Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №016/07/18.1-2066/2019 от 16 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

в присутствии представителей заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №132/20 от 12.11.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №100/20 от 28.05.2020г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №135/20 от 12.11.2020г.), в присутствии представителя заявителя ООО «Орион +» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №5/11 от 05.11.2020г.), рассмотрев жалобы ООО «Орион +» (вх. №15456/ж, 15461/ж от 06.11.2020г.) на действия заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" при проведении закупок №32009637143 на предмет: «Проведение ремонтных и планово-предупредительных регламентных работ по техническому обслуживанию системы противопожарного водопровода Терминала 1А, Теплой вставки, Терминала 1, системы газового пожаротушения Терминала 1А, Терминала 1, аэрозольного пожаротушения Теплой вставки, системы порошкового пожаротушения Терминала 1, согласно техническому заданию», №32009637177 на предмет: «Проведение ремонтных и планово-предупредительных работ по техническому обслуживанию автоматической системы сплинкерного водяного пожаротушения Терминала 1А, Теплой вставки и Терминала 1 с насосной и подземными противопожарными резервуарами, согласно техническому заданию»,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещений запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32009637143, №32009637177 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru – 10.11.2020 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ".

Начальная (максимальная) цена контракта по закупке №32009637143  – 1 553 000,00 руб.

Начальная (максимальная) цена контракта по закупке №32009637177 - 1 113 554,23 руб.

Способ проведения закупок - запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Суть жалоб, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно заказчиком неправомерно установлены требования о наличии справки СРО и предоставлении копий удостоверений и свидетельств на количество не менее 8 человек.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, анализа документации приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Международный аэропорт «Казань» (далее – Положение), утвержденным решением совета директоров АО «Международный аэропорт «Казань» протоколом № 3 - II/18 от «17» декабря 2018 г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В рамках требований закона о закупках заказчик вправе любым, не противоречащим законодательству способом обеспечить получение товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также обеспечить эффективное использование денежных средств.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

В силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В Техническом задании документации по закупкам Заказчиком были установлены одни из следующих требований, оспариваемых заявителем, к подрядной организации, желающей заключить договор на техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонтные работы, а именно, согласно техническому заданию исполнитель должен предоставить:

- выписку СРО;

- заверенные копии трудовых книжек; копии удостоверений, свидетельств и протоколов по охране труда, электробезопасности, работе на высоте, пожарно-техническому минимуму, навыкам оказания первой помощи на каждого сотрудника не менее 8 человек.

Согласно представленным пояснениям Заказчика, требование в техническом задании относительно наличия документов на количество сотрудников не менее 8 человек связано со сложившейся ситуацией роста заболевания пандемией коронавируса. Установление указанного требования было обусловлено целью предотвращения рисков невыполнения работ, поскольку в случае заболевания работников вирусом, в установленные документацией порядок, сроки и график проведения работ (в течение 7 рабочих дней) работы могут быть фактически не выполнены.

Относительно предоставления выписки СРО Заказчиком пояснено следующее. В рамках монтажа, пуско-наладочных работ, проводимых в 2013-2014гг., за время эксплуатации оборудования произошли необратимые естественные изменения, которые с большей долей вероятности могут привести в дальнейшем к необходимости выполнения капитального ремонта всей системы в целом, в связи с чем в целях возможности в дальнейшем выполнения указанных работ их исполнение будет возможно в случае наличия у подрядной организации соответствующей выписки СРО.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок.

Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Из установленных требований в документации о закупке следует, что необходимость предоставления выписки СРО, удостоверений на количество не менее 8 человек применяется не к участнику, а к подрядчику, то есть к победителю закупки при заключении договора по результатам проведения конкурентной процедуры и определения поставщика.

Закупочной документацией Заказчиком требование о предоставлении указанных документов в составе заявок при подаче заявок участниками не установлено.

Таким образом, требования о предоставлении указанных документов были предъявлены не на стадии допуска к участию в закупке.

При установлении данных требований Заказчик руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору, для чего были и введено в рассматриваемом случае требования обеспечения исполнения договора, указанные в техническом задании документации.

Требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

На основании изложенного, по результатам анализа Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика были обоснованы и осуществлены в соответствии с требованиями закупочной документации и не противоречат положениям Закона о закупках.

Учитывая, что заявитель, не представил достаточных доказательств, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, доводы признаны необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобы ООО «Орион +» (вх. №15456/ж, 15461/ж от 06.11.2020г.) на действия заказчика АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ" при проведении закупок №32009637143 на предмет: «Проведение ремонтных и планово-предупредительных регламентных работ по техническому обслуживанию системы противопожарного водопровода Терминала 1А, Теплой вставки, Терминала 1, системы газового пожаротушения Терминала 1А, Терминала 1, аэрозольного пожаротушения Теплой вставки, системы порошкового пожаротушения Терминала 1, согласно техническому заданию», №32009637177 на предмет: «Проведение ремонтных и планово-предупредительных работ по техническому обслуживанию автоматической системы сплинкерного водяного пожаротушения Терминала 1А, Теплой вставки и Терминала 1 с насосной и подземными противопожарными резервуарами, согласно техническому заданию» необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны