Акт плановой выездной проверки №АЯ-06/7859 АКТ ПРОВЕРКИ № 14/06 от 30 июня 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/7859 от 30.06.2021

На основании приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26.05.2021 №01/144-пр и от 18.06.2021 №01/159-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан (422250, Республика Татарстан, Балтасинский район, поселок городского типа Балтаси, улица Ленина, 42, ОГРН: 1051658034988, ИНН: 1612005818).

Срок проведения проверки: с 01.06.2021 года по 30.06.2021 года включительно

Акт составлен членом инспекции, [должностное лицо] <…>

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

____________________________________________________________________

(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя)

Проверка проводилась инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Балтасинским районным Исполнительным комитетом Республики Татарстан.

Адрес проверяемой организации: 422250, Республика Татарстан, Балтасинский район, поселок городского типа Балтаси, улица Ленина, 42.

Место проведения проверки: 422250, Республика Татарстан, Балтасинский район, поселок городского типа Балтаси, улица Ленина, 42.

Инспекцией, проводившей проверку, были изучены документы и информация, предоставленные в соответствии с приказом Татарстанского УФАС России от 26.05.2021 №01/144-пр, а также требованием от 03.06.2021 исх. №АЯ-06/6738.

ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО

Балтасинский районный Исполнительный комитет Республики Татарстан (далее также – Исполнительный комитет) является органом местного самоуправления Балтасинского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.

Исполнительный комитет организует на территории Балтасинского муниципального района Республики Татарстан реализацию задач по решению вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Балтасинского муниципального района Республики Татарстан федеральными законами и законами Республики Татарстан, а также полномочий, переданных органами местного самоуправления поселений входящих в состав Балтасинского муниципального района Республики Татарстан, на основании соглашений.

Балтасинский районный Исполнительный комитет Республики Татарстан действует на основании Положения, утвержденного решением Балтасинского районного Совета Республики Татарстан от 16.09.2016 года №53.

Решением Балтасинского районного Совета Республики Татарстан от 24.11.2020 года №27 Руководителем Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан назначен Хайрутдинов Айдар Фоатович. 

Информация о количестве входящей, исходящей корреспонденции, постановлений, распоряжений Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан за период с 2018 по день начала проведения проверки представлена в следующей таблице.

 

Вид документа

2018 г.

2019 г.

2020 г.

на 06.2021

Распоряжения

178

219

230

100

Постановления

1455

997

403

193

Входящие

8301

9288

9936

4219

Исходящие

3310

3744

4009

1768

 

План-график закупок на 2020 год размещен 27.12.2019 г., план-график на 2021 год размещен 21.12.2020 г.

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществленных в 2019 году заказчиком размещен 24.03.2020 г., в 2020 году размещен 16.03.2021 г.

В 2019 году доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составила – 34,71%, в 2020 году составила 31,34%.

В ходе проведения контрольных мероприятий, Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам анализа деятельности Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан в сфере размещения наружной рекламы установлено следующее.

В силу части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее также – Закон о рекламе), органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Постановлением Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан №249 от 04.11.2017 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.

 В схеме определено точное место расположения каждой рекламной конструкции и настенных панно на территории Балтасинского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Схема применяется при распространении рекламы с использованием щитов, стендов, электронных табло и иных технических средств наружной рекламы, представляющих собой рекламные конструкции.

Схема применяется в отношении рекламных конструкций, расположенных на стенах и крышах зданий, конструктивных элементах сооружений и отдельно стоящих на территории, свободной застройки.

При использовании Схемы предметом регулирования являются вид и местоположение размещения рекламной конструкции.

В соответствии с Постановлением Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан №249 от 04.11.2017, на территории Балтасинского муниципального района Республики Татарстан предусмотрено размещение 5 рекламных конструкций, на территории пгт. Балтаси предусмотрено размещение 18 рекламных конструкций и 1 настенного панно.

В ходе проведения плановой проверки Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был составлен акт фиксации №1 от 10 июня 2021 года рекламных конструкций, расположенных на территории пгт. Балтаси Балтасинского муниципального района Республики Татарстан, являющийся приложением к настоящему акту проверки.

В ходе плановой проверки Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Инспекцией выявлены следующие признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при размещении рекламных конструкций (далее информация представлена в соответствии с Актом фиксации №1 от 10 июня 2021 г.):

Приложение №1 - рекламная конструкция расположена по адресу: Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный район, пгт. Балтаси на пересечении ул. Ленина и ул. Энергетиков. В схеме размещения рекламных конструкций указанное местрасположение обозначено. Рекламная конструкция установлена без соотвествующего разрешения Исполнительного комитета. Исполнительный комитет не предоставил действующий договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

Приложение №2 – рекламная конструкция расположена по адресу: Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный район, пгт. Балтаси на пересечении ул. Ленина и ул. Мусы Джалиля. Данная рекламная конструкция отсутствует в схеме размещения, разрешение на установку рекламной конструкции также отсутствует. Исполнительный комитет не предоставил действующий договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

Приложение №3 – рекламная конструкция расположена по адресу: Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный район, пгт. Балтаси, около дома по ул. Советская 1. Данная реклмная конструкция отсутствует в схеме размещения, разрешение на установку рекламной конструкции также отсутствует.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Согласно статье 4 Закона о рекламе, отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности – торги, и не содержит каких-либо исключений.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе, к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе, разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, по смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия.

Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.

Согласно статьи 72 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на данной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами посредством позволения размещения рекламной конструкции без проведения торгов и без выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Необходимо отметить, что рынок размещения наружной рекламы на территории Балтасинского муниципального района Республики Татарстан является конкурентным.

Имеющиеся в распоряжении антимонопольного органа документы и сведения подтверждают, что в результате бездействия Исполнительного комитета недобросовестные хозяйствующие субъекты эксплуатируют рекламные конструкции в целях осуществления предпринимательской деятельности, что не может не влиять негативным образом на конкуренцию.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в торгах.

Таким образом, непроведение торгов на установку и размещение рекламных конструкций и отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций позволяют сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли Балтасинского муниципального района. Исполнительным комитетом не предпринимаются меры устранения выявленных фактов нарушения.

Таким образом, размещение рекламных конструкций в местах, непредусмотренных схемой, и отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций позволяют сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли Балтасинского муниципального района Республики Татарстан. Исполнительным комитетом Балтасинского муниципального района Республики Татарстан не в должной мере осуществляется контроль за размещением рекламных конструкций, не предпринимаются меры об устранении выявленных фактов нарушения.

На основании вышеизложенного, Инспекция приходит к выводу о наличии в бездействии Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части отсутствия контроля за размещением рекламных конструкций на территории Балтасинского муниципального района Республики Татарстан, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам анализа деятельности Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан в сфере размещения нестационарных торговых объектов (далее также – НТО) установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.200 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ.)

Постановлением Исполнительного комитета Балтасинского городского поселения Балтасинского муниципального района Республики Татарстан от 11 мая 2017 года №9 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Поселок городского типа Балтаси» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно утвержденной схеме размещения НТО на территории муниципального образования «Поселок городского типа Балтаси», предусмотрено размещение НТО в трех точках:

- Торговая палатка, прилегающая территория к Халяльному агропромышленному парку «Балтач», расположенная по адресу пгт. Балтаси, ул. Полевая, д.1;

- Торговая палатка, прилегающая территория к Хлебокомбината ПО «Хлеб», расположенная по адресу пгт. Балтаси, ул. Ленина, д.132;

- Торговая палатка, прилегающая территория к торговому рынку ИП Заляевой В.З., расположенная по адресу пгт. Балтаси, ул. Наримана, д.19б.

В ходе проведения плановой проверки Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был составлен акт фиксации №2 от 10 июня 2021 года НТО, расположенных на территории пгт. Балтаси Балтасинского муниципального района Республики Татарстан, являющийся приложением к настоящему акту проверки.

В ходе плановой проверки Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Инспекцией выявлены следующие признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при размещении НТО (далее информация представлена в соответствии с Актом фиксации №2 от 10 июня 2021 г.):

Приложение №1 - НТО расположен по адресу: Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный район, пгт. Балтаси, ул. Школьная. Данный НТО отсутствует в схеме размещения. Исполнительный комитет не предоставил действующий договор на размещение НТО;

Приложение №2 – НТО расположен по адресу: Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный район, пгт. Балтаси, ул. Ленина. Данный НТО отсутствует в схеме размещения. Исполнительный комитет не предоставил действующий договор на размещение НТО.

Таким образом, указанные в Акте фиксации №2 от 10 июня 2021 г. нестационарные торговые объекты размещены на муниципальной земле без проведения торгов, без разрешительной документации Исполнительного комитета.

Вместе с тем непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно этому принципу, регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, использование земельного участка под хозяйственную деятельность без разрешительной документации, без подписания договора в отношении земельного участка нарушает антимонопольное законодательство, так как неизвестные лица используют в своей предпринимательской деятельности муниципальный земельный участок без разрешительных документов и заключенного договора в отношении земельного участка, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том ее виде, в каком это требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Таким образом, под муниципальным контролем подразумевается работа местных органов власти по организации и исполнению в рамках данного территориального образования контроля за соблюдением физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями правил землепользования, зафиксированных положениями местных нормативных актов.

Муниципальное законодательство предусматривает необходимость исполнения предписаний действующих нормативных актов, разработки и проведения надлежащих проверок в отношении землепользования, а также устанавливают определенный орган, в компетенцию которого входит реализация указанных норм.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, бездействие Исполнительного комитета содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части отсутствия надлежащего контроля за размещением нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны, что привело или может привести к ограничению конкуренции.

Инспекцией Татарстанского УФАС России в ходе проведения проверочных мероприятий было установлено следующее.

20 июня 2019 года между Исполнительным комитетом и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) был заключен договор на возмещение затрат №б/н.

Предмет договора – возмещение ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) затрат на организацию выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани от суммы понесенных ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) затрат.

Цена договора – 936 600 рублей.

27 сентября 2019 года рабочей комиссией в составе руководителя Балтасинского РИК РТ <…> и директора ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) <…> по результатам осмотра объекта – Организация выставки в республиканском национальном празднике «Сабантуй» на территории г. Казани –был составлен Акт рабочей комиссии и принято решение принять объект в эксплуатацию.

В декабре 2019 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и Исполнительным комитетом было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансфера из бюджета Республики Татарстан местному бюджету муниципального района Республики Татарстан №2.

Предмет соглашения – предоставление из бюджета Республики Татарстан в 2019 году бюджету Балтасинского муниципального района Республики Татарстан иного межбюджетного трансфера на организацию и проведение Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории г. Казани.

30 декабря 2019 года на основании платежного поручения Счет №132 от 30 декабря 2020 года Исполнительным комитетом была произведена оплата работ по организации выставки в Республиканском национальном празднике «Сабантуй» в г. Казани.

Инспекцией было установлено, что договор на выполнение работ по организации выставки в республиканском национальном празднике «Сабантуй» на территории г. Казани был заключен без проведения конкурсных процедур, что недопустимо в соответствии с действующим законодательством.

Обязательства по выполнению работ, связанных организацией выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, носят возмездный характер – подрядная организация выполняет соответствующие работы (услуги), а орган местного самоуправления их оплачивает. Возникшие правоотношения с ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) являются возмездными и носят гражданско-правовой характер, а полученная по ним от органа местного самоуправления денежная сумма фактически является оплатой за выполненные работы (оказанные услуги). Данный факт является нарушением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности пункта 1 статьи 78, в соответствии с которым субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь по компенсации затрат на определенную деятельность, признанную публичным образованием значимой (например, поддержка сельхозпроизводителей).

Вместе с тем, в рассматриваемом случае возмещение затрат, возникших в результате оказания услуг по организации выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, фактически являлось оплатой со стороны органа местного самоуправления оказанных для муниципальных нужд, услуг конкретному хозяйствующему субъекту.

Понятие муниципальной нужды раскрывалось в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действовавшего до 01.01.2014) и понималось как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. По смыслу Закона №44-ФЗ, регулирующего отношения в сфере закупок с 01.01.2014, понятие муниципальной нужды не изменилось и в настоящее время понимается аналогичным образом.

В связи с вышеизложенным, услуги выполнялись ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) по заказу Балтасинского муниципального района для муниципальных нужд, результаты оказанных услуг потреблялись неограниченным количеством лиц и контролировались органом местного самоуправления.

Вместе с тем, осуществление закупок для муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе).

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу пункта 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пункт 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); запрос котировок; запрос предложений.

Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Законодательство Российской Федерации связывает понятие муниципальных нужд непосредственно с решением вопросов местного значения, следовательно, к данным правоотношениям в обязательном порядке должны применяться конкурсные процедуры с целью соблюдения обеспечения единства экономического пространства на территории муниципального образования, эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в конкурентных процедурах отбора исполнителя работ и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Таким образом, организация выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани является муниципальной нуждой, финансируется из муниципального бюджета, а, следовательно, ее удовлетворение может быть осуществлено только путем проведения торгов в соответствии с Законом о контрактной системе.

Несоблюдение указанного в Законе о контрактной системе порядка осуществления закупок для муниципальных нужд является нарушением названного Федерального закона, а также может привести к устранению конкуренция среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Необходимо отметить, что непроведение аукциона, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.

Исполнительный комитет, предоставив из бюджета муниципального образования субсидию на возмещение затрат, связанных с организацией выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, без учета проведения процедур, предусмотренных Закона о контрактной системе, создал реальную возможность для предоставления необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту (ООО «Водстрой»).

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В то же время Исполнительный комитет не представил муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий случаи и порядок предоставления субсидий, на основании которого Исполнительный комитет представил субсидию ООО «Водстрой» на организацию выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани.

Невозможность проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, не может являться основанием для предоставления ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) необоснованных преимуществ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами путем определения общества в качестве единственного исполнителя услуг для удовлетворения муниципальных нужд.

По мнению Инспекции, действия Исполнительного комитета и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) фактически направлены на ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов к товарному рынку по организации и проведению культурно-массовых мероприятий.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и иных федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Исполнительного комитета и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) имеются признаки нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.

Инспекцией Татарстанского УФАС России в ходе проведения анализа нормативных правовых актом Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан было установлено следующие.

Инспекцией установлено, что Исполнительный комитет принял постановление №339 от 27 ноября 2020 года «Об утверждении Дорожной карты предоставления в аренду ООО «Благоустройство» земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 площадью 10,8 га, находящегося в собственности МО «Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан», в целях размещения объектов специальной деятельности (полигон ТБО).

Согласно пункту 1 указанного постановления Исполнительный комитет постановил утвердить Дорожную карту предоставления в установленном законом порядке в аренду ООО «Благоустройство» земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 площадью 10,8 га, находящегося в собственности МО «Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан», в целях размещения объектов специальной деятельности (полигон ТБО) согласно Приложению.

Дорожной картой предоставления в аренду ООО «Благоустройство» земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 площадью 10,8 га, находящегося в собственности МО «Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан», в целях размещения объектов специальной деятельности (полигон ТБО) предусмотрены мероприятия по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 ООО «Благоустройство».

Согласно указанной Дорожной карте, 24 ноября 2021 года предполагается предоставление земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 в аренду ООО «Благоустройство».

Действия Исполнительного комитета по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 ООО «Благоустройство» способны привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Пунктом 2 указанной статьи установлены случаи, при которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду без проведения торгов. Указанной нормой не установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения полигона ТБО может быть предоставлен без торгов.

Реализация права хозяйствующих субъектов и граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления.

Следовательно, одним из основных условий предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при передачи муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.

Необходимо отметить, что непроведение аукциона, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба неоднократно указывала на то, что действия органов государственной власти и органов местного самоуправления по заключению договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в «обход» обязательных процедур торгов или иных конкурентных способов определения поставщика приводят к недопущению, устранению, ограничению конкуренции и рассматриваются в практике антимонопольных органов в качестве нарушений статьи 15 или статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данная позиция основана, в том числе, на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 №8799/11 по делу №А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 №307КГ15-1408 о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Соответственно, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов без законных на то оснований нарушает принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могли проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В связи с изложенным, предоставление земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 ООО «Благоустройство» без проведения торгов приведёт к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Извещение №0111300004521000005 от 27.05.2021г. на предмет: «Капитальный ремонт скотомогильника н.п. Верхний Шубан Балтасинского муниципального района Республики Татарстан».

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В техническом задании на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту скотомогильника в с. Верхний Шубан Балтасинского муниципального района Республики Татарстан заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ:

 

№ пп

Наименование

Ед. изм.

Общее
кол-во

 
 

1

3

4

5

 

1

Битумы нефтяные строительные марки: БН-90/10, температура размягчения 90-105 100 °С, растяжимость (дуктильность) при 25°С не менее 1 см, растворимость, не менее 99,5%, температура вспышки, не ниже 240 °С

т

0,0237

 

2

Мастика битумная кровельная горячая, марка МБК-Г-100, температура размягчения 100 °С, максимальная глубина проникания иглы сечением 0,1 мм под грузом массой 100 г при температуре покрытия 25°C – 40мм. ГОСТ 2889-80

т

0,3552

 

3

Керосин для технических целей марок КТ-1, КТ-2

т

0,0355

 

4

Кислород технический: газообразный, сорт 1, Объемная доля кислорода, %, не менее 99,7

м3

0,7147

 

5

Пропан-бутан, смесь техническая, массовая доля бутиленов и бутанов не более 60%

кг

0,2145

 

6

Электроды диаметром: 4 мм Э42, длина не более 450 мм

т

0,0002

 

….

 

25

Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс наружный диаметр 108 мм, толщина стенки 4 мм, Временное сопротивление по разрыву, не менее 34 кгс/мм2. ГОСТ 10704-91 и ГОСТ 10705-80

м

5,4

 

 

В соответствии с разделом 1.4. «Порядок подачи заявок участником закупки, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» аукционной документации заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Кроме того, в разделе 2.11 «Форма предложения о выполнении работ» в комментариях заказчиком также указано следующее: «Обращаем ваше внимание, что участникам закупки в обязательном порядке необходимо указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указать товарный знак (при наличии)».

Вместе с тем, Инспекция отмечает, что с 01.01.2020г. вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно «согласия» при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.

Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг.

Указанные в техническом задании материалы (битумы нефтяные строительные, мастика битумная, электроды, бетон, раствор, сталь листовая, профнастил, краски масляные и т.д.) не передаются заказчику, а используются при выполнении работ по капитальному ремонту.

Учитывая, что техническим заданием документации об аукционе установлены требования к используемому товару при выполнении работ заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в аукционе.

При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, заказчик должен устанавливать требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ по ремонту.

Вышеуказанные действия заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение выявлено по закупкам №0111300004521000006, 0111300004520000025.

Извещение №0111300004520000053 от 07.12.2020г. на предмет: «Выполнение регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальному маршруту по регулируемым тарифам в Балтасинском муниципальном районе».

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Предметом закупки является выполнение регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальному маршруту по регулируемым тарифам в Балтасинском муниципальном районе.

В соответствии с техническим заданием заказчиком установлены требования к перевозчику, в том числе о наличии лицензии на осуществление деятельности  по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); на основании  Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления  Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) по виду деятельности: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении».

Разделом 1.4 «Порядок подачи заявок участником закупки, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) декларацию о соответствии участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным пунктами 2-7 Раздела 1.5. настоящей документации и части 1.1 или 1.2 Раздела 1.6.1 настоящей документации (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона в электронной форме заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Таким образом, в требованиях к составу второй части заявки на участие заказчиком не установлено о предоставлении копии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение выявлено по закупке №0111300004521000002.

            Извещение №0111300004520000048 от 01.12.2021г. на предмет: «Поставка бензина АИ-92 для Балтасинского районного исполнительного комитета Республики Татарстан».

Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 (редакция №2 от 02.08.2019г., начало действия – 14.08.2019г.) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Согласно извещению о проведении закупки № 0111300004520000048, а также аукционной документации заказчиком установлено преимущество в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Следовательно, при установлении ответственности сторон в рассматриваемой закупке заказчик должен был руководствоваться Пунктом 4 Правил.

Вместе с тем, пунктом 6.1.1 проекта контракта установлено следующее:

6.1.1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа составляет:

а) 10 процентов цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Таким образом, заказчиком установлены размеры ответственности в соответствии с пунктом 3 Правил, а, следовательно, установлены неверные размеры штрафов при проведении закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Заказчиком нарушены требования части 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Аналогичное нарушение установлено по закупке №0111300004520000035.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о защите конкуренции документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Вместе с тем, в документации заказчика установлен недействующий стандарт соответствия:

ГОСТ 305-82. «Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное. Технические условия» – документ утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 № 1871-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 305-2013.

Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной в отношении Исполнительного комитета Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан выявлены:

признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части отсутствия контроля за размещением рекламных конструкций на территории Балтасинского муниципального района Республики Татарстан, что привело или могло привести к ограничению конкуренции;

признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части отсутствия надлежащего контроля за размещением нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны, что привело или может привести к ограничению конкуренции;

признаки нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции;

признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 ООО «Благоустройство» без проведения торгов;

нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и нарушение часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении закупки: извещение №0111300004521000005, №0111300004521000006, 0111300004520000025;

нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении закупки: извещение №0111300004520000053, №0111300004521000002;

нарушение требований части 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 при проведении закупки: извещение №0111300004520000048, №0111300004520000035, а также нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Запись в журнале учета проверок юридического лица внесена.

________________________________________________________________________

(подпись проверяющего)                                      (подпись уполномоченного представителя, проверяемого)

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Приложение:

- Акт фиксации №1 на 7 листах.

- Акт фиксации №2 на 5 листах.

Акт составлен в 2-х экземплярах на 26 листах.

С актом проверки ознакомлен, 2-ой экземпляр акта вместе с приложением на ___ листах получен:

___________________/__________________________________

(подпись, уполномоченного представителя юридического лица, должность, Ф.И.О.)

Связанные организации

Связанные организации не указаны