Решение №ВЧ-08/10032 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-720/2022 о нарушении законодательс... от 9 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/10032 от 09.08.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

рассмотрев дело в отношении ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» (ИНН 0268090311, ОГРН 1200200021427, юридический адрес: 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр-кт Ленина, влд 47Б) и ООО «АДВ-сервис» (ИНН: 7810704382, ОГРН: 1177847285967, юридический адрес: 196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д. 16, лит П, пом. 4,6) по факту распространения реклам следующего содержания: 1) Нужно получить военный билет? Поможем законно!...Работаем по договору. Консультация 0 Р. Сопровождение на всех этапах. Звоните!»; 2) Юридическая помощь призывникам в освобождении от армии…Более 10 лет на рынке юридической помощи призывникам. Договор. Поддержка. Опты 9 лет. Уфа. Стерлитамак. Казань…», содержащей признаки нарушения пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Татарстан» (вх. № 11337 от 23.08.2021) по факту распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о предоставлении услуг гражданам по освобождению от призыва на военную службу.

В связи с чем, Управлением 15.03.2022 и 16.03.2022 года был осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет наличия/отсутствия информации рекламного характера, относящейся к деятельности указанных сайтов.

По результатам проведенного мониторинга Управлением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – поисковой системе «Яндекс» обнаружены объявления с пометкой «реклама» следующего содержания: 1) Нужно получить военный билет? Поможем законно!...Работаем по договору. Консультация 0 Р. Сопровождение на всех этапах. Звоните!»; 2) Юридическая помощь призывникам в освобождении от армии…Более 10 лет на рынке юридической помощи призывникам. Договор. Поддержка. Опты 9 лет. Уфа. Стерлитамак. Казань…».

Фотоизображение реклам представлено ниже:

Реклама №1

Реклама №2

Рекламное объявление №1 размещена по ссылке: https://yandex.ru/search/?lr=43&text=%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Представленное рекламное объявление №1 «кликабельное», при переходе открывается сайт: https://xn--80aaaaja4aefdcy1bwcnd3a5k2b.xn--p1ai/rt/?utm_source=yandex_slog&utm_medium=cpc&utm_campaign=%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82&utm_content=11814734564&utm_term=---autotargeting&etext=2202.5d0hSDaPzTt-7VhQ-WVaxcSDVxbWYCINH1JvXPaqM6B9X1cTAJmZndrYPwFvw5vVcnppdXJqeWpoanZkcnR2Yg.02d578a33f4adf2a2f1ba424bb6620c8e353be8a&yclid=1257743186029238976

Фотоизображение содержания сайта представлено ниже:

Рекламное объявление №2 размещена по ссылке: https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA&lr=43&src=suggest_B

Представленное рекламное объявление №2 «кликабельное», при переходе открывается сайт: https://context.zpp-rf.ru/kazan?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=poisk+bilet+kazan%27&utm_content=10774411884&utm_term=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2&yclid=11155227588006772735

Фотоизображения содержания сайта представлены ниже:

Фотоизображение №1

Фотоизображение №2

Фотоизображение №3

Фотоизображение №4

В рассматриваемом случае рекламируются услуги по освобождению граждан от военной службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации и получению военного билета без прохождения службы.

Дата фиксации рекламы №1 – 16.03.2022 год.

Дата фиксации рекламы №2 – 15.03.2022 год.

Информация со сведениями: 1) Нужно получить военный билет? Поможем законно!...Работаем по договору. Консультация 0 Р. Сопровождение на всех этапах. Звоните!»; 2) Юридическая помощь призывникам в освобождении от армии…Более 10 лет на рынке юридической помощи призывникам. Договор. Поддержка. Опты 9 лет. Уфа. Стерлитамак. Казань…» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» (вх. №3860 от 15.03.2022) реклама №1 была размещена в рамках договора, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» (ИНН 0268090311, ОГРН 1200200021427, юридический адрес: 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр-кт Ленина, влд 47Б) на условиях оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети «Интернет» по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/. Договор между ООО «Яндекс» и ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» был заключён посредством акцепта ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 оферты.

Реклама № 2 размещена в рамках договора возмездного оказания услуг                           № 74008/17 от 20.10.2017, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «АДВ-сервис» (ИНН: 7810704382, ОГРН: 1177847285967, юридический адрес: 196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д. 16, лит П, пом. 4,6).

По имеющейся у Яндекса информации, реклама №1 размещается в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 02.03.2022 по настоящее время; реклама № 2 в период с 09.03.2022 по настоящее время. Регион показа: г. Казань. 

Вместе с тем, исходя из анализа информации, отраженной на вышеуказанных сайтах следует, что рекламируемые услуги оказывает ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА».

Учитывая вышеизложенное, Управлением было принято решение о возбуждении дела №016/05/5-720/2022 в отношении ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» и ООО «АДВ-сервис» по признакам нарушения пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно ответу ООО «АДВ-сервис» следует, что Общество является компанией, оказывающей услуги в сети «Интернет» по предоставлению клиентам возможности с использованием сервиса «eLama» управлять рекламными компаниями с помощью инструментов сервиса и размещать рекламу через Интернет-площадки, а также сопутствующие услуги по созданию и ведению рекламных компаний и иные дополнительные услуги.

Данный сервис представляет собой платформу автоматизации контекстной рекламы, который упрощает процесс работы с рекламными кампаниями на Интернет-площадках (в рекламных системах).

Так рекламные кампании размещались через личный кабинет в сервисе «eLama» №596680 (аккаунт Яндекс.Директ е-16769227). В личном кабинете в сервисе «eLama» №596680 лицом, акцептовавшим оферту ООО «АДВ-сервис», является [физическое лицо], который произвел только один платеж в счет оплаты услуг ООО «АДВ-сервис». Дальнейшее пополнение личного кабинета в сервисе «eLama» №596680 осуществлялось с другого аккаунта сервиса №596117. Лицом, акцептовавшим оферту ООО «АДВ-сервис» в личном кабинете №596117 является ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА».

Таким образом, ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» направляло денежные средства на запуск рекламных кампаний.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Приложения 1 к оферте на оказание услуг в сети «Интернет» ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» самостоятельно определяет содержание размещаемой рекламы и рекламной кампании.

Кроме того, согласно пункту 7.4 Приложения 1 к оферте рекламные материалы ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» должны соответствовать всем требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, в том числе законодательству Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, ООО «АДВ-сервис» и сервис «eLama» не участвуют в формировании рекламной кампании, ее настройке, написании, согласовании и модерации. При распространении данной рекламы ООО «АДВ-сервис» и сервис «eLama» выполняют лишь техническую функцию.

Из ответа ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» следует, что рекламная кампания размещалась в системе «Яндекс» напрямую и через ООО «АДВ-сервис». Лицом, утверждавшим всю рекламу со стороны ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА», является [физическое лицо].

Деятельность Общества заключается в:

Изучении представленной клиентом медицинской документации;

Сборе и анализе жалоб на состояние здоровья клиента;

Сборе и обобщении антропометрических данных клиента;

Информировании клиента о возможных причинах возникновения болезненных состояний;

Разъяснении о стандартах оказания медицинской помощи и профильности заболевания, с указанием на способы и этапность получения медицинской помощи в соответствии с правами пациента, отраженными в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ»;

Информировании клиента о порядке проведения диагностических процедур, осуществляемых для установления причины возникновения имеющегося паталогического состояния;

Предоставлении клиенту рекомендаций по порядку посещения лечебных организаций;

Проведении диагностики, то есть выявлении у клиента заболеваний терапевтического профиля или повышенного риска их возникновения;

Выдаче клиенту рекомендаций о необходимости проведения лабораторных и иных исследований (при наличии такой необходимости);

Выдаче клиенту рекомендаций о необходимости посещения медицинской организации для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов медицинской помощи (при наличии такой необходимости);

Выдаче рекомендаций клиенту о необходимости получения консультации врачей-специалистов в соответствии с профилем заболевания (при наличии заболевания);

Выявлении у клиента медицинских показаний, и подготовке к проведению специализированных лечебно-диагностических процедур с их последующим выполнением клиентом в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь и имеющую в своем составе соответствующие специализированные отделения.

Правовом анализе ситуации клиента;

Анализе юридически значимых документов (повестка, выписка из решения призывной комиссии, иные документы, связанные с призывом);

Консультировании клиента по вопросам призыва на военную службу. Информирование клиента о правах и обязанностях гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Подготовке правовых документов для клиента (жалобы, обращения, исковые заявления, ходатайства и пр.);

Представлении интересов клиента в судебных заседаниях, в случае необходимости.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Одним из основных признаков рекламы является ее направленность на неопределенный круг лиц.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования.

Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Как следует из фактических обстоятельств, реклама размещалась в системе «Яндекс».

Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы являются общедоступными для неопределенного круга лиц - потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории ее распространения и кругу лиц потребителей рекламы, антимонопольным органом не установлено, рассматриваемая информация содержит объект рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из содержания, была направлена на привлечение внимания потребителей к услугам, а, следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В то же время, согласно частям 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 22 Закона о воинской обязанности воинская обязанность предусматривает воинский учет, прохождение военной службы по призыву граждан мужского пола от 18 до 27 лет, не освобожденных от исполнения воинской обязанности и подлежащим призыву на военную службу по состоянию здоровья, и не имеющих освобождения или законной отсрочки от военной службы по призыву, основания для которых предусмотрены в статьями 23 и 24 Закона о воинской обязанности.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).

Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено в том числе, следующее.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает, в том числе: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву (ст.1).

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом (часть 3).

Прохождение военной службы осуществляется, в том числе гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту) (пункт 2 части 2 статьи 2).

Статьей 23 Закона №53-ФЗ предусмотрены основания освобождения от призыва на воинскую службу, а также субъекты, имеющие право на освобождение от призыва на воинскую службу, статьей 24 Закона установлены основания предоставления отсрочки от призыва.

Из анализа Конституции норм Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует принцип, что в Российской Федерации действий принцип всеобщей воинской обязанности, не распространяемого на отдельные категории граждан.

При этом, в силу статьи 28 названного Закона на призывную комиссию субъекта Российской Федерации возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан и принятию в отношении их решений о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу или об освобождении от призыва на военную службу.

Таким образом, решение об освобождении от военной службы и предоставлении отсрочки принимается исключительно призывными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Закона о воинской обязанности исключительными полномочиями по выдаче военных билетов обладает военный комиссариат района (города).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о воинской обязанности врачи специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о воинской обязанности в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также, в соответствии с частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Между тем, распространенная реклама содержит информацию об оказании услуг для лиц, не желающих проходить военную службу.

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, функцией которого является перевод пользователя на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

При этом, рассматриваемый объект рекламирования побуждает потребителей рекламы воспользоваться этой услугой, а равно нарушить законно установленную процедуру получения военного билета, уклониться от службы в армии, что является противоправными действиями, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Подтверждением указанного обстоятельства, например, является тот факт, что вопрос освобождения от воинской обязанности разрешается квалифицированными медицинскими специалистами, без взимания за то какой-либо платы.

В то же время, следует отметить, что информация, распространяемая на сайте общества, безусловно, понуждает потребителей к осуществлению противоправных действий в виде принятия мер для уклонения воинской обязанности.

Так, материалами дела подтверждается, что на спорных сайтах, находящихся по адресам https://xn--80aaaaja4aefdcy1bwcnd3a5k2b.xn--p1ai/rt/?utm_source=yandex_slog&utm_medium=cpc&utm_campaign=%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82&utm_content=11814734564&utm_term=---autotargeting&etext=2202.5d0hSDaPzTt-7VhQ-WVaxcSDVxbWYCINH1JvXPaqM6B9X1cTAJmZndrYPwFvw5vVcnppdXJqeWpoanZkcnR2Yg.02d578a33f4adf2a2f1ba424bb6620c8e353be8a&yclid=1257743186029238976 (реклама № 1) и https://context.zpp-rf.ru/kazan?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=poisk+bilet+kazan%27&utm_content=10774411884&utm_term=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2&yclid=11155227588006772735 (реклама № 2) также наличествовала следующая информация:

«Тест основан на опыте помощи в получении более 4000 военных билетов с 2012 года»;

«Целый год развития. Вы можете многое успеть в образовании в течение года. Например, закончить целый курс в университете или пройти несколько курсов по повышении квалификации»; «Сохраните здоровье родителям. Пока Вы в армии, больше всех беспокоятся и переживают ваши родители. И это несомненно бьет сильно по здоровью»; «360 000 рублей. Столько в среднем зарабатывает простой парень в России. В армии же вы будете только тратить. И тратить не только деньги.»; «Сохраните отношения с девушкой. Не секрет, что множество расставаний происходит тогда, когда парень служит в армии. И это не удивительно, ведь тяжело прожить целый год без любимого человека»;

«Наша компания уже более 9 лет помогает призывникам законно не служить в армии. Мы помогли уже более 35 000 призывникам. Все они теперь советуют нашу компанию другим призывникам»;

Фотоизображение №5

«Мы всегда находим законные основания помочь вам не служить в армии. И нам всегда удается это сделать на высшем уровне. Наши довольные клиенты этому доказательство»

Фотоизображение №6

«Сомневаешься, что сможешь получить военный билет законно? Пройди опрос и 1 минуту выясним, как быстро ты сможешь получить военный билет».

Фотоизображение №7

В частности, на сайте отражена информация о различных тарифных пакетах («Базовый», «Оптимальный», «Экстренный», «Пакет «VIP»»), в которых предусмотрено положение о предоставлении «отсрочки от армии во время всех работ».    

Фотоизображение №8

                Как было указано выше решение о предоставлении отсрочки принимается исключительно призывными комиссиями субъектов Российской Федерации (статьи 28 Закона о воинской обязанности).

Вместе с тем, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)[1] по заказу Центра политической информации опросил россиян, прошедших срочную службу в армии в течение последних пяти лет и/или действующих военнослужащих (вовлеченные), а также родителей мальчиков-подростков допризывного возраста (потенциально вовлеченные) и всех россиян.

Вовлеченная аудитория и родители мальчиков-подростков отмечают в целом положительные изменения за последние два-три года в российской армии (по 50% соответственно, сумма ответов «существенно улучшилась» и «скорее улучшилась»). Ухудшение ситуации отмечают только 9% среди вовлеченной аудитории и 8% среди родителей мальчиков-подростков.

Основными положительными изменениями, произошедшими в Вооруженных Силах за последние два-три года, вовлеченная аудитория и родители мальчиков-подростков считают: перевооружение (26% и 28% соответственно), рост денежного довольствия (17% и 12% соответственно), улучшение взаимоотношений (17% и 16% соответственно). Среди отрицательных изменений упоминаются: невысокий уровень заработной платы (23% и 6% соответственно). 19% потенциально вовлеченной аудитории говорят о наличии неуставных отношений, в то время как среди вовлеченной аудитории такого мнения придерживаются только 5%. Кроме этого, 18% вовлеченной аудитории говорят об излишне мягких условиях службы.

Две трети (68%) опрошенных родителей мальчиков-подростков декларируют, что скорее хотели бы, чтобы их сыновья служили в российской армии. Среди тех, кто служил и/или военнослужащих эта доля еще выше (80%). Обратного мнения придерживаются 27% опрошенных среди потенциально-вовлеченных и 15% среди вовлеченных.

Родители мальчиков-подростков в службе чаще видят «школу жизни» (44%). Каждый четвертый потенциально вовлеченный согласился с тем, что служба в армии является одним из видов профессиональной деятельности (26%).

Родители мальчиков-подростков, которые хотели бы, чтобы их сыновья пошли в армию, в службе чаще видят «школу жизни» (56%) и долг родине (32%). Действующие военнослужащие и/или россияне, прошедшие срочную службу в течение последних пяти лет, видят в службе «школу жизни» (75%), долг родине (25%) и воспитание/дисциплину (19%).

При этом, согласно данным ФОМа от 2021 года школой жизни службу в армии считают 67%, потерянным временем – 23%[2].

Мониторинг сети «Интернет» (в части отзывы отслуживших) позволяет выделить и основные плюсы службы в Вооруженных силах Российской Федерации по призыву:

1. Время – у солдата из молодого пополнения появляется время, чтобы определиться, чем же он желает заниматься в жизни. Год развития – вещь весьма относительная (проходя службу в армии новобранцы получают новые знания и развиваются в сфере военной, физической и политической подготовки).

2. Выход из зоны комфорта – с прибытием в часть заканчивается зона комфорта. Человек на целый год попадает в другой мир, который поможет расширить кругозор, приобрести новых товарищей, знания и бесценный опыт. Изменятся абсолютно все представления. В армии иные порядки, политика, образ жизни. Независимо от своих желаний человек поменяется. Служба в армии научит человека справляться с трудностями, опасностями и их последствиями.

3. Самостоятельность – каждый должен уметь жить самостоятельно, принимать решения, отвечать за свои поступки и т.д.

4. Умение обращаться с оружием – солдат не просто изучит устройство оружия, но и научится правильно им пользоваться. Умение попадать в мишень поднимет его самооценку. Если дальнейшая работа предполагает необходимость получения лицензии на ношение оружия, огневая подготовка станет особенно нужна как значительное подспорье.

5. Приобретения – за год в армии можно (и, как правило, так и происходит) изучить новую профессию, совершенствовать умения в уже полученной. Узнать много людей, узнать много нового – расширить кругозор, получить новые знания, умения и навыки. Улучшится физическая форма, марш-броски научат выносливости. Чаще всего из армии приходят более физически подготовленными, чем уходят в нее.

6. Привычки – появятся положительные привычки: застилать постель, убирать вещи, чистить обувь, мыть посуду и т.д. Сформируется дисциплина и самоорганизованность.  

Социологические опросы показывают, что указанные на сайте ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» утверждения относительно «целого года развития», «сохранения здоровья родителям», «сохранения отношения с девушкой», «траты денежных средств и не только» не соответствует действительности и формирует у аудитории искаженное представление о реальной службе в армии.

При этом, рассматриваемая информация не описывает те минусы с которыми столкнется лицо, не отслужившее в армии (в том числе при устройстве на работу в государственные структуры, правоохранительные органы).

Таким образом, из содержания распространяемой рекламы может сложиться негативное отношение к службе в армии, а также о возможности платного приобретения военного билета.

Основным видом деятельности ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» является деятельность в области права, а именно оказание юридических, консультативных и представительских услуг гражданам призывного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, ограничивающих их годность к прохождению военной службы, в том числе имеющих болезни, наличие которых дает право в установленном законом порядке освободиться от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Освобождение от призыва на военную службу по указанным в законе основаниям не является уклонением от воинской службы и не нарушает правовых предписаний. Юридическая помощь в законном получении отсрочки или освобождения от призыва не является побуждением к уклонению от прохождения воинской службы, однако в рассматриваемой рекламе не указаны основания освобождения.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

В рамках рассмотрения дела у ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» были запрошены документы или иные аналитические материалы, подтверждающие, что 10 из 10 обратившихся призывников получают военный билет в первый призыв. Однако, такие документы представлены не были, при этом Обществом пояснило, что данная статистика является внутренней и формируется самой компанией.

Вместе с тем, Обществу следовало представить документы или иные аналитические материалы, подтверждающие, что после медицинской комиссии 9 из 10 призывников имеют законные основания для получения военного билета. ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» также не представило данные документы, пояснив, что это внутренняя статистика Общества и не размещена в открытых источниках.

Согласно ответу ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан» информация, относительно того, что 9 из 10 призывников имеют законные основания для получения военного билета, является недостоверной и подтверждений не имеет. Согласно отчетным данным Военного комиссариата Республики Татарстан за 2021 год граждан, освобожденных от призыва на военную службу и от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья, составляет 17,2 % от общего количества явившихся на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан» также пояснило, что граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, до достижения ими возраста 27 лет имеют право пройти медицинское переосвидетельствование с целью последующего призыва на военную службу. По отчетным сведениям Военного комиссариата Республики Татарстан за 2016 г., 2017 г., 2019 г., таких граждан не было. За 2018 г. 6 человек и все 6 человек призваны и направлены на военную службу по призыву.

Кроме того, в рассматриваемых сайтах указана информация о предоставлении гарантий в получении отсрочки и военного билета. Указание подобной информации предполагает, что у услуг, оказываемых рекламодателем, есть определенный результат. В контексте рекламы юридической помощи для призывников такой результат заключается в освобождении от прохождения от военной службы.

Иными словами, указание на освобождение по договору создает у потребителя впечатление того, что рекламодатель может обеспечить ему освобождение от призыва, что противоречит природе юридических услуг, исполнитель которых не может гарантировать желаемый для клиента результат. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.06.2022 по делу А38-558/2022.

Аналогичной позиции придерживается ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан». Так, согласно позиции ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан», реклама таких организаций вводит в заблуждение граждан о законности получения услуги, так как законно гражданин может получить освобождение или отсрочку от призыва на военную службу только по решению призывной комиссии при наличии оснований, определенных нормами Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Возможность рекламируемого юридическими организациями получения так называемой отсрочки или освобождения на самом деле обуславливается неоднократными обжалованиями вынесенных решений призывных комиссий или подачей административных исковых заявлений в суды различных инстанций и попытками коммерческих организаций, направленными на поиски каких-либо заболеваний у граждан путем многочисленных обследований в медицинских учреждениях за счет клиента, затягиванием прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

По мнению ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан», указанная информация недопустима, поскольку прямо нарушает требования федерального закона, порочит честь и достоинство учреждения и Министерства обороны Российской Федерации в целом.

Согласно Приложению № 1 договору о возмездном оказании юридических услуг ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» оказывает Заказчику юридические услуги в рамках законодательных актов, регламентирующих мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Фотоизображение перечня услуг представлено ниже:

Таким образом, содержание распространяемой рекламы не соотносится с предметом договора, которым предусмотрены исключительно юридические услуги, и акцентирует внимание исключительно на услуге «освобождение» от армии.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует существенная информация о том, каким способом в данном случае оказывается помощь в освобождении от армии, в связи с чем, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кроме того, рассматриваемая реклама побуждает к совершению противоправных действий, что недопустимо в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 1 статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанная реклама формирует у аудитории потребителей данной рекламы, исключительно у лиц, подлежащих призыву и их родственников, отрицание к призыву на воинскую службу, создавая недостоверное впечатление, что призыва можно избежать, воспользовавшись услугами Общества. Указанному корреспондирует то обстоятельство, что деятельность общества, оказывающего данные услуги, направлена исключительно на отрицание призыва на воинскую службу.

При этом Комиссия считает, что данная реклама не адресована лицам которые в силу закона не подлежат призыву или имеют право на отсрочку или альтернативную службу, поскольку сама реклама на это не указывает, при том, что указанные лица обладают названным правом в силу закона, в то время, как реклама обращена именно к лицам, подлежащим призыву, т.е. к лицам, годным к воинской службе и не имеющих оснований для отсрочки или альтернативной службе.

Комиссия считает, что рассматриваемая реклама рекламирует юридические услуги, направленные на содействие лицам подлежащих призыву на воинскую службу в уклонении (избежание) (отрицанием обязательности призыва) от воинского призыва, путем введения их в заблуждение о наличии такой возможности, в отсутствие оснований, установленных ч. 5 ст. 1, ст. 23, 24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Кроме того, реклама ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» противоречит общественным интересам, принципам морали, подрывает усилия, направленные на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, поскольку означает, что при обращении к рекламодателю за услугой гражданин может избежать призыва на военную службу, т.е. уклониться от предусмотренной статьей 59 Конституции Российской Федерации обязанности (призыва на военную службу).

С учетом изложенного в контекстной рекламе юридических услуг по оказанию помощи призывникам, размещавшейся в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержатся нарушения пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушения пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

На момент рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА».

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России, по результатам рассмотрения материалов и представленных пояснений, приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «АДВ-сервис» нарушений Закона «О рекламе», в связи с чем прекращает производство по делу в отношении ООО «АДВ-сервис».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащими рекламы, распространенные ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» (ИНН 0268090311, ОГРН 1200200021427, юридический адрес: 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр-кт Ленина, влд 47Б) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - поисковой системе «Яндекс» с текстом: 1) Нужно получить военный билет? Поможем законно!...Работаем по договору. Консультация 0 Р. Сопровождение на всех этапах. Звоните!»; 2) Юридическая помощь призывникам в освобождении от армии…Более 10 лет на рынке юридической помощи призывникам. Договор. Поддержка. Опты 9 лет. Уфа. Стерлитамак. Казань…», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем признать ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА».

ООО «ЗАЩИТА ПРАВ ПРИЗЫВНИКА» выдать предписание об устранении нарушения Закона «О рекламе».

Производство по делу в отношении ООО «АДВ-сервис» (ИНН: 7810704382, ОГРН: 1177847285967, юридический адрес: 196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д. 16, лит П, пом. 4,6) прекратить.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

 

[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gotovnost-k-sluzhbe-v-armii-i-neustavnye-otnoshenija

[2] https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14545

Связанные организации

Связанные организации не указаны