Определение №04-08/3562 Определение о возбуждении дела №016/05/24-111/2019 по призна... от 13 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-08/3562 от 13.03.2019

Я, временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, <…> [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении ООО «Медицинский центр «Здорофф» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Авангардная, дом 143, офис 94; ОГРН 1111690020254, ИНН 1660151583, дата регистрации юридического лица: 30.03.2011) по факту распространения рекламы медицинских услуг с текстом: «Мед клиник Здорофф, Акция! До 30 апреля 2019 года… УЗИ органов малого таза… Госпитальный скрининг (ВИЧ+ гепатит В+ гепатит С + сифилис)… Лечение эрозий аппаратом сургитрон… УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д.», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы медицинских услуг с текстом: «Мед клиник Здорофф, Акция! До 30 апреля 2019 года… УЗИ органов малого таза… Госпитальный скрининг (ВИЧ+ гепатит В+ гепатит С + сифилис)… Лечение эрозий аппаратом сургитрон… УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д.» (рис. 1, рис. 2), что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Согласно части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно измерениям Управления, в которых расчеты производились путем нахождения объема необходимого предупреждения об имеющихся противопоказаниях (82 мм × 0,2 мм = 1,64 мм) и общего объема вышеуказанной рекламы (10,2 мм × 14,2 мм = 144,84 мм), процент объема предупреждения от общего объема составил 1,64 мм × 100% ÷ 144,84 мм = 1,132%. 

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация, размещенная в вышеуказанной рекламной листовке содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена посредством размещения на радиостанции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым, производимым соответствующим рекламодателем.

Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н (далее - Номенклатура).

При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 № 1664н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:

- A04.22.002 - Ультразвуковое исследование надпочечников;

- A04.22.003 - Ультразвуковое исследование паращитовидных желез;

- A04.23.001.001 - Ультразвуковое исследование головного мозга;

- A04.23.001.002              - Ультразвуковое исследование головного мозга интраоперационное;

- A04.23.001.003 - Ультразвуковое исследование кровотока (флуометрия) в артериях головного мозга интраоперационное;

- A04.23.003 - Ультразвуковое исследование спинного мозга;

- A04.26.002 - Ультразвуковое исследование глазного яблока;

- A04.26.003 - Ультразвуковое сканирование глазницы;

- A04.26.004 - Ультразвуковая биометрия глаза;

- A04.28.002.001 - Ультразвуковое исследование почек.

Следовательно, размещенная Обществом информация «УЗИ органов малого таза, УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д.» является рекламой медицинских услуг.

К тому же в вышеуказанной листовке имеется информация о применении радиохирургического аппарата, а именно: «Лечение эрозий аппаратом сургитрон».

Сургитрон — это современный радиохирургический аппарат. Его применяют в гинекологии, хирургии, дерматокосметологии, проктологии и урологии.

На основании вышеизложенного, данная рекламная листовка является рекламой медицинских услуг, а значит должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, также должна соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, рекламораспространитель.

Рекламодателем является ООО «Медицинский центр «Здорофф» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Авангардная, дом 143, офис 94; ОГРН 1111690020254, ИНН 1660151583, дата регистрации юридического лица: 30.03.2011).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная рекламная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, реализуемым соответствующими рекламодателями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу №016/05/24-111/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

 Назначить дело №016/05/24-111/2019 к рассмотрению на 03 апреля 2019 года в 15 ч. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «Медицинский центр «Здорофф» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Авангардная, дом 143, офис 94; ОГРН 1111690020254, ИНН 1660151583, дата регистрации юридического лица: 30.03.2011).

4. ООО «Медицинский центр «Здорофф» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Авангардная, дом 143, офис 94; ОГРН 1111690020254, ИНН 1660151583, дата регистрации юридического лица: 30.03.2011) в срок до 27 марта 2019 года (включительно) представить в Управление (с дублированием на электронный почтовый адрес: <…> (включительно) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:

учредительные документы ООО «Медицинский центр «Здорофф»;

информация о видах деятельности осуществляемых ООО «Медицинский центр «Здорофф» в 2017, в 2018, в 2019 г., с указанием объемов осуществляемых услуг, реализованных товаров, выполненных работ, в стоимостном (руб.) и натуральном выражении (шт. объем и т.п.), информацию о местах осуществления каждого вида деятельности (адреса осуществления деятельности) с приложением подтверждающих документов;

копии договоров и иные подтверждающие документы (акты выполненных работ и иные) на изготовление и распространение вышеуказанной рекламной листовки;

информация об изготовителе вышеуказанной рекламной листовки;

сведения о лице, утвердившем данный рекламный макет, письменные пояснения данного лица;

 иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Явка представителя ООО «Медицинский центр «Здорофф», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны