Решение №АР-05/8727 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/10-429/2022 в отношении АО "Татэнерг... от 11 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №016/01/10-429/2022

Исх. АР-05/8727 от 11.07.2022 года

Резолютивная часть решения оглашена: «23» июня 2022 года

В полном объеме решение изготовлено: «07» июля 2022 года

г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, каб. 217

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: - <…> – [должностное лицо];

Члены комиссии: - <…> – [должностное лицо];

- <…> – [должностное лицо],

рассмотрев дело №016/01/10-429/2022 по признакам нарушения АО «Татэнергосбыт» (ИНН: 1657082308, КПП: 165901001, ОГРН: 1091690003481, Дата присвоения ОГРН: 01.02.2009, 420059, РТ, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 110В) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28.09.2021 №01/264-пр «О проведении плановой выездной и документарной проверки» в отношении акционерного общества «Татэнергосбыт» (далее по тексту - АО «Татэнергосбыт») (420059, г.Казань, ул. Павлюхина д.110В ИНН: 1657082308, КПП: 165901001) проведена проверка на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

В ходе проведения плановой выездной и документарной проверки в рамках предоставленных полномочий Татарстанским УФАС России были выявлены признаки нарушения АО «Татэнергосбыт» (ИНН 1657082308) антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении платы за электроэнергию по нерегулируемой цене, а не по тарифу предусмотренного для населения.

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 05.03.2022 №02/56-к о возбуждении дела №016/01/10-429/2022 в отношении АО «Татэнергосбыт» (ИНН:1657082308) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с Постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан №62 от 19.10.2006 «О присвоении статуса и определении границ зон деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Татэнергосбыт»», границы зон деятельности ОАО «Татэнергосбыт» как гарантирующего поставщика определены в пределах административной границы Республики Татарстан, за исключением границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт».

Решением Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет Рынка» от 16.12.2016 АО «Оборонэнергосбыт» лишено статуса субъекта оптового рынка, исключено из реестра субъектов оптового рынка и лишено права на участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке.

С 01.01.2017 приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2016 №1399 «Об утрате статуса гарантирующего поставщика» АО «Оборонэнергосбыт» утратило статус гарантирующего поставщика.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1399 «Об утрате статуса гарантирующего поставщика», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 №468 «Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам» и в соответствии с Приказом Государственного комитета РТ по тарифам от 30.12.2016 №430 «Об определении границ зон деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии АО «Татэнергосбыт», в связи с утратой АО «Оборонэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика электрической энергии, с 01.01.2017 года определены границы зон деятельности АО «Татэнергосбыт» как гарантирующего поставщика в пределах административной границы Республики Татарстан.

Таким образом, географическими границами электрической энергии являются административные границы Республики Татарстан, которые определены в соответствии с Приказом Государственного комитета РТ по тарифам от 30.12.2016 №430 как зона деятельности гарантирующего поставщика – АО «Татэнергосбыт».

В целях установления доли АО «Татэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии (мощности), в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.10.2010 № 220 (далее - Порядок) Татарстанским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.

Для целей установления доминирующего положения АО «Татэнергосбыт» были определены основные параметры рынка: временной интервал исследования, продуктовые и географические границы анализируемого товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке и др.

По результатам анализа данных, Татарстанским УФАС России установлено, что для обеспечения энергоснабжения своих потребителей АО «Татэнергосбыт» приобретает электрическую энергию и мощность у АО «Татэнерго» и иных поставщиков.

АО «Татэнергосбыт» в целях реализации электрической энергии приобретает электрическую энергию у АО «Татэнерго», объем закупки за 2021 год составил <…> кВт*ч, мощность - <…> МВт. Общий объем электрической энергии, реализованной АО «Татэнергосбыт» в 2021 году, составляет <…> кВт*ч.

В 2021 году на территории Республики Татарстан АО «Татэнергосбыт» занимало долю, равную <…>% на розничном рынке электрической энергии (мощности), определенном границами Республики Татарстан.

Таким образом, АО «Татэнергосбыт» в 2021 году занимало доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности), определенном границами Республики Татарстан.

Следовательно, на АО «Татэнергосбыт» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам анализа договоров энергоснабжения, заключенных АО «Татэнергосбыт» с потребителями по нерегулированным ценам, Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

<…> года между АО «Татэнергосбыт» и ГАУСО <…> (потребитель; ИНН <…>) заключен договор энергоснабжения <…> от <…> г..

В соответствии с п. 6.1 договора энергоснабжения <…> от <…> г., расчеты за электрическую энергию (мощность) оплачивается по нерегулируемой цене, определяемой Гарантирующим поставщиком для каждого расчетного периода в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с приложением 3_1 к договору энергоснабжения, предельные уровни нерегулируемых цен за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по первой ценовой категории. Наименование точки поставки – Дом-интернат.

<…> года между АО «Татэнергосбыт» и ГАУСО <…> (потребитель; ИНН <…>) заключен договор энергоснабжения <…> от <…>.

В соответствии с п. 6.1 договора энергоснабжения <…> от <…>, расчеты за электрическую энергию (мощность) оплачивается по нерегулируемой цене, определяемой Гарантирующим поставщиком для каждого расчетного периода в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с приложением 3_1 к договору энергоснабжения, предельные уровни нерегулируемых цен за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по первой ценовой категории. Наименование точки поставки – <…>.

<…> года между АО «Татэнергосбыт» и ГКУ <…> (потребитель; ИНН <…>) заключен договор энергоснабжения <…> от <…>.

В соответствии с п. 6.1 договора энергоснабжения <…> от <…> г., расчеты за электрическую энергию (мощность) оплачивается по нерегулируемой цене, определяемой Гарантирующим поставщиком для каждого расчетного периода в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с приложением 3_1 к договору энергоснабжения, предельные уровни нерегулируемых цен за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по первой ценовой категории. Наименование точки поставки – Здание социального приюта для детей и подростков: РТ, Аксубаевский р-н, <…>.

<…> 2021 года между АО «Татэнергосбыт» и ГАУСО <…> (потребитель; ИНН <…>) заключен договор энергоснабжения <…> от <…>.

В соответствии с п. 5.1 договора энергоснабжения <…> от <…>, расчеты за электрическую энергию (мощность) оплачиваются

- по нерегулируемым ценам за электрическую энергию (мощность) в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых Гарантирующим поставщиком для каждого расчетного периода (месяца) в соответствии с действующим законодательством, - в отношении объектов Покупателя, не относящихся к категории «население» и к категории «потребители, приравненные к населению»;

- по установленному уполномоченным органом тарифу – в отношении объектов Покупателя, относящихся к категории «население» и к категории «потребители, приравненные к населению».

В соответствии с приложением 3_1 к договору энергоснабжения, предельные уровни нерегулируемых цен за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по первой ценовой категории. Наименование точки поставки – <…>.

Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено, проверяемым лицом расчет стоимости электрической энергии осуществлялся по нерегулируемой цене в отношении всего объема потребленной указанными потребителями электрической энергии.

В соответствии с п. 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой.

Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении № 1.

Согласно Приложению №1 к указанной категории потребителей относятся исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.

Согласно пункта 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также — ЖК РФ), жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда в числе прочих отнесены жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

Согласно пункту 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42 (далее – Правила №42), к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. При этом в домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

Согласно кадастровому паспорту и выписке из ЕГРН от <…>, здание дома-интерната (кадастровый номер <…>), принадлежащее ГАУСО <…> на праве оперативного управления, является жилым.

Согласно кадастровому паспорту, здание дома-интерната, принадлежащее ГАУСО <…> на праве оперативного управления, является жилым.

Согласно кадастровому паспорту и выписке из ЕГРН от <…>, Здание социального приюта для детей и подростков: РТ, Аксубаевский р-н, <…> (кадастровый номер <…>), принадлежащее ГКУ <…> на праве оперативного управления, является жилым.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <…> г., жилой корпус психоневрологического интерната по адресу: РТ, <…>, принадлежащее ГАУСО <…> на праве оперативного управления, является жилым.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан в РФ осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об основах социального обслуживания»).

Согласно ст. 19 указанного Федерального закона, социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме.

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1–7 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пп. 1–7 ст. 20 ФЗ «Об основах социального обслуживания» получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

В соответствии с уставом, ГАУСО <…> является некоммерческой организацией. Предметом деятельности ГАУСО <…> является предоставление услуг в сфере социального обслуживания граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан. Пунктом 2.3 устава определено, что ГАУСО осуществляет предоставление социальных услуг в стационарной форме.

Согласно справке от <…> за подписью директора ГАУСО <…>, в учреждении проживают <…> получателей социальных услуг и зарегистрированы по постоянному месту жительству в учреждении.

В соответствии с уставом, ГАУСО <…> является некоммерческой организацией. Предметом деятельности ГАУСО <…> является предоставление услуг в сфере социального обслуживания граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан. Пунктом 2.3 устава определено, что ГАУСО осуществляет предоставление социальных услуг в стационарной форме.

Согласно справке от <…> за подписью директора ГАУСО <…>, получатель социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания обеспечивается жилым помещением, которое является местом регистрации постоянного жительства на весь период социального обслуживания, на <…> зарегистрировано по месту жительства <…> получателя социальных услуг.

В соответствии с уставом, ГКУ <…> является некоммерческой организацией, с основным видом деятельности – социальное обслуживание несовершеннолетних. Пунктом 2.3 устава определено, что ГКУ осуществляет предоставление социальных услуг в стационарной форме.

В соответствии с уставом, ГАУСО <…> является некоммерческой организацией. Предметом деятельности ГАУСО <…>является предоставление услуг в сфере социального обслуживания граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан. Пунктом 2.3 устава определено, что ГАУСО осуществляет предоставление социальных услуг в стационарной форме.

Согласно справке от <…> за подписью директора ГАУСО <…>, в учреждении проживают <…> получатель социальных услуг, все проживающие зарегистрированы по постоянному месту жительства в учреждении.

Постановлением Правительства от 24.11.2014 года №1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг (далее - Перечень социальных услуг).

В соответствии с п. 1 Перечня социальных услуг социально-бытовые услуги включают в себя:

а) в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания:

обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми.

В силу п.1 ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Указанными учреждениями были представлены типовые договоры о предоставлении социальных услуг, на основании которых предоставляются социальные услуги.

Согласно предмету договоров, Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать социальные услуги Заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг Заказчика, выданной в установленном порядке (далее - Услуги, индивидуальная программа), которая является неотъемлемой частью настоящего договора, а Заказчик обязуется оплачивать указанные Услуги, за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утв. постановлением Правительства от 01.12.2014 года №1285 (далее - Методические рекомендации), подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.  4 Методических рекомендаций подушевые нормативы определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

В силу п. 5 Методических рекомендаций к прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу;

б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.);

в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

Таким образом, получатель социальной услуги осуществляет, в том числе, и оплату коммунальной услуги.

В рассматриваемом случае Учреждения относятся к категории потребителей, приравненной к населению, и в соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования электрическая энергия для Учреждений должна поставляться по регулируемой цене в отношении объемов, в том числе не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.

При указанных обстоятельствах, действия АО «Татэнергосбыт» по установлению и взиманию платы за электроэнергию для социальных учреждений по нерегулируемой цене нарушают установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.

В свою очередь, АО «Татэнергосбыт» представило (вх. <…> от <…>) в адрес Татарстанского УФАС России реестр обращений учреждений системы социального обслуживания населения о переходе на тариф, предназначенному для населения. Так, по результатам рассмотрения указанных обращений были заключены дополнительные соглашения с <…> учреждениями о переходе на тариф для населения. С <…> организациями расчет по тарифу, предназначенному для населения осуществляется с 01.01.2022 года, с <…> организациями – с 01.02.2022 года, с <…> организациями – с 01.03.2022 года, с <…> организациями – с 01.04.2022 года, с <…> организацией – с 01.05.2022 года.

По результатам рассмотрения заключения, на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России 23 июня 2022 года в 14 часов 00 минут представителями АО «Татэнергосбыт» были представлены возражения на доводы Комиссии.

В соответствии с возражениями АО «Татэнергосбыт» (вх. <…> от <…> г.) тариф, установленный для населения, применяется при установлении статуса жилого помещения и должно использоваться для проживания граждан. При отсутствии данных условий потребитель не может быть приравнен к категории «население».

Вывод Комиссии Татарстанского УФАС России о том, что АО «Татэнергосбыт» в 2021 году обязано было осуществлять расчеты с учреждениями по установленному для населения не обоснован в виду того, что до конца декабря 2021 года – января 2022 года АО «Татэнергосбыт» отсутствовали документы, подтверждающие жилой статус помещений и факт проживания в них граждан. Указанные документы потребителями не представлялись.

Таким образом, до января 2022 года АО «Татэнергосбыт» отсутствовали правовые основания для осуществления расчетов с учреждениями по тарифу, установленному для населения.

После заключения договоров энергоснабжения до конца 2021 года какие-либо документы, подтверждающие жилое назначение помещений ГАУСО <…>, ГАУСО <…>, ГКУ <…>, ГАУСО <…>, либо факт проживания в указанных учреждениях граждан с соответствующей регистрацией по месту жительства, в адрес АО «Татэнергосбыт» не предоставлялись.

Только после предоставления документов, подтверждающих жилой статус помещений учреждений, а также документов, подтверждающих факт проживания граждан в указанных помещениях АО «Татэнергосбыт» осуществляет расчеты по тарифу, предназначенному для населения.

При этом АО «Татэнергосбыт» поясняет, что документы, подтверждающие жилой статус помещений учреждений, не находятся в свободном доступе и не могли быть получены АО «Татэнергосбыт» самостоятельно.

Уведомление АО «Татэнергосбыт» об изменениях данных, необходимых для исполнения договора энергоснабжения, в том числе для изменения тарифа является обязанностью потребителей. До конца 2021 года учреждения не направляли в адрес АО «Татэнергосбыт» документы, подтверждающие правовые основания для изменения тарифа, установленного для населения.

В соответствии с условиями договоров энергоснабжения (р. 3.4.1., 3.2.23) в случае изменения данных о потребителе, в том числе влияющих на определение цены на электрическую энергию, потребитель должен сообщить об этом АО «Татэнергосбыт» путем направления соответствующего уведомления об изменении применяемой по договору цены, за 10 рабочих дней до начала расчетного периода.

Таким образом, по мнению АО «Татэнергосбыт» именно учреждения должны были сообщать АО «Татэнергосбыт» обо всех изменениях в документах, влияющих на изменение тарифа по договору энергоснабжения.

У АО «Татэнергосбыт» не имеется правовых оснований для того, чтобы принудительно обязывать потребителей представлять в адрес АО «Татэнергосбыт» указанную информацию, часть которой может содержать персональные сведения физических лиц.

Исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета.

Нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку имеет разумное оправдание.

Следовательно, при квалификации действий хозяйствующего субъекта по данному составу правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие) в сфере установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в наличии вины. При этом следует обратить внимание, что юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В результате изучения предоставленных сведений и документов по делу №016/01/10-429/2022, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что совокупность установленных по делу доказательств не является достаточной для вывода о наличии вины в действиях АО «Татэнергосбыт».

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России при рассмотрении дела №016/01/10-429/2022 нарушение АО «Татэнергосбыт» (ИНН: 1657082308) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» не подтверждено в виду отсутствия вины ответчика, в связи с чем, рассматриваемые в рамках дела действия ответчика не могут быть квалифицированы как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 016/01/10-429/2022 по признакам нарушения АО «Татэнергосбыт» (ИНН: 1657082308, КПП: 165901001, ОГРН: 1091690003481, Дата присвоения ОГРН: 01.02.2009, 420059, РТ, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 110В) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Председатель комиссии: <…>

Члены комиссии: <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны