Решение №04-04/4172 Решение по делу №016/07/3-559/2021 от 9 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/4172 от 09.04.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 06.04.2021 г. №53-03-31/75), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 06.04.2021 г. №53-03-31/75), в присутствии представителя заявителя ООО «Промышленная компания «Стеклокомпозит» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 31.03.2021 г. №б/н), рассмотрев жалобу ООО «Промышленная компания «Стеклокомпозит» (вх. №4183/ж от 30.03.2021 г., вх. 4384 от 01.04.2021 г.) на действия заказчика АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» при проведении закупки у единственного поставщика на поставку стеклопластиковых труб на объекте: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (1 этап)» №EX21032500007,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении закупки у единственного поставщика  на поставку стеклопластиковых труб на объекте: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (1 этап)» №EX21032500007 было размещено на сайте http://223etp.zakazrf.ru/ 25.03.2021г.

Заказчик –     АО «ОЭЗ ППТ «АЛАБУГА».

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 888 825, 35 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика, тогда как проводимая процедура является по своей сути конкурентной закупкой.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», утвержденным 01.07.2020г.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Статьей 2 «Определение основных понятий» Положения заказчиком установлено, что конкурентная закупка – закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Федерального закона № 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Согласно статье 8 «Способы закупки» Положения закупки могут быть конкурентными и неконкурентными.

Конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов:

- конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс),

- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион),

- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок),

- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Неконкурентной признается закупка, осуществленная у единственного поставщика.

Частью 2 статьи 48 «Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) Положения закупка у единственного поставщика может осуществляться в электронной и не электронной форме. При закупке у единственного поставщика в электронной форме извещение, технические требования, проект договора размещаются на электронной торговой площадке. Рассматриваются предложения участников, поступившие только на электронную торговую площадку. Договор заключается с участником, предложению которого будет присвоен максимальный балл по итогам оценки.

Заказчик вправе отказаться от заключения договора по итогам закупки у единственного поставщика с применением электронной торговой площадки.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика на электронной торговой площадке определяется регламентом оператора электронной торговой площадки.

При закупке не в электронной форме извещение и документация о такой закупке не разрабатывается и не размещается в единой информационной системе и на электронной торговой площадке. Заказчик предлагает заключить договор конкретному поставщику (исполнителю, подрядчику) или принимает предложение заключить договор от конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика). При подготовке закупки путем заключения договора с единственным поставщиком инициатор закупки осуществляет согласование проекта договора в порядке, установленном правовым актом заказчика.

Инициатором закупки является подразделение заказчика, ответственное за заключение соответствующего договора, имеющее полномочия и выделенные в установленном порядке лимиты финансирования на заключение предлагаемого договора.

Порядок определения способа закупки у единственного поставщика определяется локальными правовыми актами заказчика.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что рассматриваемая закупка у единственного поставщика размещена заказчиком в соответствии с условиями Положения, а именно на электронной площадке http://223etp.zakazrf.ru/ размещены извещение, технические требования и проект договора на поставку стеклопластиковых труб на объекте: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством без разработки и размещения документации» на основании пунктов 31 и 36 части 1 статьи 46 Положения.

Статья 2 Закона о закупках закрепляет правило о том, что именно положение о закупке выступает в качестве главного документа, лежащего в основе всех закупочных процедур того или иного заказчика. Тем самым, закупку можно осуществлять любым способом, указанным в положении о закупках. Это относится и к закупкам, осуществляемым у единственного поставщика.

В силу статьи 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Таким образом, заказчик в соответствии со своим Положением осуществил неконкурентную закупку у единственного поставщика, что не противоречит нормам действующего законодательства.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что заказчик при описании предмета закупки неправомерно использует указание на товарные знаки, соответствующие товару конкретного производителя.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно доводам заявителя, заказчик при описании предмета закупки использует указание на товарные знаки, соответствующие товару конкретного производителя. Так, в п. 2, 5, 6, 10, 11, 14 спецификации указаны подлежащие поставке трубы «НТТ». При этом, аббревиатура «НТТ», используемая в описании предмета закупки, является товарным знаком и фирменным наименованием одного из производителей труб. Согласно пункту 2 технического задания установлено, что поставка эквивалента не рассматривается».

Таким образом, используя аббревиатуру «НТТ» заказчик использует при описании предмета закупки фирменное наименование одного из производителей (ООО «Новые трубные технологии», ОГРН 5077746425257) труб, подлежащих использованию при выполнении обязательств по контракту, что прямо противоречит статье 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что положения пункта 6.1 статьи 3 Закона о закупках в части неправомерности включения при описании предмета закупки требований и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований относятся к процедуре проведения конкурентных закупок.

Учитывая, что обжалуемая заявителем закупка является неконкурентной, вышеуказанные нормы законодательства в рассматриваемом случае не применяются. Следовательно, заказчик при проведении неконкурентной закупки у единственного поставщика на поставку стеклопластиковых труб на объекте: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством без разработки и размещения документации», указав фирменное наименование и товарный знак конкретного производителя не нарушил требования Закона о закупках.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что проводимая процедура закупки (закупка у единственного поставщика) осуществляется с нарушением условий ее применения, установленных Положением о закупках заказчика.

Статья 2 Закона о закупках закрепляет правило о том, что именно положение о закупке выступает в качестве главного документа, лежащего в основе всех закупочных процедур того или иного заказчика. Тем самым, закупку можно осуществлять любым способом, указанным в положении о закупках. Это относится и к закупкам, осуществляемым у единственного поставщика.

В силу статьи 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Статьей 48 Положения заказчиком установлены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее по тексту – единственный поставщик, поставщик) осуществляются заказчиком с учетом положений части 2 настоящей статьи в случае, если:

1) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147–ФЗ «О естественных монополиях»;

2) осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, по обращению с твердыми коммунальными отходами, подключение (присоединение) к сетям инженерно– технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), ликвидация технических ограничений для осуществления технологического присоединения к газовым сетям энергоустановок.

3) заключается договор энергоснабжения или купли–продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии;

4) возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

5) вследствие наступления (либо для предотвращения) чрезвычайных обстоятельств или непреодолимой силы, аварий, событий, документально подтвержденных, возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки неприемлемо по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения. При этом под чрезвычайными обстоятельствами понимаются любые обстоятельства, которые создают или могут создать явную и значительную опасность для жизни и здоровья людей, состояния окружающей среды либо имущественных интересов, в том числе АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»; 

6) конкурентная закупка признана несостоявшейся и в соответствии с  частью 5 статьи 23, частью 1 статьи 26, частью 6 статьи 30, частью 1 статьи 32.1, частью 5 статьи 36, частью 5 статьи 42, частью 1 статьи 47, настоящего Положения не заключен договор с единственным участником закупки; 

7) участвовал только один участник аукциона в соответствии с частью 15 статьи 31, частью 5 статьи 47 настоящего Положения;

8) конкурентная закупка признана несостоявшейся и договор не заключен в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 3 статьи 32, частью 8 статьи 36, частью 4 статьи 42, частью 4 статьи 47 настоящего Положения; 

9) осуществляются закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей, при этом закупки одноименных товаров (работ, услуг) могут быть осуществлены на сумму, не превышающую указанную предельную сумму закупок одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала. По итогам таких закупок могут быть заключены договоры, а также иные гражданско-правовые договоры  в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) исключительные права в отношении закупаемых товаров (работ, услуг) принадлежат определенному поставщику (исполнителю, подрядчику), при условии, что на функционирующем рынке не существует равноценной замены закупаемым товарам, работам и услугам; 

11) осуществляется закупка услуг по организации презентационных, культурных, спортивных и иных мероприятий; 

12) осуществляется закупка образовательных,  преподавательских услуг, услуг по участию в конференциях, семинарах, по повышению квалификации и профессиональной переподготовке, стажировках; 

13) осуществляется закупка на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами; 

14) осуществляется закупка на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта; 

15) осуществляется закупка товаров, работ, услуг, связанных с обеспечением  питания, безопасности и медицинским обслуживанием; 

16) осуществляется закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (включая проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания); 

17) осуществляется закупка товаров, работ, услуг, связанных с обеспечением деятельности заказчика по привлечению инвесторов и продвижению особых экономических зон на внутреннем и мировом рынках (включая организацию выставок, презентаций, презентационных материалов, обеспечение доступа к информационным и другим базам данных, гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания); 

18) осуществляется закупка на оказание услуг по техническому содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в пользование заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в пользование заказчику. 

19) при проведении дополнительных закупок, когда для обеспечения совместимости (для товаров) или преемственности (для работ, услуг) с ранее закупленными товарами, работами, услугами новые закупки могут быть сделаны только у того же поставщика, подрядчика, исполнителя. При этом сумма дополнительной закупки (или общая сумма для нескольких дополнительных закупок, если дополнительная закупка у данного поставщика производилась несколько раз) не должна превышать двадцать пять процентов стоимости первоначальной закупки. При проведении дополнительной закупки заключение договора с единственным поставщиком возможно при наличии следующих оснований:

а) при закупке дополнительного объема работ, услуг, не включенного в условия первоначального договора, но выполнение которых, ввиду непредвиденных обстоятельств, стало необходимым для надлежащего исполнения условий первоначального договора. При этом должны соблюдаться два условия: – выполнение (оказание) дополнительного объема работ (услуг) возможно исключительно поставщиком, выполняющим первоначальный договор; – закупаемые дополнительные объемы работ, услуг не могут быть отделены от предмета основного договора без несения Заказчиком дополнительных значительных затрат;

б) при закупке работ, услуг смена подрядчика  повлечет несоразмерные дополнительные затраты заказчика для оказания услуг, выполнения работ в установленные сроки и надлежащего качества, вызванные сменой поставщика, обладающего специфическим опытом и наработанными связями; 

в) при закупке товара смена поставщика влечет поставку товара с иными техническими характеристиками, что может привести к значительным техническим трудностям при их использовании и обслуживании, дополнительным затратам; 

20) закупка осуществляется по цене значительно ниже средней рыночной цены в связи с наличием ситуации, существующей в течение короткого промежутка времени, например, в случае заключения договора с поставщиком, ликвидирующим свою хозяйственную деятельность, с конкурсным управляющим при банкротстве поставщика и иных подобных случаях;

 21) осуществляются закупки у организации, предприятия, специально созданного заказчиком (с участием заказчика) для выполнения (оказания) закупаемых работ (услуг);

22) продления срока действия договора, заключенного ранее по фиксированным ценам за единицу товара, работы, услуги;

23) возникла потребность в работах или услугах по гарантийному обслуживанию и ремонту транспортных средств, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно организациями, имеющими статус официального дилера;

24) заказчиком расторгнут договор, и требуется заключение договора на поставку оставшегося количества товара, выполнение (оказание) оставшегося объема работ (услуг) на условиях, установленных частью 5 статьи 50 настоящего Положения;

25) осуществляется закупка нотариальных услуг, услуг связи;

26) осуществляется закупка горюче-смазочных материалов на сумму до трех миллионов рублей в год.

27) возникла необходимость в осуществлении закупок ежедневной и/или еженедельной потребности на период до вступления в силу договора, заключенного по итогам проведения конкурентных закупок. В этом случае объем закупки не может превышать количества товаров, работ, услуг, необходимого для обеспечения потребности заказчика на период проведения процедуры конкурентной закупки, но не более чем на 2 месяца.

28) заключения соглашения о перемене лица в обязательстве;

29) осуществляется закупка услуг, связанных с имуществом (аренда, купля продажа и другие);

30) заключения договора с оператором электронной торговой площадки;

31) заключением договоров, по которым Заказчик является выгодоприобретателем, поставщиком, подрядчиком, исполнителем, а также договоров, необходимых для обеспечения исполнения принятых Заказчиком обязательств;

32) привлечения третьих лиц для завершения проектно-изыскательских и (или) строительно-монтажных работ, в том числе для устранения недостатков, возникших в результате выполнения обязательств по ранее заключенным договорам;

33) заключения договора об организации расчетно-кассового обслуживания, в том числе: об открытии и ведении банковского счета, об организации зарплатных проектов, об организации дистанционного банковского обслуживания и прочее;

34) заключения договора на оказание услуг по ремонту и восстановлению транспортных средств по страховым случаям за счёт денежных средств, перечисленных на счет заказчика в качестве страхового возмещения. 

35) осуществляется закупка товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в соответствии с Перечнем, определенным Правительством Российской Федерации. 

36) осуществляется закупка товаров, работ, услуг в рамках реализации национальных проектов.

Согласно пояснениям заказчика, закупка у единственного поставщика на поставку стеклопластиковых труб на объекте: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством без разработки и размещения документации»  проводится в соответствии с пунктами 31 и 36 Положения в рамках исполнения обязательств перед третьим лицом по национальному проекту «Экология».

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, пунктом 5 «Требования к поставке» технического задания заказчиком было указано про исполнение обязательств по договору.

16.11.2020г. между ООО «Алабуга Девелопмент» и АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» заключен договор №ОЭЗ-1983/20 на поставку оборудования и выполнение работ по шеф-монтажу и пуско-наладке оборудования на объекте: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (1 этап)».

ООО «Алабуга Девелопмент» является Генеральным подрядчиком по государственному контракту, заключенному по результатам проведения электронного аукциона №0308300022920000034 на предмет: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и проведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (1 этап)» (контракт №171 от 27.08.2020г.). Указанная закупка проводилась в рамках национального проекта «Экология».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что закупка у единственного поставщика на поставку стеклопластиковых труб на объекте: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (1 этап)» проводится заказчиком в соответствии с пунктами 31 и 36 Положения заказчика.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Татарстанское УФАС России приходит к выводу, зак5упкка проводится заказчиком на основании Положения, а Положение о закупках выступает в качестве главного документа, лежащего в основе всех закупочных процедур того или иного заказчика. Тем самым, закупку можно осуществлять любым способом, указанным в положении о закупках. Это относится и к закупкам, осуществляемым у единственного поставщика.

Таким образом, учитывая исполнения обязательств перед третьим лицом в рамках договора №ОЭЗ-1983/20 от 16.11.2020г. в рамках национального проекта «Экология» действия заказчика по проведению закупки у единственного поставщика не противоречат требованиям Положения, а также действующего законодательства.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя об указании заказчиком разной начальной (максимальной) цены договора в извещении о проведении закупки.

Пунктом 6 «Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)» извещение о проведении закупки у единственного поставщика на поставку стеклопластиковых труб на объекте: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (1 этап)» № 78310-ЕТП заказчиком установлено следующее:

 

6. Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)

7 888 825,35 руб. (в том числе НДС - 20%)

Начальная (максимальная) цена договора включает в себя все налоги, в т.ч. НДС в соответствии с действующим налоговым законодательством РФ, сборы и другие обязательные платежи, транспортные расходы и т.д.

6 574 021,13 руб. (без учета НДС)

Цена договора без учета НДС, указанная в заявке на участие в закупке, не должна превышать указанную НМЦД, рассчитанную без учета НДС. В случае если в закупке принимают участие нерезиденты РФ или Участники, находящиеся в соответствии с НК РФ, на специальном налоговом режиме, то цена договора, указанная в  заявке на участие в закупке, не должна превышать указанную НМЦД, рассчитанную без учета НДС.

 

Вместе с тем, техническим заданием на поставку стеклопластиковых труб на объекте: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (1 этап)» установлено, что начальная (максимальная) цена договора составляет: 8 908 509,78 руб. (в том числе НДС 20%), 7 423 758,15 руб. (без учета НДС).

Комиссией установлено, что 30 марта 2021 года заказчиком внесены изменения в извещение о проведении закупки в части указания единого размера начальной максимальной цены договора – 7 888 825, 35 рублей (в том числе НДС – 20%), 6 574 021,13 (без НДС).

Таким образом, заказчиком устранены расхождения в извещении. Кроме того, продлен срок подачи заявок до 10 часов 00 минут 31.03.2021г.

Учитывая, что заказчиком самостоятельно до поступления жалобы заявителя и уведомления антимонопольного органа устранены разночтения и внесены изменения в извещение о проведения закупки в части установления размера начальной цены договора, Комиссия признает довод заявителя необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Промышленная компания «Стеклокомпозит» (вх. №4183/ж от 30.03.2021г., вх. 4384 от 01.04.2021г.) на действия заказчика АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» при проведении закупки у единственного поставщика на поставку стеклопластиковых труб на объекте: «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (1 этап)» №EX21032500007, необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны