Определение №СП-05/13908 Определение о назначении дела № 016/01/10-1339/2019 о наруше... от 16 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

СП-05/13908 от 16.09.2019

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> –[должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В рамках исполнения возложенных на антимонопольный орган полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства,  а так же в рамках деятельности антимонопольного органа в рабочем штабе по рассмотрению деятельности регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, Татарстанским УФАС России у региональных операторов по обращению с ТКО запрошены сведения об условиях договоров на вывоз ТКО, заключенных с юридическими лицами.

Управлением по итогам рассмотрения вышеназванных сведений установлено следующее.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно протоколу от 25.09.2018 № 270818/2342676/03 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан признано ООО «УК «ПЖКХ».

Соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и ООО «УК» ПЖКХ» заключено 09.11.2018 №72 сроком на 10 лет.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 №10-190/кс установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «ПЖКХ».

В адрес ООО «УК «ПЖКХ» был направлен запрос информации (исх.№СП-05/7012 от 15.05.2019) всех действующих в настоящее время договоров с юридическими лицами на вывоз ТКО с указанием порядка расчета по договору.

Исходя из предоставленных ООО «УК «ПЖКХ» сведений (вх.№8010 от 22.05.2019) установлено, что на дату предоставления сведений у Общества заключено 1866 договоров на вывоз ТКО с юридическими лицами.   В указанных договорах порядок расчета оказанных услуг определяется следующим образом:

- в 1838 договорах – по нормативу накопления ТКО;

- в 28 договорах – по количеству и объему контейнеров.

Исходя из приведенных данных следует наличие возможности заключения и фактическое наличие действующих договоров на вывоз ТКО, заключаемых региональными операторами с юридическими лицами, по условию расчета оказанных услуг не по нормативу на вывоз ТКО.

Вместе с тем, исходя из имеющихся в распоряжении Управления сведений и обращений, региональный оператор при обращении в его адрес отдельных лиц по вопросу возможности заключения договора на вывоз ТКО с расчетом оказанных услуг исходя из объема контейнеров, сообщает о невозможности установления соответствующего условия. Указанные факты имеют место, в частности, во взаимоотношениях с ООО «Мир красоты» (вх. №4674) и ООО «Тепличный комбинат «Майский» (вх.№7213), а так же усматриваются исходя из анализа заключения региональным оператором договоров с торговыми сетями, осуществляющими розничную реализацию продовольственных товаров на территории Республики Татарстан.

Согласно ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ), определение объема и (или) массы ТКО в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505) (далее – Правила № 505).

Пункт 5 Правил № 505 устанавливает, что коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;

б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

При осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил (п. 6 Правил № 505), т.е. только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (далее по фактическому объему).

Каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат. Пункт 8 Правил № 505, устанавливающий, что «при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подп. «а» п. 5 Правил № 505», лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.

В отношении собственников нежилых помещений в многоквартирных домах также существуют специальные нормы, регулирующие данный вопрос, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) (далее – Правила № 354).

Пунктом 148(38) Правил № 354 определено следующее: «Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354 (т.е. исходя из нормативов накопления ТКО).

При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения № 2 к Правилам № 354 (примечание: т.е. исходя из фактического объема)».

Таким образом, Правила № 354 также предусматривают два альтернативных варианта определения объема:

-исходя из нормативов накопления ТКО;

-исходя из фактического объема.

Учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться, в свою очередь, в двух случаях:

-при раздельном накоплении сортированных отходов;

-в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.

Кроме того, типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156) не содержит каких-либо ограничений в применении того или иного способа учета ТКО и предусматривает все варианты.

Предмет деятельности по обращению с ТКО – деятельности регионального оператора закреплен в ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и определяется как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка прямо определены действующим законодательством.

Как указывалось ранее, в силу прямого законодательного закрепления в рассматриваемом случае выход на рынок услуг регионального оператора в закрепленной зоне действия регоператора возможен только по результатам  конкурсного отбора; замена услуг регионального оператора в сфере обращения ТКО на какие либо иные услуги иных хозяйствующих субъектов действующим законодательством не предусмотрена.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка так же имеют прямое законодательное закрепление и определены границами зоны действия Регионального оператора Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018г. №149, которым утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан, в которой определены две зоны деятельности региональных операторов на территории Республики Татарстан – западная и восточная.

В настоящем случае временной интервал исследования определен фактическим существованием товарного рынка, так как деятельность регионального оператора осуществляется с 01.01.2019.

Учитывая, что действующий Региональный оператор по Западной зоне – ООО «УК «ПЖКХ» отобран сроком на 10 лет, вход на рассматриваемый товарный рынок в определенных географических границах возможен только при условии утраты действующими операторами соответствующего статуса и проведения нового отбора. Соответственно, ООО «УК «ПЖКХ» обладает признаками доминирующего положения на рынке услуг по обращению с ТКО в соответствующей зоне деятельности, в связи с чем на них распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе запрет на создание дискриминационных условий для потребителей услуг Регионального оператора.

Тем самым, в отсутствие объективных причин, препятствующих включению в договор условий о фактическом определении объемов ТКО, такой отказ со стороны регионального оператора может указывать на признаки злоупотребления им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В настоящем случае отказ регионального оператора от включения условий в договор с одними собственниками нежилых помещений о возможности осуществлять учет, исходя из фактического объема, при включении такого условия для других собственников указывает на создание для контрагентов неравных (дискриминационных) условий, при которых одни контрагенты вынуждены зачастую существенно переплачивать за предоставляемые услуги в сравнении с другими, которые используют альтернативную систему расчета.

Таким образом, действие регионального оператора ООО «УК «ПЖКХ» содержит признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, запрещенного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях регионального оператора ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803; 420087, Республика Татарстан, Казань, улица Родины, 8, офис 10) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу ТКО дискриминационных условий, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направило в адрес Регионального оператора предупреждение №П05-47/2019 (исх.№АР-05/8291 от 07.06.2019) о необходимости прекращения нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно не допускать необоснованных отказов соответствующим потребителям во включении в договор условия о расчете оказываемых услуг по вывозу ТКО любым, допустимым согласно Правилам коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505) и Правилам предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) способом, включая расчет исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Письмом исх.№1237 от 28.06.2019 (вх.№10192 от 28.06.2019) ООО УК «ПЖКХ» сообщило, что «потребителю, выразившему намерение заключения договора по обращению с ТКО с указанием учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО,  необходимо предоставить в адрес ООО «УК «ПЖКХ» сведения о количестве единиц измерения, определенных Постановлением №922, для расчета необходимого количества и объемов контейнеров для накопления ТКО, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, с учетом периодичности вывоза ТКО, установленной Порядком накопления и СанПиН 42-128-4690-88, и, соответственно, наличие необходимого количества контейнеров в местах накопления ТКО».

Кроме того, в названном письме было указано, что ООО «УК «ПЖКХ» не отказывает потребителям в заключении договоров исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Вместе с тем, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

1. В Управление поступило обращение от 14 июня 2019 года (вх.№9647/ж от 19.06.2019) и дополнения от 21 июня 2019 года (вх.№10308 от 01.07.2019) ООО «МАКСИДОМ» на действия ООО УК «ПЖКХ» по факту отказа в принятии предлагаемых ООО «МАКСИДОМ» условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе, в части порядка исчисления объема оказанных услуг;

2. 24.06.2019 в Управление поступило обращение от 18 июня 2019 года (вх.№9864/ж) ООО «Оптовик» на действия ООО УК «ПЖКХ» по факту отказа в принятии предлагаемых ООО «Оптовик» условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе, в части порядка исчисления объема оказанных услуг;

Кроме того, 01.07.2019 в Управление поступило обращение ООО «Мир красоты» (вх.№10333/ж), указывающее, что ООО «УК «ПЖКХ» письмом исх.№927 от 31.05.2019 сообщает о наибольшей корректности при расчете объема ТКО по утвержденному нормативу; а письмами вх.№9956 и 9957 от 25.06.2019 Прокуратурой Республики Татарстан в адрес Управления было направлено обращение арендатора нежилых помещений – <...> по факту выставления счетов за услугу по вывозу ТКО в не соответствующем реальным объемам образующихся отходов размере.

На аналогичные факты в Управление поступили обращения от ООО «Леруа Мерлен Восток» (вх.№12840/ж от 09.08.2019), ООО «ПолиТэр» (вх.№13433/ж от 19.08.2019), ООО «Волгаспецарматура» (вх.№13728/ж от 23.08.2019).

С учетом изложенного, предупреждение №П05-47/2019 (исх.№АР-05/8291 от 07.06.2019) не исполнено.

На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России (исх.№ 02/375-к от 29.08.2019) о возбуждении дела № 016/01/17-1339/2019 по признакам нарушения ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803; 420087, Республика Татарстан, Казань, улица Родины, 8, офис 10) пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу ТКО дискриминационных условий.

После возбуждения дела и до назначения настоящего дела к рассмотрению в Управление также поступило обращение ООО «Агава» (вх.№14815/ж от 12.09.2019) на аналогичные факты.

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №016/01/10-1339/2019 к рассмотрению на 17 октября 2019 г. в 11 часов 00 минут, по адресу 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-1339/2019 в качестве ответчика ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803; 420087, Республика Татарстан, Казань, улица Родины, 8, офис 10).

Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц:

- ООО «Мир красоты»;

- ООО «Тепличный комбинат «Майский»;

- ООО «МАКСИДОМ»;

- ООО «Оптовик»;

- <...>;

- ООО «Леруа Мерлен Восток»;

- ООО «ПолиТэр»;

- ООО «Волгаспецарматура»;

- ООО «Агава».

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «УК «ПЖКХ» в срок до 10 октября 2019 г. представить следующие документы и материалы:

4.1 письменные объяснения по обстоятельствам, изложенным в настоящем Определении, со ссылками на соответствующие нормы права, приложением подтверждающих документов;

4.2  реестр (в виде таблицы; предлагаем предоставить в электронном редактируемом формате excel) всех действующих по состоянию на 01.10.2019 договоров между Вашим обществом и юридическими лицами на вывоз ТКО в разрезе:

- управляющих организаций;

- бюджетных организаций;

- иных хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций).

В предоставляемом реестре в обязательном порядке должны быть указаны следующие данные: наименование, ИНН организации, реквизиты (№, дата) заключенного договора, порядок расчета по договору (по нормативу, по количеству и объему контейнеров, исходя из массы ТКО).

4.3 справка о количестве действующих по состоянию на 01.10.2019 договоров между Вашим обществом и физическими лицами на вывоз ТКО;

4.4 копии договоров на вывоз ТКО со всеми заинтересованными лицами по настоящему делу (по п. 3 определения), со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, протоколами разногласий, протоколами урегулирования разногласий;

4.5 справка о фактическом количестве лиц, в отношении которых в Западной зоне деятельноти регионального оператора подлежит оказанию услуга по вывозу ТКО (т.е. с учетом лиц, с которыми в настоящее время договоры не заключены) в разрезе: хозяйствующих субъектов (организаций), управляющих организаций, бюджетных организаций, физических лиц.

4.6 копии всей входящей и исходящей корреспонденции, протоколов совещаний и проч. со всеми заинтересованными лицами по настоящему делу (по п. 3 определения), а также иными лицами по вопросу согласования условия о порядке расчета объема оказанных услуг по вывозу ТКО.

4.7 копии всех договоров на вывоз ТКО, заключенных Вашим обществом на условиях расчета объема оказанных услуг по объему контейнеров (со всеми приложениями).

4.8 сведения (справка) об объемах оказанных услуг по вывозу ТКО Вашим обществом в рамках деятельности регионального оператора по Западной зоне в натуральном и стоимостном выражении за период с 01.01.2019 по 01.10.2019.

4.9 перечень лиц, входящих в группу лиц с ООО «УК ПЖКХ», по форме, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, с указанием признаков, по которым такие лица входят в эту группу, на дату представления информации по настоящему запросу.

5. Заинтересованным лицам по настоящему делу в срок до 10.10.2019 предоставить:

5.1 сведения (с приложением подтверждающих документов) о соответствии мест накопления ТКО (контейнерах площадках) ваших организаций (по каждому объекту в случае их множественности) требованиям действующего законодательства, а также их отдельного закрытого расположения;

5.2 справку  в разрезе каждого объекта на территории Республики Татарстан (в случае их множественности) об объеме фактического ежемесячного накопления ТКО Вашим обществом, общем объеме контейнеров Вашего общества, объеме подлежащего к начислению Вашему обществу согласно утвержденному нормативу накопления ТКО в виде следующей таблицы:

Адрес объекта

Максимальный фактический объем накопления ТКО/мес. (по 2019 году)

Суммарный объем контейнеров на объекте

Объем ТКО по объекту исходя из норматива накопления/мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

При ответе на настоящее определение просим указывать его исходящий номер.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка ответчика по делу или его законного представителя, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.

[должностное лицо] <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны