Постановление №ВЧ-08/8952 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по д... от 18 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/8952 от 18.07.2022

Дата рассмотрения: 11 июля 2022 года

Место рассмотрения: г. Казань, ул. Московская, д. 55, зал заседаний

Время рассмотрения: 16 час. 30 мин.

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…> –[должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-967/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – ООО «Смарт Центр» (ИНН: 1435252703, ОГРН: 1121435004481, адрес регистрации: респ. Саха/Якутия, г. Якутск, ул. Халтурина, д. 4/2Г, оф. 8), по факту нарушения требований части 1 статьи 18, части 3 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии ООО «Смарт Центр» или его представителя по доверенности, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение от [физического лица 1] (вх.№ 489/ж от 18.01.2022) по факту распространения рекламных звонков на мобильный номер заявителя (<…>) с номеров  <…>, <…> 15 января 2022 года в 10 часов 21 минуту и  в 11 часов 07 минут с текстом: «-Здравствуйте! Это [физического лица 2], компания «Отличные Наличные». Наш разговор займет пару минут, хорошо? -Не хорошо, какая причина вашего звонка? Вы хотите предложить мне займ? –мы предлагаем займы 90 000 рублей сроком до 6 месяцев со сниженной процентной ставкой. При оформлении суммы до 30 000 рублей- первые 7 дней пользования бесплатно. Давайте сейчас оформим заявку? –нет, не надо, и не звоните мне больше…», что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».

Согласно представленным в адрес Управления сведениям, на личный номер заявителя, а именно на номер телефона <…>, 15 января 2022 года в 10 часов 21 минуту и в 11 часов 07 минут поступили звонки рекламного характера.

Объектом рекламирования является – услуги по предоставлению займа.

Звонки рекламного характера поступили с номеров <…>, <…>, что подтверждается записью телефонных разговоров.

Согласие на получение рекламы по сетям электросвязи заявитель не давал.

Номера телефонов <…>, <…> принадлежат сотовому оператору ПАО «Вымпелком».

В целях установления владельца номера с которого был произведен звонок рекламного характера, Управлением в адрес ПАО «Вымпелком» был направлен запрос.

Исходя из ответа ПАО «Вымпелком», Управлением установлено, что номера телефонов, указанные в обращении (<…>, <…>) принадлежат ООО «Смарт Центр» (ИНН: 1435252703, ОГРН: 1121435004481, адрес регистрации: респ. Саха/Якутия, г. Якутск, ул. Халтурина, д. 4/2Г, оф. 8).

Управлением был также направлен запрос в адрес ООО «Смарт Центр». Однако, в адрес Управления, письменные пояснения и документы, подтверждающие согласие абонента с номером <…> на получение рекламных звонков от ООО «Смарт Центр» не поступили. Обществом представлены пояснения (вх. №5712 от 25.04.2022), в соответствии с которыми, звонки абоненту с номером <…> были произведены в результате технического сбоя в базе данных Общества, не в интересах других лиц.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: ««-Здравствуйте! Это [физическое лицо 2], компания «Отличные Наличные». Наш разговор займет пару минут, хорошо? -Не хорошо, какая причина вашего звонка? Вы хотите предложить мне займ? –мы предлагаем займы 90 000 рублей сроком до 6 месяцев со сниженной процентной ставкой. При оформлении суммы до 30 000 рублей- первые 7 дней пользования бесплатно. Давайте сейчас оформим заявку? –нет, не надо, и не звоните мне больше…» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе займы), является финансовой услугой независимо от регистрации таких субъектов в качестве финансовой организации и наличия у них соответствующей лицензии.

Следовательно, услуга, на привлечение внимания к которой направлена рекламная информация «…мы предлагаем займы 90 000 рублей сроком до 6 месяцев со сниженной процентной ставкой. При оформлении суммы до 30 000 рублей- первые 7 дней пользования бесплатно …», размещенная на сайте www.superomsk.ru, является финансовой, а ее распространение должно осуществляться с соблюдением требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Исходя из текста рекламы: «-Здравствуйте! Это [физическое лицо 2], компания «Отличные Наличные». Наш разговор займет пару минут, хорошо? -Не хорошо, какая причина вашего звонка? Вы хотите предложить мне займ? –мы предлагаем займы 90 000 рублей сроком до 6 месяцев со сниженной процентной ставкой. При оформлении суммы до 30 000 рублей- первые 7 дней пользования бесплатно. Давайте сейчас оформим заявку? –нет, не надо, и не звоните мне больше…», установлено, что объектом рекламирования являются финансовые услуги- займы.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что ООО «Смарт Центр» (ИНН 1435252703) имеет соответствующую лицензию, не входит в реестр Центрального банка России, и не является финансовой организацией.

Данный факт является неправомерным в соответствии с частью 13 статьи 28 закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В указанной рекламе информация о лице, оказывающем финансовую услугу отсутствует.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, вышеуказанные страницы не содержат всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

К тому же, согласно части 14 статьи 28 Закона о рекламе если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Соответственно, в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, части 3 и 14 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами несет ответственность рекламопроизводитель.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Более того, Обществом представлены пояснения (вх. №5712 от 25.04.2022), в соответствии с которыми, звонки абоненту с номером <…> были произведены в результате технического сбоя в базе данных Общества, не в интересах других лиц.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Однако, информация обо всех условиях кредитования не была доведена до потребителей надлежащим образом, отсутствовала часть существенной информации, а именно полная стоимость кредита, условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 и 14 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 1 статьи 18 несёт рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 6 и части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 7 статьи 5, части 3 и 14 статьи 28 несёт рекламодатель рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, ООО «Смарт Центр» (ИНН 1435252703) является и рекламораспространителем, и рекламодателем вышеуказанной рекламной информации.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1         статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «Смарт Центр», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения: 15.01.2022г.

Место совершения административного правонарушения является: Республика Татарстан.

ООО «Смарт Центр» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором
№ 80102272952424 с официального сайта «Почта России», согласно которому заказное письмо вручено адресату 08.07.2022.

Рассмотрение дела об указанном правонарушении состоялось                             11 июля 2022 года в 16 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская,          д.55, в отсутствии ООО «Смарт Центр» или представителя по доверенности.

Доказательствами по настоящему делу являются материалы дела
№ 016/05/18-585/2022, возбужденного Татарстанским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (исх.№ ВЧ-08/5574 от 28.04.2022) по делу № 016/05/18-585/2022 распространение рекламных звонков на мобильный номер заявителя (<…>) с номеров  <…>, <…> 15 января 2022 года в 10 часов 21 минуту и  в 11 часов 07 минут с текстом: «-Здравствуйте! Это [физическое лицо 2], компания «Отличные Наличные». Наш разговор займет пару минут, хорошо? -Не хорошо, какая причина вашего звонка? Вы хотите предложить мне займ? –мы предлагаем займы 90 000 рублей сроком до 6 месяцев со сниженной процентной ставкой. При оформлении суммы до 30 000 рублей- первые 7 дней пользования бесплатно. Давайте сейчас оформим заявку? –нет, не надо, и не звоните мне больше…», признано нарушившим требования части 1 статьи 18, части 3 и 14 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, Управлением не установлено.

Учитывая то обстоятельство, что у ООО «Смарт Центр» имелись условия для соблюдения требований Закона о рекламе, оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Татарстанским УФАС России установлено, что, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенному на сайте https://rmsp.nalog.ru/search.html#pnlSearchResult, ООО «Смарт Центр» является малым предприятием.

Однако ООО «Смарт Центр» правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, совершено не впервые, что не соответствует требованиям статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ.

Так, постановлением Смоленского УФАС России о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
№ 067/04/14.3-133/2022 от 31.03.2022 ООО «Смарт Центр» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Постановлением Ростовского УФАС России о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 061/04/14.3-613/2022 от 28.03.2022 ООО «Смарт Центр» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Перечисленные факты привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ не являются единичными.

Таким образом, ООО «Смарт Центр» ранее привлекалось к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ.   

Учитывая то обстоятельство, что у ООО «Смарт Центр» имелись условия для соблюдения требований Закона о рекламе, Обществом не приняты меры по недопущению распространения рекламы, не соответствующую требованиям законодательства о рекламе, оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, части 2 и 3 статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо ООО «Смарт Центр» (ИНН: 1435252703, ОГРН: 1121435004481, адрес регистрации: респ. Саха/Якутия, г. Якутск, ул. Халтурина, д. 4/2Г, оф. 8) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Получатель - УФК по РТ (Татарстанское УФАС России л/с 04111475540)

ИНН – 1653003714

КПП – 165501001

Банк получателя (реквизит 13) - ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Татарстан г. Казань

БИК (реквизит 14) – 019205400

Номер счета банка получателя средств (реквизит 15) - 40102810445370000079

Номер счета получателя средств (реквизит 17) - 03100643000000011100

ОКТМО: 92701000

УИН плательщика: 16100500000001456808

КБК: 16111601141010003140

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3–967/2022. 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России, ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел: (843) 238-30-41, а также направив на электронную почту to16-grigorieva@fas.gov.ru.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя                                      <…> –[должностное лицо]

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны