Определение №АР-05/13126 Определение о назначении дела №016/01/10-1611/2023 о нарушен... от 11 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/13126 от 11.12.2023 г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В рамках реализации своих функций и целей административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых – недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее — Положение) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) письмами из прокуратуры Республики Татарстан поступили обращения <…>  (исх. №7-р-11771-23/13003 от 11.08.2023г., вх. № 8361 от 14.08.2023г.), <…> (исх. № 7-р-12039-23/13069 от 17.08.2023г., вх. № 8568 от 18.08.2023г.) и <…> (исх. № 7-р-12514-23/13824 от 28.08.2023г., вх. № 9014 от 29.08.2023г.) по вопросу нарушения ООО «УК «ПЖКХ» антимонопольного законодательства.

Как следует из указанных обращений, ООО «УК «ПЖКХ» в апреле 2023 года начислило плату за услугу «по обращению с ТКО» с 2020 года. При том, что на территории д. Змеево, Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, отсутствует контейнерная площадка для накопления ТКО, как следствие, услуга «по обращению с ТКО» региональным оператором не оказывается.

По результатам изучения представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Деревня Змеево входит в состав «Ленино-Кокушкинского сельского поселения» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно информации заявителя, Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, а также ООО «УК «ПЖКХ», контейнерные площадки на территории д. Змеево отсутствуют.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что места накопления ТКО в д. Змеево отсутствуют.

Согласно информации регионального оператора, в д. Змеево начисления по услуге «обращение с ТКО» производится по 31 лицевому счету.

Согласно представленным сведениям о дате, с которой ООО «УК «ПЖКХ» начало выставлять жителям д. Змеево счета об оплате услуг по обращению с ТКО и о периоде начисления, установлено, что счета об оплате услуг по обращению с ТКО с доначислениями выставлены региональным оператором 01.03.2023г. (31 платеж) за период с 01.01.2020г. (30 платежей), с 01.07.2021 г. (1 платеж).

Факт того, что региональный оператор не оказывает услугу «по обращению с ТКО» из д. Змеево, подтверждается маршрутным журналом по транспортированию ТКО.

Из предоставленных ООО «УК «ПЖКХ» пояснений следует, что «сбор и вывоз ТКО на территории Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан осуществляется бестарным и тарным способом. Жители д. Змеево не лишены возможности складировать ТКО по ближайшим адресам: Пестречинский район, д. Черемышево (бестарный способ), Пестречинский район д. Салкын-Чишма, ул. Нариманова, д. 8 (бестарный способ), Пестречинский район, с. Ленино-Кокушкино, ул. Гагарина, д. 8 (тарный способ…

…Вывоз ТКО на территории Ленино-Кокушкинского сельского поселения осуществляется согласно графику в установленном порядке: с. Ленино-Кокушкино, ул. Гагарина, д.8 – ежедневно, д. Черемышево – еженедельно в пятницу, д. Салкын-Чишма – еженедельно в пятницу».

Таким образом, позиция ООО «УК «ПЖКХ» относительно правомерности выставления жителям д. Змеево платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО основывается на том, что жители д. Змеево в отсутствие места (площадки) накопления ТКО в их деревне не лишены возможности пользоваться иными местами (площадками) накопления ТКО, находящимися при этом на значительном расстоянии от их домовладений. Поэтому, как следует из информационного сообщения в квитанциях жителей деревни, ООО «УК «ПЖКХ» начислило им плату за услугу по обращению с ТКО, произведя при этом доначисления за период с 01.01.2020 года.

Однако, антимонопольный орган не может согласиться с указанной позицией Общества на основании следующего.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-Ф «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).

Одновременно, как указано в п.2 ст.24.6 Закона об отходах производства и потребления, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 г (далее - Правила № 1156).

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Соглашение № 72 об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (далее – соглашение), в том числе на территории Пестречинского муниципального района, заключено 09.11.2018 Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан с ООО «УК «ПЖКХ».

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» является региональным оператором в Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06 мая 2011 года (далее – Правила № 354), услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой.

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Правила № 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (абз. 1 пункт 1 Правил № 1156).

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (абз. 2 пункта 4 Правил № 1156).

Вместе с тем, как следует из фактических обстоятельств рассматриваемой ситуации, в д. Змеево сбор и вывоз твердых коммунальных отходов не организован, контейнерная площадка на момент рассмотрения обращения отсутствует.

Таким образом, услуга по обращению с ТКО со стороны ООО «УК «ПЖКХ» жителями д. Змеево не была оказана по причине невозможности оказания такой услуги из-за отсутствия созданных условий её оказания, соответствующих законодательству Российской Федерации.

Как указано в пункте 9 Правил №1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. (пункт 10 Правил №1156).

Однако, в д. Змеево места накопления ТКО отсутствуют, сбор ТКО ни одним из перечисленных выше способов, в том числе в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, не организован.

Региональный оператор данное обстоятельство не отрицает, указывает, что сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется с контейнерной площадки из с. Ленино-Кокушкино, а также мешочным сбором из д. Черемышево, д. Салкын-Чишма.

Татарстанское УФАС России отмечает, что расстояние от д. Змеево:

- до ближайшей контейнерной площадки с. Ленино-Кокушкино составляет 6,1 км;

- до д. Черемышево составляет 3,6 км;

- до д. Салкын-Чишма составляет 3,5 км.

Согласно пояснениям ООО «УК «ПЖКХ» «…согласно пункту 3 Правил обустройства № 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Следовательно, региональный оператор ООО «УК «ПЖКХ» не несет обязанности по строительству, оборудованию и санитарному содержанию мест (площадок) накопления ТКО и прилегающей территории».

В силу абз. 2, 3 п. 17 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, непосредственно само ООО «УК «ПЖКХ» могло инициировать размещение контейнерной площадки в д. Змеево.

Исходя из фактических обстоятельств рассматриваемой ситуации, региональный оператор, обладая информацией о том, что фактически из населенного пункта как таковой вывоз мусора невозможен, произвёл доначисления жителям д. Змеево с 01.01.2020г.

Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено право жителей д. Змеево получать услуги, связанные с ТКО, у другого регионального оператора, не входящих в Западную зону деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ», пользуясь доминирующим положением регионального оператора в Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, произвело начисление платы за услугу по обращению с ТКО, в том числе доначисления денежных средств за услугу по обращению с ТКО жителям д. Змеево Пестречинского муниципального района Республики Татарстан с 01.01.2020 года, при этом не произведя затрат на оказания такой услуги в данном населенном пункте, получив тем самым необоснованное обогащение за счет жителей деревни.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указано, что Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14 ноября 2022 г. №304-ЭС22-12944 по делу № А75-7519/2021, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Законом об отходах производства и потребления в преамбуле определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления и пунктов 9, 13 Правил № 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354) в пункте 17 приложения №1 установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления.

Соответственно позиция о том, что в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для конкретного населенного пункта, жители данного населенного пункта могут складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, не может быть поддержана, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда.

Оценив описанные выше фактические обстоятельства, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что Общество, используя свое доминирующее положение, а также учитывая, что потребители в рассматриваемых правоотношениях являются юридически слабой стороной, не обладающей специальными познаниями, имеет возможность начислять плату за не оказанные услуги, получая тем самым, необоснованные преимущества.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России № 01/224-к от 24.11.2023г. и создана Комиссия по рассмотрению дела №016/01/10-1611/2023 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном выставлении жителям д. Змеево Пестречинского района Республики Татарстан счетов на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 года.

Руководствуясь частями 13, 14 и 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №016/01/10-1379/2023 к рассмотрению на 18 января 2024 года в 13 часов 30 минут по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1611/2023 в качестве ответчика ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН: 1660274803, 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родины, д. 8, оф. 10).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1611/2023 в качестве заявителя <…> (<…>).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1611/2023 в качестве заявителя <…>  (<…>).

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1611/2023 в качестве заявителя <…> (<…>).

6. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1611/2023 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Исполнительный комитет Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

7. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «УК «ПЖКХ» в срок до 11 января 2024 года представить следующую информацию:

7.1. Письменные пояснения с нормативно правовым-обоснованием по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном выставлении жителям д. Змеево Пестречинского района Республики Татарстан счетов на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 года.

7.2. Информацию о перерасчете за услугу «обращение с ТКО» жителям д. Змеево с приложением копии обращений жителей д. Змеево, копии ответа регионального оператора, суммы перерасчета, информацию направить в виде следующей таблицы:

Улица

Дом

Сумма, выставленная региональным оператором за услугу по «обращению с ТКО», руб.

Сумма, выставленная региональным оператором за услугу по «обращению с ТКО», с учетом перерасчета, руб.

Сумма, которая была оплачена потребителем за услугу по «обращению с ТКО», руб.

 

 

 

8. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Исполнительному комитету Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в срок до 11 января 2024 года представить в адрес Татарстанского УФАС России

8.1. Пояснения по существу рассматриваемого дела № 016/01/10-1611/2023.

8.2. Сведения о количестве жилых домов в разрезе населенных пунктов Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в динамике с 2019г. по дату получения настоящего определения.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Разъясняю, что согласно статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка законных представителей участников по делу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела № 016/01/10-1611/2023 в Татарстанском УФАС России обязательна.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны