Решение №04-04/14926 Решение по делу №016/07/3-1828/2022 от 8 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/14926 от 08.12.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Бугульминское предприятие тепловых сетей» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 24.02.2021 г. №3), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.11.2022 г. №3), Топоровой Е.М. (доверенность от 05.12.2022 г. №27), представителя заявителя ООО ТД «Основные ресурсы» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 30.11.2022 г. №б/н), рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу заявителя ООО ТД «Основные ресурсы» (вх. №14666/ж от 28.11.2022 г.) на действия заказчика АО «Бугульминское предприятие тепловых сетей» при проведении закупки №32211837973 на предмет: «Поставка соли технической»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме №32211837973 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 11.11.2022 года.

Заказчик – АО «Бугульминское предприятие тепловых сетей». 

Начальная (максимальная) цена договора – 4 262 580,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявка заявителя отклонена неправомерно и необоснованно.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Закон о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном отклонении заявки участника.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке АО «Бугульминское предприятие тепловых сетей» (далее – Положение), утвержденным от 19.09.2022г.

Разделом 2.2.4 Положения установлен общий порядок осуществления конкурентной закупки.

Согласно пункту 1.3.1 этап (подэтап, стадия) рассмотрения и оценки Заявок в части предложений о предмете закупки (рассмотрения и оценки первых частей Заявок) предусматривает в отношении предложений о предмете закупки (в том числе о предлагаемых товарах, работах, услугах, условиях исполнения договора), содержащихся в заявках (или первых частях заявок) на участие в закупке:

1.3.1.1.  рассмотрение заявок (или первых частей заявок) на участие в закупке на предмет соответствия критериям отбора (требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении запроса котировок в электронной форме, если такие требования были установлены);

1.3.1.2. оценку заявок (или первых частей заявок) на участие в закупке в соответствии с критериями и порядком оценки заявок на участие в закупке, установленными документацией о конкурентной закупке (если они были установлены документацией о конкурентной закупке) для способов закупки: «конкурс», «запрос предложений», «запрос цен».

В соответствии с пунктом 1.3.3 Положения по результатам данной стадии закупки закупочная комиссия отклоняет предложение если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

1.3.3.1. Заявка (или первая часть заявки) не отвечает требованиям содержанию, форме, оформлению, составу предложений, установленным документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении запроса котировок в электронной форме;

1.3.3.2. предложение не соответствует хотя бы одному критерию отбора (требованию), установленному документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении запроса котировок в электронной форме;

1.3.3.3. предложение содержит очевидные арифметические, или грамматические, или технические, или иные ошибки, или несоответствия, или противоречия, не устраненные Участником, либо с исправлением которых Участник не согласился;

1.3.3.4. в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об Участнике и (или) о ценовом предложении.

Пунктом 1.3.5 Положения установлено, что отклоненные Заявки не допускаются к дальнейшим стадиям, этапам закупки; не подлежат оценке; их условия не учитываются при оценке других заявок на участие в закупке.

В соответствии с протоколом №31-2022 рассмотрения и оценки предложений от 23.11.2022г. заявка заявителя ООО ТД «Основные ресурсы» (№641177) признана несоответствующей требованиям на основании пп. 1.3.3.1 п. 2.2.4 Положения по причине того, что заявка не отвечала требованиям к содержанию, форме, оформлению предложений, а именно не предоставлена форма №6 «проект договора» в составе заявки.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Пунктом 3.2 документации заказчиком установлено, что предложение должно быть оформлено строго в соответствии с требованиями закупочной документации (формы №1,2,3,4,5,6) и быть действительным в течение 60 календарных дней.

Форма №6 представляет собой проект договора поставки.

Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе анализа заявки заявителя установлено, что в составе заявки отсутствовала форма №6 «проект договора».

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что установление самого требования о предоставлении в составе заявки на участие заполненной формы проекта договора является неправомерным, так как указанный документ заполняется непосредственно заказчиком и направляется победителю закупки для подписания.

Кроме того, участник, подавая свою заявку на участие выразил согласие с условиями извещения и документации заказчика. Подача Участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в Документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке Заказчика и настоящей Документацию о закупке. Следовательно, при определении его победителем согласился заключить договор поставки соли в соответствии с требованиями заказчика на условиях, указанных, в том числе в проекте договора.

Таким образом, требование Заказчика о представлении проекта договора является излишним и необоснованным.

В рассматриваемом случае, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанного требования к составу заявки на участие привело к неправомерному отклонению заявки участника.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Отказ комиссии заказчика по закупкам в допуске к участию заявителя по причине непредоставления формы №6 «проект договора» является неправомерным, носит формальный подход, не несет за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что каких-либо оснований к отклонению заявки ООО ТД «Основные ресурсы» у заказчика в рассматриваемом случае не имелось.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан обоснованным, заказчиком нарушены требования пункта 1.3.3 Положения, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком преимуществ для субъектов малого и среднего предпринимательства в документации при условии проведения закупки на общих основаниях.

Согласно части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Пунктом 7 документации закона установлены требования к участникам закупки.

Согласно пункту 7.1.12 заказчик определяет следующие требования к участникам закупки в соответствии с Положением о закупке Заказчика:

7.1.12. принадлежность участника закупки:

- к субъектам малого и среднего предпринимательства (подтверждением соответствия данному требованию является наличие информации об участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 №1352; не требуется предоставление участниками закупки информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства);

- или к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в течение срока, предусмотренного частью 15 статьи 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с учетом особенностей, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 (подтверждением применения такими лицами налогового режима "Налог на профессиональный доход" является проверяемое Заказчиком самостоятельно наличие информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о применении ими такого налогового режима (предоставление данной информации Участниками закупки не требуется)).

Согласно доводам заявителя, заказчик хоть и не указал ограничения в наименовании закупки, но проводил закупки исключительно для субъектов МСП и приравниваемых к ним физлиц, применяющих специальный налоговый режим. Следовательно, при проведении закупки должен был также руководствоваться требованиями статьи 3.4 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что обжалуемая закупка проводилась заказчиком на общих основаниях в форме «Открытый запрос предложений в электронной форме». Форма документации является типовой для открытого запроса предложений.

В пункте 7.1.12 документации также указано, что предоставление информации о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства или к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим не требуется.

Таким образом, учитывая, что ограничения для СМП не установлены в извещении о проведении закупки, а также в документации заказчиком указано об отсутствии необходимости предоставления подтверждающих документов, довод заявителя признается необоснованным.

Заявителем на заседании Комиссии не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО ТД «Основные ресурсы» (вх. №14666/ж от 28.11.2022г.) на действия заказчика АО «Бугульминское предприятие тепловых сетей» при проведении закупки №32211837973 на предмет: «Поставка соли технической» частично обоснованной в части неправомерного отклонения заявки участника.

Признать заказчика АО «Бугульминское предприятие тепловых сетей» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику АО «Бугульминское предприятие тепловых сетей» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4.         Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны