Решение №АЯ-04/14734 Решение по делу № 016/07/3-2168/2021 от 18 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/14734 от 18.11.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в отсутствие представителей заказчика АО "ТАТСПИРТПРОМ" – не явились, уведомлены надлежащим образом, в присутствии представителя ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №1 от 26.10.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (директор), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение заказчика АО "ТАТСПИРТПРОМ" (вх. № 14155 от 20.10.2021 г.) о включении сведений в отношении ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" (ИНН: 7743286553, КПП: 774301001) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением поставщика от заключения договора, который должен быть заключен по результатам проведения закупки № 32110642905 на предмет: право заключения договора на поставку поддонов «Поддон б/у деревянный 1200*800, 1-2 Сорт, (типовые)», а также жалобу ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" на действия заказчика  АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТСПИРТПРОМ" (вх. № 14208/ж от 20.10.2021 г.),

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32110642905 было размещено на официальном сайте www.rts-tender.ru – 15.09.2021 года.

Заказчик – АО "ТАТСПИРТПРОМ"

Начальная (максимальная) цена договора – 24 000 000,00 рублей.

По мнению ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА", закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исходя из части 2.3 статьи 2 Закона о закупках, типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

1) порядок подготовки и (или) осуществления закупки;

2) способы закупок и условия их применения;

3) срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках АО «ТАТСПИРТПРОМ» (далее – Положение), утвержденное решением Совета директоров АО «Татспиртпром».

Предметом настоящей закупки являются - право заключения договора на поставку поддонов «Поддон б/у деревянный 1200*800, 1-2 Сорт, (типовые).

Относительно довода о том, что действия Заказчика нарушают права ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА".

Заказчиком 15.09.2021г. размещено извещение №32110642905 о проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок от 27.09.2021г. на аукцион подано 2 заявки.

В соответствии с Протоколом подачи ценовых предложений от 28.09.2021г. на момент окончания торговой сессии не было подано ни одного ценового предложения.

Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 29.09.2021г., Аукционная Комиссия приняла решение о соответствии заявок участников аукциона требованиям, установленным документацией о аукционе в электронной форме.

ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" присвоен первый порядковый номер, как заявке, поданной ранее остальных.

На основании части 15.6 Положения о закупках от 05.07.2021г., аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:

- если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подана ни одна заявка на участие в аукционе;

- если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе;

- если на основании результатов рассмотрения заявок (или первых частей заявок) на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе;

- если на основании результатов рассмотрения заявок (или первых частей заявок) на участие в аукционе принято решение о допуске к участию в аукционе только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе;

- если в течение времени для подачи предложений о цене ни один из участников закупки не подал предложение о цене договора;

- если на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок все участники аукциона и/или вторые части их заявок признаны не соответствующими предъявляемым требованиям;

- если на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок только один участник аукциона и вторая часть его заявки признаны соответствующими предъявляемым требованиям;

- если победитель аукциона и участник закупки, заявке которого присвоен второй номер после победителя, уклоняются от заключения договора;

- аукцион, в котором участвовал только один участник.

В силу части 15.7 Положения о закупках, при признании аукциона несостоявшимся Заказчик вправе:

- заключить договор с участником закупки, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, если такая заявка и такой участник закупки по результатам рассмотрения соответствуют предъявляемым требованиям. Заключение договора для такого участника закупки является обязательным;

- заключить договор с участником закупки – единственным допущенным к участию в аукционе по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе. Заключение договора для такого участника закупки является обязательным;

- заключить договор с участником закупки, который после рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе был единственным, вторая часть заявки которого, и сам участник признаны соответствующими предъявляемым требованиям. Заключение договора для такого участника закупки является обязательным;

- заключить договор способом у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без изменения существенных условий исполнения договора и требований к продукции с размещением всей необходимой информации о закупке в ЕИС;

- провести повторный аукцион с правом изменения существенных условий исполнения договора и требования к продукции;

- провести закупку иным способом, предусмотренным настоящим Положением с правом изменения существенных условий договора и требований к продукции;

- не проводить закупку по данному предмету договора.

Указанный перечень случаев, допускающий возможность заключения контракта по результатам несостоявшегося аукциона в электронной форме, является закрытым.

Таким образом, по мнению представителей ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА", у Заказчика отсутствовало право заключения договора в случае, если в течение времени для подачи ценовых предложений, ни один из участников не подал предложение о цене договора.

Так, 04.10.2021г. Заказчик направил проект договора в адрес ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА", а 12.10.2021г., в соответствии с Протоколом от 12.10.2021г., признал ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" уклонившимися от заключении договора.

            Представитель ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" также сообщили, что в адрес Заказчика было направлено уведомление (исх. №1501 от 11.10.2021г.) о невозможности подписания договора в период с 08.10.2021 по 11.09.2021гг. ввиду технических проблем. Однако по состоянию на 12.09.2021г. обстоятельства, препятствующие подписанию договора были устранены. Также представители ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" указали, что не имели намерений уклониться от подписания и исполнения договора.

            В свою очередь, в адрес Татарстанского УФАС России Заказчиком было направлено обращение о включении о включении сведений в отношении ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" в реестр недобросовестных поставщиков. Так как по мнению Заказчика, пятидневный срок для подписания и направления договора истек 11.10.2021г.

На основании изложенного Комиссия Татарстакного УФАС России приходит к выводу о обоснованности жалобы ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА", т.к. Положением о закупках не предусмотрено заключение договора с участником закупки, которому присвоен первый порядковый номер, как заявке, поданной ранее остальных, в случае если в течение времени для подачи предложений о цене ни один из участников закупки не подал предложение о цене договора. Таким образом, действия Заказчика являются неправомерными.

Кроме того, согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Комиссия приходит к выводу, что положения закупочной документации однозначно определяют проведенную заявителем процедуру в качестве торгов в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.

Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Закупочная документация размещена в открытом доступе для неопределенного круга лиц и содержит сведения о начальной цене договора, способе обеспечения обязательств, способе определения победителя (включая порядок оценки заявок и порядок заключения договора), особенностях исполнения обязательств по договору, требования к участникам, то есть содержит информацию, предусмотренную частями 2, 3 статьи 448 ГК РФ.

Оценивая положения Закупочной документации, Комиссия Татарстанского УФАС России признает, что она содержит все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 448 ГК РФ.

В этой связи процедура закупки подлежит завершению по правилам части 1 статьи 447 ГК РФ. В системе действующего правового регулирования при проведении конкурентного отбора контрагента является недопустимым наличие у одного субъекта исключительно прав, у другого - исключительно обязанностей. Принципу стабильности и определенности положение общества в правоотношениях с заказчиком не отвечает. Так, например, в случае уклонения общества от заключения договора с заказчиком участник может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков. В то же время заказчик оставляет за собой право отказаться от заключения договора с победителем без принятия на себя какой-либо ответственности.

Ввиду указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что проведенная АО «ТАТСПИРТПРОМ» процедура запроса цен соответствует правовой природе торгов, и, как следствие, заключение договора по ее итогам является обязательным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В этой связи, разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках, не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Таким образом, Положение о закупках составлено Заказчиком в нарушение норм действующего законодательства, так как Положением не предусмотрено заключение договора в случае, если в течение времени для подачи предложений о цене ни один из участников закупки не подал предложение о цене договора.

Заказчиком нарушены требования положений ч. 1, 2 ст. 2, п. 1 ч. 2.3 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, ч. 15.6, 15.7 Положения о закупках, части 1 статьи 447 ГК РФ.

Кроме того, в ответ на запрос (исх. №АЯ-04/13864 от 01.11.2021г.), ООО «ЭЦПЛЕГКО.РУ» подтвердили, что электронная подпись ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" в период с 08.10.2021 по 11.09.2021гг. не работала по причине перенастройки рабочих мест.

Также в ходе заседания Комиссии, директор ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" сообщила, что организация ведет деятельность с 2018 года, имеет около 15 штатных сотрудников, является активным участником государственных закупок: выполняет около 30 контрактов в год. Кроме того, ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" готова исполнить обязательства в рамках данного договора по установленной цене, однако, подписание договора допустимо только в рамках правового поля, что на данный момент не является возможным.

Комиссия Татарстанского УФАС России изучив Положение о закупках, иные представленные материалы, пояснения заказчика, приходит к выводу, о не включении сведений в отношении ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением победителя от заключения договора по результатам по результатам проведения закупки № 32110642905 на предмет: право заключения договора на поставку поддонов «Поддон б/у деревянный 1200*800, 1-2 Сорт, (типовые)».

При принятии решения Комиссия Татарстанского УФАС России учитывала тот факт, что ранее обращений о включении ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" в РНП в Татарстанское УФАС России не поступало.

Кроме того, Комиссия учитывает тот факт, что ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" относится к субъектам малого предпринимательства.

Также Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона о закупках и Закона о контрактной системе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными защищаемым Конституцией Российской Федерации целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

С учетом изложенного при рассмотрении вопроса о признании участника закупок уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Термин "уклонение от заключения договора" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.

В действиях ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" антимонопольным органом не был выявлен факт отсутствия реального намерения заключить и исполнить договор.

Учитывая тот факт, что ООО "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" готова исполнить обязательства в рамках данного договора, Татарстанское УФАС России решило выдать Заказчику предписание на отмену Протокола №32110642905 о признании победителя аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения договора от 12.10.2021г., а также о внесении изменений в часть 15.6, 15.7 Положения о закупках АО «ТАТСПИРТПРОМ», в части закрепления прав Заказчика на заключение договора с участником закупки, которому присвоен первый порядковый номер, как заявке, поданной ранее остальных, в случае если в течение времени для подачи предложений о цене ни один из участников закупки не подал предложение о цене договора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Не включать сведения в отношении ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением победителя от заключения договора по результатам закупки №32110642905 на предмет: Право заключения договора на поставку поддонов «Поддон б/у деревянный 1200*800, 1-2 Сорт, (типовые)».

Признать жалобу заявителя ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНЖСТРОЙ-ПОСТАВКА" на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТСПИРТПРОМ" (вх. № 14208/ж от 20.10.2021 г.) при проведении закупки №32110642905 на предмет: Право заключения договора на поставку поддонов «Поддон б/у деревянный 1200*800, 1-2 Сорт, (типовые)», обоснованной.

Признать заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТСПИРТПРОМ" нарушившим требования ч. 1, 2 ст. 2, п. 1 ч. 2.3 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч. 15.6, 15.7 Положения о закупках, части 1 статьи 447 ГК РФ.

Выдать Заказчику АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТСПИРТПРОМ" об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны