Решение №04-04/12672 Решение по делу №016/07/18.1-1296/2019 от 26 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/12672 от 26.08.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика: <…>. (по доверенности), <…> (по доверенности), в отсутсвие представителей заявителя о времени и месте рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «ЭКОЭНЕРГО» (вх. №13033/ж от 12.08.2019г.) на действия заказчика АО «Альметьевские тепловые сети» при проведении закупки №31908182240 на предмет: «поставка химического реагента Амината КО-4 (1316356)»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки №31908182240 размещено в Единой информационной системе 08.08.2019 года.

Способ проведения закупки: Открытый запрос предложений (в электронной форме).

Заказчик –     АО «АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ».

Начальная (максимальная) цена контракта —     2 914 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, а именно, неправомерны требования Заказчика об установлении запрета на поставку аналагов (эквивалениа) химического реагента Амината КО-4.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Альметьевские тепловые сети» (далее – Положение), утвержденным Протоколом заседания Совета директоров АО «АПТС» №9 от 01.05.2019г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, а именно:

- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с положениями части 6.1 статьи Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Предметом рассматриваемой закупки является поставка химического реагента Амината КО-4 (1316356).

В соответствии с требьованиями раздела 2.7 «Установление требований к продукции» Положения пунктом 2.7.3. предусмотрено, что Заказчик вправе не указывать слова «или аналог» («или эквивалент») в следубщих случаях:

2.7.3.1. при закупке запасных частей или расходных материалов для оборудования,находящегося на гарантии, и если использование именно таких запасных частей или расходных материалов предусмотрено условиями гарантии, конструкторской и проектной документацией, технической эксплуатационной документацией завода изготовителя;

2.7.3.2. при закупке товаров, являющегося составной частью товара, закупленного ранее и используемого заказчиком;

2.7.3.3. если закупаемые товары являются серийно выпускаемыми несколькими производителями однотипных товаров;

2.7.3.4. если при закупке товаров конкретной марки, конкретного товарного знака, конкретной страны происхождения товара существует функционирующий рынок;

2.7.3.5. если закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми заказчиком, и при этом уже используемые товары несовместимы с товарами других товарных знаков, при этом обоснование такого решения указывается в документации процедуры закупки;

2.7.3.6. в случаях стандартизации (унификации) закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг, определенных распорядительными документами Общества, при этом ссылки на такие документы указываются в документации процедуры закупки.

Собственником тепловых энергоустановок,  для которых производится закупка химического реагента Аминат КО-4 является ПАО «Татнефть». Согласно заключенного договора на эксплуатацию тепловых энергоустановок на объектах ПАО «Татнефть» в период комплексного опробования №008/13/16/0002/316/40 от 01.08.2018г. (далее – Договор) п. 1.1. Договора АО «АПТС» оказывает услуги по эксплуатации ТЭУ «Восточно-Шешминкинская».

В соответствии с дополнительным соглашением №2 к Договору от 30.06.2019г. АО «АПТС» дополнительно оказывает услуги по эксплуатации ТЭУ «Дымная», ТЭУ «Морозная», ТЭУ «Подлесная».

В соответствии с п. 2.4. при оказании услуг по Договору Исполнитель (АО «АПТС») обеспечивает соблюдение правил промышленной и пожарной безопасности, правил технической эксплуатации ТЭУ и профильных регламентирующих документов. В соответствии с п. 5.1.11 Договора исполнитель несет материальную ответственность за порчу ТЭУ. Согласно п.5.1.22 Договора Исполнитель несет все расходы по ремонту и восстановлению поврежденных во время оказания услуг существующих объектов, близлежащих трубопроводов и прочее.

 Согласно приложения «Режимная карта» по эксплуатации блока дозации едкого натра БМКУ 50 зав.№3, котельная Восточно-Шешминкинская» к «Техническому отчету по наладке водоподготовительного оборудования БМКУ 50 зав.№3, котельная Восточно-Шешминкинская», срок действия которого 3 года, п. 4.1 тип реагент применяемый на данной установке должен быть Аминат КО-4 ТУ 2149-099-17965829-2013.

В паспорте, руководстве по эксплуатации 55.31.00.00.00-ПС блочно-модульной котельной БМКУ-25 раздел 2 (стр.7) указано, что для дополнительной подготовки химически очищенной воды подаваемой от УППДВ (деминерализованной), либо речной, надлежащего качества, используются дозируемые химические реагенты – станция дозирования фосфатов (Аминат КО-4). В паспорте, руководстве по эксплуатации 55.30.00.00.00-ПС блочно-модульной котельной БМКУ-50 раздел 2 (стр.7) также указано, что для дополнительной подготовки химически очищенной воды подаваемой от УППДВ (деминерализованной), либо речной, надлежащего качества, используются дозируемые химические реагенты – станция дозирования фосфатов (Аминат КО-4). БМКУ-25 и БМКУ-50 находятся в составе котельная «Дымная», что подтверждается проектной документацией котельной «Дымная» №2082-3200-ЕН-2-ПЗ.

Таким образом, в соответствии с условиями договора №008/13/16/0002/316/40 от 01.08.2018г., в целях исполнения АО «АПТС» обязательств по заключенному договору с ПАО «Татнефть» проводит закупку в электронной форме на поставку химического реагента Амината КО-4.

В соответствии с аб.9 п. 10 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением федерального закона от 8.07.2011 №223-ФЗ, утвержденного Президиумом верховного суда РФ 16.05.2018г. указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.

Согласно акта оценки состояния оборудования №16 от 04.06.2019, представленного в ходе заседания комиссии, при эксплуатации котельного и тепло-сетевого оборудования квартальной котельной №41, принадлежащей АО «АПТС» на праве собственности, с целью защиты оборудования от коррозионного воздействия и отложений солей, с 2009 года применяется коррекционная обработка воды реагентом «Эктоскейл 450-1» в контур центрального отопления и в контур горячего водоснабжения. С целью анализа воздействия, данного химреагента на внутренние поверхности оборудования были вырезаны участки трубопроводов, что подстверждается представленными фотографиями участка трубопровода.

Согласно пояснениям Закачика, в результате было установлено, что заявленные (паспортные) свойства реагента «Эктоскейл 450-1», а именно образование защитной пленки, изменение структуры ранее сформировавшихся отложений с последующим удалением из системы не обеспечены и  применение реагента «Эктоскейл 450-1» в дальнейшей эксплуатации - нецелесообразно. Ввиду возможного нанесения вреда дорогостоящему теплотехническому оборудованию аналоги Амината КО-4 не рассматриваются.

Кроме того, согласно паспорта, руководства по эксплуатации 55.31.00.00.00-ПС блочно-модульной котельной БМКУ-25 и паспорта, руководства по эксплуатации 55.30.00.00.00-ПС блочно-модульной котельной БМКУ-50 раздел 12 изготовитель гарантирует нормальную работу котельной установки в течение 18 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, но не более 24 месяцев со дня отгрузки котельной установки с предприятия-изготовителя, при соблюдении потребителем условий хранения, транспортирования, монтажа и эксплуатации, предусмотренных настоящим руководством. Датой ввода в эксплуатацию является дата заключения договора 01.08.2018.

Таким образом, нарушая условия эксплуатации ТЭУ при закупке и использовании эквивалентного товара АО «АПТС» будут сняты гарантийные обязательства изготовителя на дорогостоящее оборудование, что приведет к снижению возможной выгоды заказчика при закупки аналога.

В части причин первоначального проведения закупки на поставку реагента с возможностью поставки аналога Заказчиками было пояснено следующее.

Заказчиком 16.07.2019 была объявлена закупочная процедура №31908101801 на поставку 12 химических реагентов.

17.07.2019 от ООО «Экоэнерго» направлено письмо №22-140 в АО «АПТС» о продлении сроков окончания подачи заявок по процедуре №31908101801 до 31.07.2019. В чем было отказано в связи с отсутствием оснований.

Далее данная закупочная процедура была отменена АО «АПТС» по причине отсутствия необходимости поставки данных химических реагентов в связи с изменением их количества.

Количество закупаемых реагентов изменилось следующим образом:

Наименование

Количество в закупке №31908101801

Количество в закупках №31908182240 и 31908182544

Аква-Аурат-18

6800

7000

Аминат КО-4

22400

23500

Гидрохлорид натрия

52880

58800

Кислота серная техническая

1000

1500

Сульфит натрия

316400

320000

Тринатрий фосфат

200

300

 

По результатам анализа закупочной документации Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика обоснованы и осуществлены в соответствии с требованиями закупочной документации и не противоречат положениям Закона о закупках.

Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЭКОЭНЕРГО» (вх. №13033/ж от 12.08.2019г.) на действия заказчика АО «Альметьевские тепловые сети»  при проведении закупки №31908182240 на предмет: «поставка химического реагента Амината КО-4 (1316356)», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны