2021 (платежное поручение №140).

При этом ООО «Викара» не представлена информация по оплате работ на сумму 182 056,82 руб. предусмотренных договором субподряда №СТ-1 от 18 июня 2021 года ООО ЛК «Гринстан».

10. ООО «СК Волга - Автодор» (ИНН: 1656042246) – Договор №2021/09-01 от 01.09.2021 года. Предмет договора – исполнение работ по заданию субподрядчика строительно-монтажные и прочие работы. Стоимость работ по договору – 1 681 058,64 руб.

Дополнительным соглашение №1 от 20.12.2021 года к Договору №2021/09-01 от 01.09.2021 года общая стоимость работ составляет 1 533 825,69 руб.

Оплата по договору №2021/09-01 от 01.09.2021 года в размере 1 457 134, 41 была осуществлена ООО «Викара» 16.02.2022 года (платежное поручение №33).

При этом ООО «Викара» не представлена информация по оплате работ на сумму 76 691,28 руб. предусмотренных договором №2021/09-01 от 01.09.2021 года ООО «СК Волга- Автодор».

ООО «Строительная Компания ЦЕХ» были заключены следующие договоры субподряда:

1. ООО «Производственная компания МАФ» (ИНН: 1656117452) – Договор поставки №09/08 П от 09 августа 2021 года. Предмет договора – поставка товара согласованные сторонами в спецификации. Стоимость работ по договору – 6 648 391 рублей 67 копеек. Поставка товара согласно Спецификации №5 осуществляется для объекта «ТРК Дингез – Море Татарстана» в течение десяти рабочих дней.

2. ООО «Торговый дом Стройресурс» (ИНН: 1657267370) – Договор поставки №01/06-П от 01 июня 2021 года. Предмет договора – поставка товара согласованные сторонами в спецификации. Стоимость работ по договору – 6 953 978 рублей 20 копеек. Поставка товара согласно осуществляется для объекта «ТРК Дингез – Море Татарстана».

МУП города Казани «Городское благоустройство» были заключены следующие договоры субподряда:

1. ООО «КЗН-Реновация» (ИНН: 1660329918) – Договор №02/21 от 21 мая 2021 года. Предмет договора – выполнение работ по монтажу и установке оборудования на объекте: «г. Казань, Набережная озера Кабан, г. Казань, ул. Салимжанова, ул. Х. Такташ». Стоимость работ по договору – 180 000 000,00 руб.

Аванс по договору 02/21 от 21.05.2021 года в размере 6 429 000,00 руб. был перечислен МУП «Городское благоустройство» 04.06.2021 года (платежное поручение №15). Аванс по договору 02/21 от 21.05.2021 года в размере 500 000,00 руб. был перечислен МУП «Городское благоустройство» 08.06.2021 года (платежное поручение №15159). Аванс по договору 02/21 от 21.05.2021 года в размере 57 861 000,00 руб. был перечислен МУП «Городское благоустройство» 09.06.2021 года (платежное поручение №17).

Общая сумма аванса перечисленная МУП «Городское благоустройство» ООО «КЗН-Реновация» в рамках договора №02/21 от 21 мая 2021 года (до заключение основного государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года) 64 790 000,00 руб.

2.  ООО «КЗН-Реновация» (ИНН: 1660329918) – Договор №20 от 21.05.2021 года. Предмет договора – поставка товара в соответствии со спецификацией Приложения №1 к договору №20. Сумма договора – 118 744 731,78 руб. 

Аванс по договору №20 от 21.05.2021 года в размере 18 911 260,00 руб. был перечислен МУП «Городское благоустройство» 14.07.2021 года (платежное поручение №21).

Счет-фактурами от 01.07.2021 года в рамках договора поставки №20 от 21.05.2021 года осуществилась отгрузка товара на сумму – 62 502 707,95 руб. 

Таким образом, субподрядные договора были заключены на предмет выполнения работ по следующим объектам:

1) реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Ш. Марджани, г. Казань, Набережная озера Нижний Кабан (завершение 1 и 2 очереди);

2) реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Толстого, г. Казань, сквер им. Л.Н. Толстого;

3) по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан в пгт. Камское Устье, Камско-Устьинский муниципальный район, туристко-рекреационный кластер «Дингез-море Татарстана»,

 что совпадает с наименованием и объемом работ, определенных государственным контрактом от 31.08.2021 года между ГУП «Татлизинг» и ГБУ «Главстрой», следовательно, свидетельствует о том, что подрядчик заранее обладал информацией относительно предстоящих работах.

Между тем, из анализа представленных ООО «Викара», ООО «Строительная Компания ЦЕХ» и МУП «Городское благоустройство» договоров субподряда и поставки Татарстанским УФАС России было установлено, что большая часть договоров была заключена заранее, то есть еще до заключения между ГБУ «Главстрой РТ» и ГУП РТ «Татлизинг» основного государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года, определяющего предмет, сумму и все условия выполнения работ. Оплата по договорам также была проведена заранее, что подтверждается предоставленными платежными поручениями.

По некоторым договорам субподряда предметами которых является реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан: по ул. Ш. Марджани, г. Казань, Набережная озера Нижний Кабан (завершение 1 и 2 очереди), по ул. Толстого, г. Казань, сквер им. Л.Н. Толстого, в пгт. Камское Устье, Камско-Устьинский муниципальный район, туристко-рекреационный кластер «Дингез-море Татарстана», сроки окончания исполнения работ, а также фактическая отгрузка товара значатся еще до заключения государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года:

-договор субподряда №2021/08 от 04.08.2021 года (срок завершения 20.08.2021 года);

- договор №5 от 23 июня 2021 года (срок завершения 30.07.2021 года);

- договор МАФ №10-21/РС от 03 августа 2021 года (поставка товара на объект была 29.08.2021 года);

- договор поставки №П24/05-2021 от 24 мая 2021 года (отгрузка товара на объект 02.06.2021 года);

- договор поставки №210621/0619/001 от 21 июня 2021 года (отгрузка товара 21.06.2021 года);

- договор субподряда №ГС18195 от 25 июня 2021 года (срок исполнения работ 31.08.2021 года);

- договор №20 от 21.05.2021 года (отгрузка товара 01.07.2021);

Таким образом, работы по реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Ш. Марджани, г. Казань, Набережная озера Нижний Кабан (завершение 1 и 2 очереди), на территории пгт. Камское Устье, Камско-Устьинский муниципальный район, туристко-рекреационный кластер «Дингез-море Татарстана» и на территории по ул. Толстого, г. Казань, сквер им. Л.Н. Толстого, были начаты до заключения государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года.

Указанные факты также подтверждаются информацией из СМИ Исходя из источников СМИ (ссылки в общедоступной сети Интернет:  https://www.business-gazeta.ru/news/519144,  https://www.business-gazeta.ru/news/510943,  https://kazan.mk.ru/social/2021/05/28/na-remont-zakrylsya-skver-imeni-lva-tolstogo-v-kazani.html) следует, что работы уже ведутся, тогда как начало выполнения работ аукционной документацией предусмотрено с 13 сентября 2021 года.

Таким образом, ГБУ «Главстрой РТ» государственный контракт №1-21/ЕП от 31.08.2021 года был заключен с нарушением положений Закона о контрактной системе, за что было привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания.  

При этом, ГУП РТ «Татлизинг» (генподрядчик по государственному контракту №1-21/ЕП от 31.08.2021 года) заключены договоры подряда именно с теми организациями, которые приступили к выполнению работ еще до заключения государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года – МУП «Городское благоустройство», ООО СК «ЦЕХ», ООО «ВИКАРА» как с единственными поставщиками в рамках Положения о закупках, без проведения конкурентных процедур. Указанными субподрядными организациями на момент проведения закупки №311500000921000043, а также заключения государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года предусмотренные по контракту работы фактически выполнялись.

То есть подрядчикам была заранее известна информация о конкретных работах по реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории на территории Республики Татарстан по ул. Ш. Марджани, г. Казань, Набережная озера Нижний Кабан (завершение 1 и 2 очереди), на территории пгт. Камское Устье, Камско-Устьинский муниципальный район, туристко-рекреационный кластер «Дингез-море Татарстана» и на территории по ул. Толстого, г. Казань, сквер им. Л.Н. Толстого.

Учитывая то, что работы по субподрядным договорам с ООО «Викара», ООО «Строительная Компания ЦЕХ» и МУП «Городское благоустройство» выполнялись до заключения государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года, Татарстанским УФАС России был сделан вывод о том, что ГБУ «Главстрой РТ» привлекло ГУП «Татлизинг» для выполнения работ по реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Ш. Марджани, г. Казань, Набережная озера Нижний Кабан (завершение 1 и 2 очереди), на территории пгт. Камское Устье, Камско-Устьинский муниципальный район, туристко-рекреационный кластер «Дингез-море Татарстана» и на территории по ул. Толстого, г. Казань, сквер им. Л.Н. Толстого до принятия решения о проведении конкурентных процедур и заключения по результатам конкуренции государственного контракта.

Таким образом, МУП города Казани «Городское Благоустройство», ООО «Викара» и ООО «Строительная Компания ЦЕХ» в целях исполнения работ по договорам №37/21/202 от 22.09.2021 г., №37/21/204 от 29.09.2021 г. и №37/21/203 от 24.09.2021 г. заключенным с ГУП «Татлизинг» заключили также свои субподрядные договора с иными подрядными организациями намного ранее, чем были заключены основной государственный контракт №1-21/ЕП от 31.08.2021 года межу ГУП «Татлизинг» и ГБУ «Главстрой» и основные субподрядные договора договорам №37/21/202 от 22.09.2021 г., №37/21/204 от 29.09.2021 г. и №37/21/203 от 24.09.2021 г.

Во-первых, наименование предмета заключенного субподрядного договора №37/21/204 от 29.09.2021 года между ГУП «Татлизинг» и ООО «Викара» следующие: реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Толстого, г. Казань, сквер им. Л.Н. Толстого.

При этом, ООО «Викара» ранее, еще до заключения договора №37/21/204 от 29.09.2021 года заключило ряд субподрядных договоров с иными подрядными организациями с аналогичным предметом контракта. Так, к примеру, с МУП города Казани «Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства «Горводзеленхоз» от 04.08.2021 года, ООО «Альфа проект» от 21 июня 2021 года, ООО «Парк» от 03 августа 2021 года, АО «Казэнерго» от 25 июня 2021 года и др.

В ходе анализа субподрядных договоров, которые заключены между ООО «Викара» и иными подрядными организациями, установлено, что данные договоры были заключены еще до основного субподрядного договора №37/21/204 от 29.09.2021 года, наименование предметов данных договоров также идентичны с предметом основного субподрядного договора №37/21/204 от 29.09.2021 года. Оплата по некоторым субподрядным договорам (такие как – Договор субподряда №2021/08 от 04.08.2021 года.; Договор субподряда №2-06/21 от 21 июня 2021 года; Договор субподряда №2 от 03 августа 2021 года и др.) была проведена еще до заключения государственного контракта и основного субподрядного договора с ГУП «Татлизинг».

Исходя из источников СМИ (ссылки в общедоступной сети Интернет:  https://www.business-gazeta.ru/news/519144,  https://www.business-gazeta.ru/news/510943,  https://kazan.mk.ru/social/2021/05/28/na-remont-zakrylsya-skver-imeni-lva-tolstogo-v-kazani.html) следует, что работы по объекту: «Реализация мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул.Толстого, г.Казань, сквер им.Л.Н.Толстого» уже велись еще до заключения государственного контракта, тогда как начало выполнения работ аукционной документацией предусмотрено с 13 сентября 2021 года (представлены скриншоты в Решение по делу №016/06/6-1635/2021 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

ООО «Мастер и камень Индустрия» по договоры поставки №П24/05-2021 от 24 мая 2021 года, предмет которого являлась поставка изделия из натурального камня. Поставка товара осуществляется до объекта «Сквер им. Л.Н. Толстого по ул. К. Маркса, г. Казани», частичная оплата в размере 410 000 рублей была осуществлена ООО «Викара» 24.05.2021 (платежное поручение №101), а 22 июня 2021 года ООО «Викара» была осуществлена предварительная оплата за поставку брусчатки, бортового камня, пандуса в размере 10 771 639 рублей (платежное поручение №136). Антимонопольным органом в адрес ООО «Мастер и камень Индустрия» был сделан запрос (АЯ-06/6477 от 23.06.2023 года) о фактическом исполнении данных работ. В ответ на запрос ООО «Мастер и камень Индустрия» сообщило (вх. № 6740 от 03.07.2023 года) о том, поставка товара на объект начала осуществляться со 02.06.2021 года и полностью товар был поставлен к 17.08.2021 году.

Во-вторых, МУП «Городское благоустройство» были заключены договоры субподряда с ООО «КЗН-Реновация» до заключения основного субподрядного договора с ГУП «Татлизинг». Наименование предмета договора № 02/21 от 21.05.2021 года – монтаж и установка оборудования на объекте «г. Казань, Набережная озера Нижний Кабан г. Казань, ул. М. Салимжанова, ул. Х. Такташа», где срок выполнения работ (п. 3.1.1 договора) исчислялся с момента заключения настоящего договора, то есть с 21.05.2021 года. Авансовая оплата по данному договору была проведена с 04.06.2021 года, подтверждается платежными поручениями.  При этом, согласно Справке КС-03 составленной от 23.09.2021 года (основной договор субподряда с ГУП «Татлизинг» заключен 22.09.2021 года), было проведено 07-01-01 «озеленение» в период с 01.09.2021 года по 23.09.2021 года, то есть фактически работы выполнялись до заключение основного субподрядного договора. Также указанное обстоятельство также подтверждается актом о приеме выполненных работ за сентябрь 2021 года (КС-2) дата датирована 23.09.2021 года за период работ с 01.09.2021 года по 23.09.2021 года, где перечислены все виды работ, исполненные в рамках «Озеленения».

Причем необходимо отметить, что данный вид исполненных работ (с 01.09.2021 года по 23.09.2021 года), указанный в КС-2 полностью соответствует выдам работ, перечисленных разделом 3 «Цветники» в локально сметном расчете 07-01-014 «Озеленение», которые необходимо было выполнить после заключения государственного контракта заключенного между ГУП «Татлизинг» и ГБУ «Главстрой».

Согласно локально сметному отчету (СМЕТА) № 07-01-01, составленному в первом квартала 2021 года и являющаяся составной частью электронного аукциона №0311500000921000043 следует, что № п/п 172, обоснование «ГЭСН47-01-006-01» и наименование работ «подготовка стандартных посадочных мест вручную для растений с круглым комом земли размером: 0,2x0,15 м и 0,25x0,2 м в естественном грунте» находящихся в разделе 3 «Цветники» полностью советует исполненной  и сданной работе (КС-2, КС-3) в рамках договора субподряда заключенного между МУП «Городское благоустройство» и ООО «КЗН- Реновация».

Также указанный вид работ сдан ГУП «Татлизинг» ГБУ «Главстрой» КС-2 в период с 01.09.2021 года по 23.09.2021 года в рамках государственного контракта.

Согласно договору поставки №20 от 21.05.2021 года заключенному между МУП «Городское благоустройство» и ООО «КЗН- Реновация», необходимо поставить товар в соответствии со спецификацией, являющейся предложением №1 к данному договору. К примеру, среди прочего необходимо было поставить Красные скамьи с подсветкой треугольную левая правая, прямоугольная, бетонные скамьи ТИП-1 (модули 1, 2, 3), скамья интегрированная Объем=48,31+10 и др. Указанный товар был отгружен, в соответствии, со счет-фактурой №36 от 01.07.2021 года в рамках договора поставки №20 – 01.07.2021. Товар отгружен директором ООО «КЗН-Ренновация» принят от МУП «Городское Благоустройство»

Авансовая оплата была переведена на счет ООО «КЗН-Ренновация» от МУП «Городское благоустройство» начиная с 14.07.2021 года, что подтверждается платёжными поручениями. 

При этом, согласно локально сметному расчету (смета) № 07-01-02 составленному в первом квартала 2021 года и являющаяся составной частью электронного аукциона №0311500000921000043 следует, что указанный товар также явился предметом поставки по государственному контракту.

Указанное подтверждает, что МУП «Городское благоустройство г. Казани» заранее знали, вид и объем работ, который необходимо будет выполнять, а также было известно о товаре, который необходимо было поставить в рамках исполнения договора.

В - третьих, ООО «Цех» заключен договор поставки №09/08А от 09.08.2021 года с ООО «ПК МАФ». Предметом договора является поставка товара на объект «ТРК Дингез-море Татарстана», где в рамках спецификации содержатся в том числе следующие товары, изготовление скамеек, дровницы, запрещающего знака и т.д. 

Согласно локальному ресурсному сметному расчету № 07-01-01, являющейся составной частью электронного аукциона №0311500000921000043 следует, что указанный товар так же перечислен данной документацией и является идентичным.

Таким образом, ГУП «Татлизинг», до проведения закупки и заключения государственного контракта, определены для каждого объекта государственного контракта субподрядные организации.

Указанное обстоятельство непосредственно доказывается наличием заключенных заранее субподрядных договоров между субподрядными организациями (ООО «Викара», ООО «Строительная Компания ЦЕХ» и МУП «Городское благоустройство»), которые определило ГУП «Татлизинг» и субподрядными организациями такие как ООО «АрхиМет», АО «Казэнерго», ООО «Торговый дом Стройресурс», ООО «КЗН-Реновация» и др., которые определили ООО «Викара», ООО «Строительная Компания ЦЕХ» и МУП «Городское благоустройство». Между тем, по некоторым субподрядным договорам срок исполнения работ был датирован еще до заключения государственного контракта.

Вместе с тем, поскольку, антимонопольным органом в отношении ГБУ «Главстрой РТ» были приняты меры реагирования, в части привлечения ответственного лица к административной ответственности за необоснованное укрупнение лота, а также за неверный способ определения заказчиком поставщика и неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа при осуществлении закупки №0311500000921000043, соответственно, настоящие дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в отношении ГБУ «Главстрой РТ», в части заключения антиконкурентного соглашения ГУП «Татлизинг», при заключении государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года, что привело к неверному способу осуществления закупки, подлежит прекращению в связи с привлечение ГБУ «Главстрой РТ» к ответственности, за указанный факт.  

Между тем, относительно действий ГУП «Татлизинг» антимонопольный орган сообщает следящие.

 В своей деятельности ГУП «Татлизинг» руководствуется Положением "О порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг ГУП «Татлизинг».

Подпунктом 48 пункта 2.2.6. данного Положения установлено, что закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляются, в том числе в случае осуществляется закупка товаров, работ, услуг во исполнение доходных договоров Заказчика, в том числе по упрощенной неконкурентной процедуре в соответствии с настоящим Положением.

Пунктом 3 Положения о закупках предусмотрено, что в случае, когда Заказчик привлекает третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения обязательств Заказчика по государственному или муниципальному контракту либо гражданско-правовому договору, закупка таких товаров, работ, услуг может осуществляться путем проведения упрощенной тендерной процедуры либо упрощенной неконкурентной процедуры.

Пунктом 3.2.1 Закупка товаров, работ, услуг по упрощенной неконкурентной процедуре (УНП) может осуществляться Заказчиком в том числе, в случаях если Заказчик привлекает третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения обязательств Заказчика по государственному или муниципальному контракту либо гражданско-правовому договору, заключению которого предшествовало проведение открытой состязательной процедуры закупки.

При этом, процедура заключение государственного контракта не представляла собой состязательный характер. Решением №016/06/6-1635/2021 сделан вывод, что работы уже велись до определения победителя закупки №0311500000921000043 и заключения государственного контракта, а также заказчик необоснованно укрупнил лот данной закупки, что привело к ограничению конкуренции. То есть указанная закупка была признана антимонопольным органом незаконной, в связи с чем было выдано соответствующие предписание на устранение выявленных нарушений.

Несмотря на выданное предписание антимонопольного органа, государственный контракт №1-21/ЕП от 31.08.2021 года был заключен с ГУП РТ «Татлизинг» (которое именуется как исполнитель по контракту) как с единственным поставщиком согласно части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, без проведения каких-либо конкурентных процедур. Однако исходя из Положения заказчика следует, что применение подпункта 48 пункта 2.2.6 Положения может применятся, если государственный контракт, являющийся доходным договором Заказчика, был заключен состязательным способом.

В свою очередь, Положения ГУП «Татлизинг», равно как и №223-ФЗ при определении способа Закупки Заказчик отдаёт предпочтение конкурентным Закупочным процедурам и процедурам в электронной форме (пункт 2.2.1). Однако, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в данном случае не являлась конкурентной.

Исходя из норм Закона о закупках, действия заказчика по выбору способа закупки являются его безусловным правом, однако установление способов закупки должно осуществляться заказчиком не произвольно, а с учетом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках (информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки), что также указано и в самом Положении заказчика.

Выводы антимонопольного органа соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, согласно которой избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным, либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13581 по делу № А57-6788/2020).

Подобные обстоятельства, оправдывающие необходимость отмеченного вида закупки у единственного поставщика, в Положения о закупке в качестве требуемого по закону условия применения неконкурентного способа закупки не определены.

Согласно материалам дела, указанные договоры субподряда заключенные между ГУП «Татлизинг» и МУП «Городское благоустройство», ООО СК «ЦЕХ» и ООО «Викара» без проведения конкурентных процедур на основании подпункта 48 пункта 2.2.6. Положения о закупках. Положение о закупках позволяет ГУП «Татлизинг» проводить неконкурентные закупки (у единственного поставщика) вне зависимости от предметности доходного договора, а также наличия или отсутствия конкурентного рынка. Указанным Положением неконкурентная закупка (у единственного поставщика) в случае осуществляется закупка товаров, работ, услуг во исполнение доходных договоров Заказчика предусмотрены без каких-либо ограничений и оговорок, то есть без возможности и без перспективы провести закупку с помощью конкурентных способов. Иными словами, данный пункт применим абсолютно ко всем доходным договорам заказчика, вне зависимости предметности и стоимости таких договоров, а также вне зависимости от конкурентности рынка, то есть фактически по умолчанию и на безальтернативной основе, и по желанию заказчика.

Наличие данного обстоятельства фактически позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, чем создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что может привести к дискриминации и ограничению конкуренции.

Таким образом, дело №016/01/17-531/2023 отношении ГУП «Татлизинг» подлежит переквалификации по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неверного выбора способа определения подрядных организаций (МУП «Городское благоустройство», ООО СК «ЦЕХ», ООО «Викара») в рамках выполнения строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования, что в конечном результате привело (могло привести) к ограничению конкуренции, в частности, при реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан в пгт. Камское Устье, Камско-Устьинский муниципальный район, туристко-рекреационный кластер «Дингез-море Татарстана»; при реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Ш. Марджани, г. Казань, Набережная озера Нижний Кабан (завершение 1 и 2 очереди); при реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Татарстан по ул. Толстого, г. Казань, сквер им. Л.Н. Толстого.

ГУП «Татлизинг» является субъектом 223-ФЗ Закона закупках, поскольку, в целях соблюдения принципа конкурентного подхода к определению исполнителя и не минуя установленные конкурсные процедуры необходимо соблюдать установленные законом принципы относительно определения исполнителя конкурентным способом, соответственно, в обязанности ГУП «Татлизинг» входило, при обладании информацией о готовящихся конкурентных процедурах и до заключения государственного контракта, совершить действия направленные на проведении вышеуказанной закупки, а не на заключение контракта как с единственным поставщиком, то есть в данном случае, заказчиком заблаговременно определен поставщик (подрядчик, исполнитель), в то время как в данном случае определение поставщика должно было быть произведено конкурентным способом.

Поскольку, ГУП РТ «Татлизинг» заранее обладав информацией о планируемой закупочной процедуре, на выполнение работ по реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории РТ, где исполнителем будет назначено ГУП РТ «Татлизинг», следовательно, неправомерно заключило договора подряда именно с теми организациями, которые приступили к выполнению работ еще до заключения государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 года, без проведения конкурентных процедур, что привело к неверному способу определения поставщика.

Иными словами, ГУП «Татлизинг» заключая договоры субподряда с ООО «Викара», ООО «СК Цех» и МУП «Городское благоустройство», как с единственными поставщиками, фактически позволяет осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, чем создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что может привести к дискриминации и ограничению конкуренции.

Любой хозяйствующий субъект, на рынке строительства и реконструкции может быть рассмотрен в качестве участника соответствующего товарного рынка. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам. 

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, в действиях ГУП «Татлизинг»  имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части неверного выбора способа определения подрядных организаций в рамках выполнения строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования, что в конечном результате привело к ограничению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее - Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке выполнения работ по выполнению строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования.

Согласно пункту 10.10 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

- На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период – с 01.01.2021 года по 31.08.2021 года, соответствующий периоду подачи заявок и участия в аукционе электронной форме, рассматриваемых Комиссией в рамках настоящего дела.

- В рассматриваемом случае предмет торгов определен аукционной документацией. Согласно аукционной документации по рассматриваемому делу №016/01/17-531/2023, предметов торгов аукциона в электронной форме с реестровым 0311500000921000043 определен следующего образом: «Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования».

-              Состав хозяйствующих субъектов, определяется Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов из рассматриваемого в рамках дела №016/01/17-531/2023 аукциона входил признанный соответствующим требованиям к участникам аукциона следующий хозяйствующий субъект ООО «ТАТМЕЛИОВОДСТРОЙ» (ИНН: 1660267806).

Состав хозяйствующих субъектов, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц указанный вид экономической деятельности (41.20 Строительство жилых и нежилых зданий) на территории:

- Камско-Устьинского муниципального района РТ осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ООО "МСС" (ОГРН: 1111690059755   ИНН: 1658128361, 422820, Республика Татарстан (Татарстан), Камско-Устьинский р-н, пгт Камское Устье, ул. К.маркса, д. 102, офис 6),  ООО "УНИВЕРСАЛ+" (ОГРН: 1121690045432   ИНН: 1622006916,  422820, республика Татарстан, Камско-Устьинский р-н, пгт Камское Устье, ул. К.маркса, д. 114, пом 1000), ООО "СК "ТАТИНВЕСТСТРОЙ" (ОГРН: 1161690130183   ИНН: 1659173712);

В то же время, Татарстанским УФАС России в целях установления круга потенциальных участников - хозяйствующих субъектов имеющие возможность также выполнять работы предусмотренные государственным контрактом, проведен анализ некоторых закупочных процедур, размещенных заказчиком ГБУ «Главстрой РТ» в ЕИС (https://zakupki.gov.ru/) за 2021 года с аналогичным предметом торгов: «Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования», по результатам которого установлено:

- Закупка № 0311500000921000001 от 22.03.2021 года, предмет: «Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования», НМЦК - 105 400 000,00 руб., победитель торгов: ООО «АК ТАШ» (ИНН: 1657065214);

- Закупка № 0311500000921000007 от 30.04.2021 года, предмет: «Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования», НМЦК - 156 768 450,00 руб., где участником признанным соответствующим требованиям аукционной документации является ООО «СК Алтын Групп» (ИНН: 1661058467);

- Закупка № 0311500000921000009 от 07.05.2021 года, предмет: «Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования», НМЦК - 164 000 000,00 руб., где участником признанным соответствующим требованиям аукционной документации является ООО «ТАТМЕЛИОВОДСТРОЙ» (ИНН: 1660267806);

- Закупка № 0311500000921000010 от 12.05.2021 года, предмет: «Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования», НМЦК - 475 299 520,00 руб., победитель торгов: ООО «РСС ИНЖИНИРИНГ» (ИНН: 1656062524);

- Закупка № 0311500000921000012 от 25.05.2021 года, предмет: «Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования», НМЦК - 27 510 390,00 руб., победитель торгов: ООО «ЕВРОСТРОЙХОЛДИНГ+» (ИНН: 1655187714) и др.

При этом, антимонопольным органом был направлен запрос информации относительно заинтересованности в выполнении работ предусмотренным государственным контрактом (АЯ-06/7486 от 20.07.2023 года). В ответ на данные запрос были направленны ответы о заинтересованности в выполнении подобных работ (вх. № 7808 от 31.07.2023 года, №7675 от 27.07.2023 года, №7676 от 27.07.2023 года, № 7600 от 25.07.2023 года, №24.07.2023 года) и невозможности участия в проведенной закупке на заключение государственного контракта ввиду ее укрупнения.

Таким образом, данный товарный рынок «Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования» является конкурентным и коммерчески привлекательным для хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительно-монтажные работы.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ГУП «Татлизинг»  нарушено требование части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части неверного выбора способа определения подрядных организаций в рамках выполнения строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования, что в конечном результате привело к ограничению конкуренции. 

В соответствии со статьёй 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/17-531/2023.

В ответ на заключение об обстоятельствах дела №016/01/17-531/2023 ГБУ «Главстрой РТ» и ГУП «Татлизинг» представили письменные возражения относительно вменяемого нарушения, от других участников дела возражения не поступили.

В день рассмотрения дела и вынесения решения – 12.12.2023 года от представителя ГУП РТ «Татлизинг» поступило устное ходатайство об отложении рассмотрения дела и об ознакомлении с материалами дела. По результатам рассмотрения данного ходатайства, Комиссией принято об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела ввиду того, что заключение об обстоятельствах дела получено ГУП РТ «Татлизинг» заблаговременно для подготовки возражений. Между тем, антимонопольным органом принято решение об удовлетворении ходатайства об ознакомлении с материалами дела, о дате и времени ознакомления с материалами дела будет сообщено дополнительно.  

Так, согласно возражениям ГУП «Татлизинг» кроме тех обстоятельств, указанных в настоящем решении, считает, что ранее заключенные договоры субподряда в том числе без проведения конкурентных процедур не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с принципами российского законодательства, в том числе, в соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Антимонопольный орган отмечает, что ГБУ «Главстрой», как указано настоящем решением, понес административную ответственность при осуществлении закупки №0311500000921000043 по факту необоснованного укрупнения лота, неверного способа определения поставщика.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «б», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что срок действия государственного контракта №1-21/ЕП от 31.08.2021 истек, а работы были исполнены, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГУП РТ «Татлизинг» (420087, Республика Татарстан, город Казань, улица Карбышева, дом 5А, ОГРН: 1061655025090 от 21 марта 2006 г. ИНН: 1655106610, КПП: 166001001) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неверного выбора способа определения подрядных организаций в рамках выполнения строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования.

2. Предписание об устранении нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны