Решение №ВЧ-08/5574 РЕШЕНИЕ по делу № 016/05/18-585/2022 от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-08/5574 от  28.04.2022 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/18-585/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, что имеет признаки нарушения части 1 статьи 18, части 3 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение от <…> (вх.№ 489/ж от 18.01.2022) по факту распространения рекламных звонков на мобильный номер заявителя <…>) с номеров  <…> 15 января 2022 года в 10 часов 21 минуту и  в 11 часов 07 минут с текстом: «-Здравствуйте! Это <…>, компания «Отличные Наличные». Наш разговор займет пару минут, хорошо? -Не хорошо, какая причина вашего звонка? Вы хотите предложить мне займ? –мы предлагаем займы 90 000 рублей сроком до 6 месяцев со сниженной процентной ставкой. При оформлении суммы до 30 000 рублей- первые 7 дней пользования бесплатно. Давайте сейчас оформим заявку? –нет, не надо, и не звоните мне больше…», что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».

Согласно представленным в адрес Управления сведениям, на личный номер заявителя, а именно на номер телефона <…>, 15 января 2022 года в 10 часов 21 минуту и в 11 часов 07 минут поступили звонки рекламного характера.

Объектом рекламирования является – услуги по предоставлению займа.

Звонки рекламного характера поступили с номеров <…>, что подтверждается записью телефонных разговоров.

Согласие на получение рекламы по сетям электросвязи заявитель не давал.

Номера телефонов <…> принадлежат сотовому оператору ПАО «Вымпелком».

В целях установления владельца номера с которого был произведен звонок рекламного характера, Управлением в адрес ПАО «Вымпелком» был направлен запрос.

Исходя из ответа ПАО «Вымпелком», Управлением установлено, что номера телефонов, указанные в обращении <…> принадлежат ООО «Смарт Центр» (ИНН: 1435252703, ОГРН: 1121435004481, адрес регистрации: респ. Саха/Якутия, г. Якутск, ул. Халтурина, д. 4/2Г, оф. 8).

Управлением был также направлен запрос в адрес ООО «Смарт Центр». Однако, в адрес Управления, письменные пояснения и документы, подтверждающие согласие абонента с номером <…> на получение рекламных звонков от ООО «Смарт Центр» не поступили. Обществом представлены пояснения (вх. №5712 от 25.04.2022), в соответствии с которыми, звонки абоненту с номером <…>были произведены в результате технического сбоя в базе данных Общества, не в интересах других лиц.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: ««-Здравствуйте! Это Татьяна, компания «Отличные Наличные». Наш разговор займет пару минут, хорошо? -Не хорошо, какая причина вашего звонка? Вы хотите предложить мне займ? –мы предлагаем займы 90 000 рублей сроком до 6 месяцев со сниженной процентной ставкой. При оформлении суммы до 30 000 рублей- первые 7 дней пользования бесплатно. Давайте сейчас оформим заявку? –нет, не надо, и не звоните мне больше…» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе займы), является финансовой услугой независимо от регистрации таких субъектов в качестве финансовой организации и наличия у них соответствующей лицензии.

Следовательно, услуга, на привлечение внимания к которой направлена рекламная информация «…мы предлагаем займы 90 000 рублей сроком до 6 месяцев со сниженной процентной ставкой. При оформлении суммы до 30 000 рублей- первые 7 дней пользования бесплатно …», размещенная на сайте www.superomsk.ru, является финансовой, а ее распространение должно осуществляться с соблюдением требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Исходя из текста рекламы: «-Здравствуйте! Это <…>, компания «Отличные Наличные». Наш разговор займет пару минут, хорошо? -Не хорошо, какая причина вашего звонка? Вы хотите предложить мне займ? –мы предлагаем займы 90 000 рублей сроком до 6 месяцев со сниженной процентной ставкой. При оформлении суммы до 30 000 рублей- первые 7 дней пользования бесплатно. Давайте сейчас оформим заявку? –нет, не надо, и не звоните мне больше…», установлено, что объектом рекламирования являются финансовые услуги- займы.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что ООО «Смарт Центр» (ИНН 1435252703) имеет соответствующую лицензию, не входит в реестр Центрального банка России, и не является финансовой организацией.

Данный факт является неправомерным в соответствии с частью 13 статьи 28 закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В указанной рекламе информация о лице, оказывающем финансовую услугу отсутствует.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, вышеуказанные страницы не содержат всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

К тому же, согласно части 14 статьи 28 Закона о рекламе если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Соответственно, в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, части 3 и 14 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами несет ответственность рекламопроизводитель.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Более того, Обществом представлены пояснения (вх. №5712 от 25.04.2022), в соответствии с которыми, звонки абоненту с номером <…> были произведены в результате технического сбоя в базе данных Общества, не в интересах других лиц.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Однако, информация обо всех условиях кредитования не была доведена до потребителей надлежащим образом, отсутствовала часть существенной информации, а именно полная стоимость кредита, условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 и 14 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 1 статьи 18 несёт рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 6 и части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 7 статьи 5, части 3 и 14 статьи 28 несёт рекламодатель рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, ООО «Смарт Центр» (ИНН 1435252703) является и рекламораспространителем, и рекламодателем вышеуказанно рекламной информации.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространённую ООО «Смарт Центр» (ИНН: 1435252703, ОГРН: 1121435004481, адрес регистрации: респ. Саха/Якутия, г. Якутск, ул. Халтурина, д. 4/2Г, оф. 8) с текстом: «-Здравствуйте! Это <…>, компания «Отличные Наличные». Наш разговор займет пару минут, хорошо? -Не хорошо, какая причина вашего звонка? Вы хотите предложить мне займ? –мы предлагаем займы 90 000 рублей сроком до 6 месяцев со сниженной процентной ставкой. При оформлении суммы до 30 000 рублей- первые 7 дней пользования бесплатно. Давайте сейчас оформим заявку? –нет, не надо, и не звоните мне больше…», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 и 14 статьи 28 «О рекламе» Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе».

Выдать ООО «Смарт Центр» (ИНН: 1435252703, ОГРН: 1121435004481, адрес регистрации: респ. Саха/Якутия, г. Якутск, ул. Халтурина, д. 4/2Г, оф. 8) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны