Решение №04-04/1835 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-224/2023 от 1 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/1835 от 01.03.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Транснефть-Прикамье» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «ЗаводПромРесурс» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ООО «ЗаводПромРесурс» (вх. №1593/ж от 27.02.2023 г.) на действия заказчика АО «Транснефть-Прикамье» при проведении закупки по адресу https://utp.sberbank-ast.ru/ лот №1200-B05-K-Y03-00827-2023 на предмет: «Ремонт оборудования лабораторий неразрушающего контроля»,

УСТАНОВИЛА:

28.12.2022 года на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» опубликовано извещение о проведении редукциона по лоту №1200-B05-K-Y03-00827-2023 на предмет: «Ремонт оборудования лабораторий неразрушающего контроля».

Заказчик -      АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТРАНСНЕФТЬ - ПРИКАМЬЕ".

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон о Закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, были представлены устные и письменные пояснения, а также документы, приобщенные к материалам настоящего дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссией установлено следующее.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 223 от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, при проведении рассматриваемой закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг
ПАО «Транснефть» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно довода заявителя о необоснованном отклонении заявки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Так, в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 13.02.2023 № 1200-B05-К-Y03-00827-2023/Д заявка ООО «ЗаводПромРесурс» (Участник № 3) была отклонена по следующему основанию:

«Не соответствует требованию п.9.15 Инструкции для участника закупки о наличии финансовых ресурсов для исполнения договора, на основании порядка проверки наличия финансовых ресурсов».

По мнению заявителя, заявка участника была неправомерно отклонена от участия, поскольку все необходимые документы в соответствии с требованиями пунктов 9.3, 9.15 Инструкции, подтверждающие наличие финансовых ресурсов для исполнения договора, были представлены в составе заявки.

В соответствии с п. 10(2).3.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» Конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора, в том числе, в случае несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.

Пунктами 9.3, 9.15 инструкции закупочной документации были установлены одни из следующих требований к участникам:

- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

В подтверждение соответствия установленному требованию участник закупки должен представить заявку на участие в закупке по Форме 1 к настоящей инструкции для участника закупки, в которой он в декларативной форме указывает на соответствие данному требованию, а также представить в составе заявки:

- оборотно-сальдовую ведомость в разрезе субсчетов, входящих в состав кредиторской задолженности на конец последнего завершенного отчетного периода (года), или иную расшифровку кредиторской задолженности по видам задолженности на конец последнего завершенного отчетного периода (года) (счета 68,69,84). Требование о представлении документов, указанных в настоящем абзаце, не применяется к участникам закупки – физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

«Наличие финансовых ресурсов для исполнения договора».

Соответствие установленному требованию подтверждается на основании документов и сведений, представляемых участником закупки в подтверждение соответствия требованию, указанному в п. 9.3 настоящей инструкции, согласно порядку подтверждения наличия финансовых ресурсов для исполнения договора, включенному в состав документации о закупке.

- бухгалтерский баланс (ОКУД 0710001) и отчет о финансовых результатах (ОКУД 0710002) (или бухгалтерская (финансовая) отчетность по форме КНД 0710099 или иной форме, установленной Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и/или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов) за последний отчетный календарный год и за предшествующий ему отчетный календарный год с подтверждением отправки (получения) в ИФНС в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- сведения о финансовом состоянии по Форме 11 к настоящей инструкции для участника закупки.

Следующие формы к бухгалтерскому балансу:

-отчет об изменениях капитала;

-отчет о движении денежных средств;

-отчет о целевом использовании денежных средств.

Участник закупки, на которого не распространяется обязанность по предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в подтверждение соответствия установленному требованию должен представить сведения о финансовом состоянии по форме 11 к настоящей инструкции для участника закупки с указанием оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которыми на него не распространяется обязанность по предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы.

В случае подачи заявки на участие в закупке участником, на стороне которого выступают несколько лиц, указанные в настоящем пункте документы (за исключением заявки на участие в закупке по Форме 1 к настоящей инструкции для участника закупки) предоставляются в отношении каждого из лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

В составе закупочной документации был также предусмотрен подробно регламентированный порядок оценки наличия финансовых ресурсов организации для исполнения договора, включающий оценку финансового риска контрагента, полученного из справочно-аналитической системы СПАРК-Интерфакс, и оценку риска наступления банкротства организации на основании четырех финансовых моделей, предусмотренных данной Методикой. Расчеты по моделям осуществляются на основании данных из бухгалтерской отчетности, доступной на сайте государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/), а также материалов, предоставленных участником закупки в составе заявки.

После подсчета суммарного балла оценки финансовой состоятельности организации по результатам применения всех 4-х моделей Порядка и присвоения индекса финансового риска для каждого участника определяется категория и порядок последующих действий.

Как установлено из представленных пояснений и документов Заказчиком причиной отклонения заявки участника являлось не отсутствие представления требуемых документов, а результаты анализа и оценки представленных документов исходя из порядка расчета, предусмотренного условиями закупочной документации и доступного для ознакомления заявителю.

Так, в соответствии с предусмотренным порядком оценки финансовой состоятельности были получены следующие результаты оценки наличия финансовых ресурсов (финансовой состоятельности) участника ООО «ЗаводПромРесурс»:

1) Оценка по моделям (стр.4-5 Порядка)

Модель 1.

R = 0,1*K1 + 2*K2 + 0,08*K3 + 1*K4 + 0,45*K5

R < 1 – у Компании высокий риск банкротства. Согласно Порядку если R ≥ 1, то Компания получает 1 балл, если R < 1, то Компания получает 0 баллов.

Коэффициент

Формула расчета 

(указаны строки бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах)

Множитель

Значение коэффициента

Расчет показателей рейтинговой модели (гр.4 * гр.5)  

на 31.12.2021

на 31.12.2021

1

2

3

4

5

6

 K1

Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

стр.1200 / (стр.1520 + стр. 1510+стр.1550)

0,10

0,833

0,083

K2

(Собственный капитал - Внеоборотные активы) / Оборотные активы

(стр.1300 - стр. 1100) / стр.1200

2,00

-0,201

-0,402

K3

Выручка от продаж / Среднегодовая стоимость активов

стр.2110 / [(стр.1600нп.+стр.1600кп.)*0,5]

0,08

2,598

0,208

K4

Чистая прибыль / Собственный капитал

стр.2400 / стр.1300

1,00

0,958

0,958

K5

Чистая прибыль / Выручка

стр.2400 / стр.2110

0,45

0,009

0,004

     

ИТОГО:

R

0,851

     

Балл

0

 

Модель 2.

Z = 0,063 * К1 + 0,092 * К2 + 0,057 * К3 + 0,001 * К4

Z < 0,037 - Компании грозит банкротство. Если Z ≥ 0,037, то Компания получает 1 балл, если Z < 0,037, то Компания получает 0 баллов.

Коэффициент

Формула расчета

Множитель

Значение коэффициента

Расчет показателей рейтинговой модели оценки
(гр.4 * гр.5)

на 31.12.2021

на 31.12.2021

1

2

3

4

5

6

Коэффициент К1

Оборотный капитал / Сумма активов

(стр.1200 - стр. 1500)/стр.1600

0,063

-0,16

-0,0103

Коэффициент К2

(Прибыль до налогообложения + проценты к уплате) / Сумма активов

(стр.2300 + стр.2330) / стр.1600

0,092

0,03

0,0026

Коэффициент К3

Нераспределенная прибыль / Сумма активов

стр.1370 / стр.1600

0,057

0,00

0,0000

Коэффициент К4

Собственный капитал / Заемный капитал

стр.1300 / (стр.1400+стр.1500)

0,001

0,02

0,00002

 

 

 

ИТОГО:

R

-0,0077

     

Балл

0

 

Модель 3.

R = 2*К1 + 0,1*К2 + 0,08*К3 + 0,45*К4 + К5

R < 1 – у Компании высокий риск банкротства. Если R ≥ 1, то Компания получает 1 балл, если R < 1, то Компания получает 0 баллов.

Коэф-т

Расчет

Формула

Значение коэффициента

Множитель

Расчет показателей
гр.4*гр.5

на 31.12.2021

на 31.12.2021

1

2

3

4

5

6

К1

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

(стр.1300-стр.1100)
/стр.1200

-0,20

2,00

-0,40

К2

Коэффициент текущей ликвидности

стр. 1200/
(стр.1510+стр.1520
+стр.1550)

0,83

0,10

0,08

К3

Коэффициент оборачиваемости активов

стр.2110/((стр.1600нп+стр.1600кп)*0,5)

2,60

0,08

0,21

К4

Коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции)

стр.2400/стр.2110

0,01

0,45

0,004

К5

Рентабельность собственного капитала (DuPont formula)

стр.2400/стр.1300

0,96

1,00

0,96

     

ИТОГО:

R

0,85

     

Балл

0

Модель 4.

R = 8,38*K1+1К2+ 0,054*К3 + 0,63*К4

R > 0,42 – у Компании низкая вероятность банкротства. Если R ≥ 0,18, то Компания получает 1 балл, если R < 0,18, то Компания получает 0 баллов.

Коэф-т

Расчет

Формула

Множитель

Значение

Расчет показателей
гр.4*гр.5

на 31.12.2021

на 31.12.2021

1

2

3

4

5

6

К1

Оборотный капитал / Активы

(стр.1200-стр.1500)
/стр.1600

8,38

-0,163

-1,370

К2

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода / Собственный капитал

стр.2400/стр.1300

1

0,958

0,958

К3

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг / Активы

стр.2110/стр.1600

0,054

2,623

0,142

К4

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода / Затраты на производство и реализацию  (себестоимость проданных товаров, коммерческие и управленческие расходы)   

стр.2400/(стр.2120+стр.2210+стр.2220)

0,63

0,009

0,005

     

ИТОГО:

R

-0,265

     

Балл

0

 

2) Оценка индексов финансового риска

Справочно-аналитической системой СПАРК-Интерфакс присвоен высокий индекс финансового риска.

 

Оценка ООО «Завод ПромРесурс» по 4 моделям (баллы)

Индекс фин.риска

СПАРК -Интерфакс

ИТОГО

(модели 1+2+3+4)

Модель 1

Модель 2

Модель 3

Модель 4

0

0

0

0

0

Высокий

 

СПАРК ИФР

Оценка по моделям, балл

0

1

2

3

4

Низкий

доп. проверка

доп. проверка

соответствие требованию

соответствие требованию

соответствие требованию

Средний

доп. проверка

доп. проверка

доп. проверка

соответствие требованию

соответствие требованию

Высокий

несоответствие требованию

несоответствие требованию

доп. проверка

доп. проверка

доп. проверка

 

            С учетом изложенного, исходя из сводной оценки по моделям согласно предусмотренному порядку оценки в сумме 0 баллов и высокого индекса финансового риска ООО «Завод ПромРесурс» был определен в красной зоне указанной матрицы, согласно пункту 3 Порядка занял положение в категории «Несоответствие требованиям».

На основании изложенных обстоятельств в совокупности, по результатам анализа Комиссия приходит к следующим выводам.

Все участники закупки находятся в равных условиях относительно устанавливаемых требований и условий документации.

Кроме того, правовая позиция Президиума Верховного Суда РФ, а именно, п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указывает следующее:

«Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера».

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Заявитель являлся участником закупки, тем самым, был согласен с условиями проведения конкурентного отбора и установленным порядком оценки.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, в рассматриваемом случае действия Заказчика при отклонении заявки заявителя не выходят за рамки требований действующего законодательства о закупках, поскольку заявка участника не соответствовала требованиям закупочной документации.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих некорректные результаты оценки по оспариваемому показателю.

Учитывая вышеизложенное в совокупности, довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «ЗаводПромРесурс» (вх. №1593/ж от 27.02.2023 г.) на действия заказчика АО «Транснефть-Прикамье» при проведении закупки по адресу https://utp.sberbank-ast.ru/ лот №1200-B05-K-Y03-00827-2023 на предмет: «Ремонт оборудования лабораторий неразрушающего контроля» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны