Определение №ГШ-05/8232 Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательс... от 6 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №016/01/11-652/2019 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

Исх.№ ГШ-05/8232 от 06.06.2019

05 июня 2019 года г. Казань

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо],

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Татарстанским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в сведениях от АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (далее также – электронная торговая площадка), поступивших в ответе на запрос о предоставлении информации.

По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru был опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми №№ 0811300008318001120, 0811300008318000698, 0811300008318000051, предметом которых являлась поставка комплекса зимнего содержания дорог.

Закупка № 0811300008318000051 (от 05.03.2018) размещена на поставку многокомпонентного противогололедного материала (реагента) для МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с момента заключения контракта по 31.12.2018.

Закупка № 0811300008318001120 (от 12.09.2018) размещена на поставку многокомпонентного противогололедного материала (реагента) для МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с момента заключения контракта по 31.12.2018.

А именно закупка № 0811300008318000698 (от 07.12.2018) размещена на поставку многокомпонентного противогололедного материала (реагента) для МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с момента заключения контракта по 31.12.2019.

Заказчиком вышеуказанной закупки являлся МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДИРЕКЦИЯ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЗАКУПКАМ ГОРОДА КАЗАНИ».

В вышеуказанном аукционе приняли совместное участие ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625). 

В ходе рассмотрения представленных материалов проведена проверка аффилированности вышеуказанных юридических лиц:

  1. Согласно выписке из ЕГРЮЛ <…> ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) является <…>, размер доли в уставном капитале – 100,0%. Директором Общества является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 614000 Пермский край город Пермь улица Монастырская, дом 2. Основным видом деятельности организации является производство удобрений и азотных соединений (код ОКВЭД 20.15). За 2016 – 2019 год общество стало победителем в 101 закупке на поставку химикатов на общую сумму 2 153 548 818 рублей. Большая часть закупок была размещена на поставку многокомпонентных противогололедных материалов (реагентов) и иных веществ для обслуживания автомобильных дорог.
  2. Согласно выписке из ЕГРЮЛ <…> ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) является Общество с ограниченной ответственностью «Башхимпром» (ИНН 0275072169), размер доли в уставном капитале – 99,9%, остальная доля уставного капитала в размере 0,1% принадлежит самому обществу ООО «Башкирская торговая компания». <…> Общества является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 450078, Башкортостан республика, город Уфа, улица Революционная, дом 96/4, офис 01.Основным видом деятельности организации является торговля оптовая химическими продуктами (код ОКВЭД 46.75). За 2016 – 2019 год общество стало победителем в одной закупке на сумму 1 127 940 рублей на поставкупротивогололедных материалов (реагентов).

Учитывая изложенное, Татарстанским УФАС России установлено, что ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Ниже представлены сведения о закупках, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями.

Номер закупки

Название участника закупки

Начальная максимальная цена контракта по закупке

Лучшее ЦП участника в торгах

Снижение, %

Стал ли победителем торгов

 

0811300008318001120

ООО ТД «УЗПМ»

215 079 619,68

214 004 221,58

0.50 %

победитель

ООО «Башкирская торговая компания»

215 079 618,67

0.00 %

нет

 

0811300008318000698

ООО ТД «УЗПМ»

114 988 000,00

114 413 060,00

0.50 %

победитель

ООО «Башкирская торговая компания»

114 987 999,99

0.00 %

нет

 

0811300008318000051

ООО ТД «УЗПМ»

50 192 224,00

49 941 262,88

0.50 %

победитель

ООО «Башкирская торговая компания»

50 192 223,99

0.00 %

нет

В результате, снижение по аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Вышеуказанные аукционы состоялись в 2018 году.

По результатам проведения аукциона 0811300008318001120 заказчиком заключено 5 контрактов (МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 214 004 085 руб.

По результатам проведения аукциона 0811300008318000698 заказчиком заключено 5 контрактов (МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 114 413 060,00 руб.

По результатам проведения аукциона 0811300008318000051 заказчиком заключено 5 контрактов (МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 49 941 262,88руб.

Участники ОАЭФ, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.

Торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО«Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) осуществлялась с одного и того же IP-адреса.

Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) на дату рассматриваемого аукциона являлось соответственно:

  • 614000 Пермский край город Пермь улица Монастырская, дом 2;
  • 450078, Башкортостан республика, город Уфа, улица Революционная, дом 96/4, офис 01.

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

По мнению Татарстанского УФАС России вышеуказанное поведение ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625), свидетельствует о намеренном участии ООО «Башкирская торговая компания» в качестве второго участника закупки с целью поддержания цены контракта, максимально приближенной к НМЦК и победе на данной закупке ООО ТД «УЗПМ».

Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ответчики в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.

Следовательно, действия ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Принимая решения участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данного электронного аукциона, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное. Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что при участии в торгах ответчики по делу реализовывали антиконкурентную модель поведения путем обеспечения участия в закупке субъекта-конкурента с целью имитации конкурентной борьбы и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

Таким образом, участие ООО ТД «УЗПМ» и ООО «Башкирская торговая компания» в вышеуказанных аукционах с реестровыми №№ 0811300008318001120, 0811300008318000698, 0811300008318000051 явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

По мнению Татарстанского УФАС России ООО ТД «УЗПМ» и ООО «Башкирская торговая компания» заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах на основании следующих установленных фактов:

  1. компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения;
  2. снижение ценового предложения в рамках проведения аукциона между ООО ТД «УЗПМ» и ООО «Башкирская торговая компания» было минимальным – 0,5%;
  3. отсутствует экономическое обоснование поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли;
  4. осведомленность ООО ТД «УЗПМ» и ООО «Башкирская торговая компания» о направленности поведения друг друга и возможных результатах аукциона, учитывая отмеченные выше обстоятельства;
  5. использование организациями единой инфраструктуры при участии в торгах;
  6. вход на электронную торговую площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе разных хозяйствующих субъектов с одного и того же IP-адреса, при разных адресах регистрации юридических лиц;
  7. участие ООО «Башкирская торговая компания» в закупках осуществляется формально, с целью определения в качестве поставщика ООО ТД «УЗПМ» с ценой наиболее приближенной к НМЦК.

Данные обстоятельства отражают использование конкурентами единой инфраструктуры и совместную подготовку к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО ТД «УЗПМ» и ООО«Башкирская торговая компания»возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, установлено, что ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию Соглашении, которое привело к поддержанию цены при проведении открытых аукционов в электронной форме №№ 0811300008318001120, 0811300008318000698, 0811300008318000051.

В силу изложенного, в вышеуказанных обстоятельствах имеются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, Управление приходит к выводу о возможности возбудить в отношении ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции», в части признания картелем и запрета соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах и создать комиссию для рассмотрения данного дела.

О П Р Е Д Е Л И Л:

  1. Назначить дело №016/01/11-652/2019 к рассмотрению 11 июля 2019 года в 14 часов 00 минут, по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, д.55, 2 этаж, зал заседаний.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/11-652/2019 в качестве ответчиков:

- ООО ТД «УЗПМ» (614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Монастырская, д.2, ИНН 5902863974);

- ООО «Башкирская торговая компания» (450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Революционная, д. 96/4, офис 01, ИНН 0277114625).

  1. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ответчикам по делу в срок до 01 июля 2019 г. представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню, копии документов должны быть заверены надлежащим образом. Информация и документы должны быть представлены в полном объеме с приложением реестра представляемых документов по каждому пункту перечня, в случае отсутствия или непредставления информации и документов согласно запрашиваемого перечня - письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или непредставления.
    1. Письменные пояснения по факту нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении устного картельного соглашения и участия в нем, что привело к поддержанию цен на торгах во время проведения открытых аукционов в электронной форме.
    2. информацию об аукционах в электронной форме, в которых принимала участие ВАША ОРГАНИЗАЦИЯ в 2015 – 2019г. Информацию представить в виде следующей таблицы.

Номер извещения аукциона

Дата проведения аукциона

Начальная максимальная цена

Ваше последнее ценовое предложение

Результат торгов (признан или не признан победителем)

         
         

3.3. Информацию о фактическом местонахождении Вашей организации в момент проведения указанных аукционов в электронной форме, с приложением правоустанавливающих документов, подтверждающих право пользования данными помещениями (например, свидетельство о праве собственности, договор аренды и т. д.) и платежных документов, подтверждающих оплату по данным правоустанавливающим документам;

3.4. Копию договора на оказание услуг связи, на основании которого предоставляется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    1. .Информацию об исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения электронных аукционов за период с 2015 по 2019 года. Информацию по указанному пункту необходимо представить в виде реестра, с указанием основных реквизитов контракта.
    2. .Учредительные документы Вашей организации, в том числе устав в редакции, действующей на момент получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на момент получения настоящего запроса;
    3. .Сведения о группе лиц Вашей организации по состоянию на 2017 г., 2018 г., 2019г. в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции, в форме, утвержденной Приказом ФАС РФ №293 от 20.11.2006г. «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»;
    4. .Информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2016, 2017, 2018 года (руб., с НДС и без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации;
    5. .Копии всех договоров, заключенных между ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) (со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами, спецификациями к договору);
    6. Документы, подтверждающие оплату по договорам, указанным в п.3.9. данного Определения (платежные поручения, квитанции и др.) за период с 2016 года по настоящее время. Данные документы необходимо предоставить в электронном виде.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Явка законных представителей ответчиков по делу или их представителей по доверенности, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны