Решение №СП-05/6880 Решение по делу №05-234/2018 от 14 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №СП-05/6880 от 14.05.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №05-234/2018 в отношении Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан,  Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Главы Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» по признакам нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения с целью наделения ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» статусом единой теплоснабжающей организации Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ,

УСТАНОВИЛА:

В Татарстанское УФАС России поступило обращение АО «Осиновская инженерные сети» (далее – АО «ОИС») (вх.№12761/ж от 08.08.2018) на действия Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района  и ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» (далее – ООО «ОТК»).

По результатам анализа представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Заявитель - АО «Осиновские инженерные сети» до 2016 года являлось единой теплоснабжающей организацией на территории поселка Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан. Тепловая энергия АО «Осиновские инженерные сети» приобреталась у филиала ОАО «ТГК-16» (Казанская ТЭЦ-3), а также производилась самостоятельно двумя котельными, принадлежавшими на праве собственности АО «Осиновские инженерные сети». Также в собственности АО «Осиновские инженерные сети» находились внутриквартальные тепловые сети, а также в пользовании тепловые сети, принадлежащие Исполнительному комитету Осиновского сельского поселения.

Постановлением № 18 Главы Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 11.12.2015г. была утверждена (актуализирована на 2016 год) схема теплоснабжения до 2035 г. по  поселку Осиново. 

Согласно Протоколу Совета Зеленодольского муниципального района № 01-03-01-54 от 12.05.2016г. (утв. Главой зеленодольского муниципального района РТ), Руководителю Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения - <…> было поручено подписание концессионного соглашения по теплоснабжению поселка Осиново.

Постановлением № 7 Главы Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан принято решение заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения между Исполнительным комитетом Осиновского Сельского Поселения и ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» от 13.05.2016г. на 25 лет.

Концессионное соглашение было подписано руководителем Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения. <…>.

На основании указанного концессионного соглашения, обслуживание внутриквартальных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, расположенных на территории поселка Осиново, передано ООО «Осиновская теплоснабжающая компания».

При этом, объектом концессионного соглашения между Исполкомом ОСП и ООО «Осиновская теплоснабжающая компания»» является, в том числе, имущество, находящееся в собственности АО «Осиновские инженерные сети», согласно Плану приватизации государственного унитарного предприятия Республики Татарстан «Осиновское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (Инженерные сети)» от 01.09.2005г. Наличие права собственности у АО «Осиновские инженерные сети» на указанные объекты подтверждается Решением Арбитражного Суда РТ № А65-22917/2017.

Постановлением Исполнительного комитета  Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района №160 от 23 августа 2016 года статус Единой теплоснабжающей организации на территории поселения был присвоен ООО «ОТК».

Таким образом, органы местного самоуправления Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан осуществляли организацию теплоснабжения поселения, в том числе, в части утверждения (актуализации) схемы теплоснабжения.

Вместе с тем, согласно ч. 1.1, ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении» № 190 – ФЗ от 27.07.2010г., полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России (исх.№01/540-к от 06.11.2018) о возбуждении дела №05-234/2018 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1648018049),  Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1648017863) и ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» (ИНН 1648041792) части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения с целью наделения ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» статусом единой теплоснабжающей организации Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ.

В ходе рассмотрения материалов по делу Комиссия установила, что рассматриваемые действия стали также результатом действий (бездействия) Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и Главы Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ввиду чего, Комиссия Определением от 13 декабря 2018 года (исх.№СП-05/558 от 16.01.2019) привлекла указанных лиц к участию в деле в качестве ответчиков.

По итогам рассмотрения дела, изучения предоставленных документов и пояснений, Комиссией установлено следующее.

ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» (далее – ОТК) с 2016 года эксплуатирует следующие объекты»: тепловой пункт «Майский», магистральный трубопровод 2Ду500 (от Теплового пункта «Майский» до Центрального теплового пункта ОТК), теплотрассы 2Ду300, 2Ду150, центральный тепловой пункт ОТК, тепловод 2Ду273 (от Центрального теплового пункта ОТК до микрорайона «Радужный-1») и внутриквартальные сети микрорайона «Радужный». Максимальная присоединенная тепловая нагрузка составляет 42,5 Гкал/час: на отопление в микрорайон «Радужный-1» – 13,49 Гкал/час, на отопление в поселок Осиново – 15,59 Гкал/час, на горячее водоснабжение  поселок Осиново – 3,842 Гкал/час, резерв – 9,578 Гкал/час.

Источником тепловой энергии является АО «Энергоцентр Майский», который состоит из Мини-ТЭС, котельной №1, ГПУ (№1-№6), котлов (№1-№2), а также зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, прилегающей территорий, расположенных в сельском поселении Осиново Зеленодольского района, являющийся собственностью АО «Энергоцентр Майский». Установленная мощность источника 47,19 Гкал/час. Присоединенная нагрузка- 39,45 Гкал/час.

АО «Осиновские инженерные сети» оказывает услуги по передаче тепловой энергии в Осиновском сельском поселении в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ООО «Осиновская теплоснабжающая Компания» на основании договора об оказании услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 01.01.2018 №1/ОТК 001/4-18 (дополнительное соглашение от 14.11.2018).

Тарифы для АО «ОИС» на 2019-2021 годы установлены Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам №5-69/тэ от 07.12.2018 в размере:

- с 01 января по 30 июня 2019 года - 92,22 руб./Гкал.;

- с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 152,84 руб./Гкал.

По состоянии на 2018 год присоединенная тепловая нагрузка объектов АО «Осиновские инженерные сети» составляет: на отопление – 5,1 Гкал/час; присоединенная тепловая нагрузка на ГВС – 0,8 Гкал/час; протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении – 12,28 км, в т.ч. сети отопления – 7,33 км; сети горячего водоснабжения – 4,95 км.

<…>

Таким образом, органы местного самоуправления, даже без учета отсутствия у органов местного самоуправления поселения соответствующих специальных полномочий, не имели какого-либо правового основания в марте 2016 года включать в концессионную документацию не оформленные объекты, а в мае 2016 года – заключать концессионное соглашение, включающее соответствующие объекты в свой предмет.

3) ООО «ОТК» и Глава Осиновского сельского поселения полагают, что у органов местного самоуправления поселения имелись полномочия на совершение действий, связанных с организацией теплоснабжения в границах поселения в силу установленной ч. 4 ст. 15 131-ФЗ возможности заключения органами местного самоуправления соглашений о передачи полномочий ОМСУ района в адрес ОМСУ сельского поселения.

Указанный довод не имеет значения для рассмотрения настоящего дела ввиду того, что в настоящем случае Закон о теплоснабжении, а так же Правила организации теплоснабжения в РФ, являющимися специальными по отношению к общим нормам регулирования организации местного самоуправления, прямо устанавливают, что по умолчанию соответствующие полномочия на территории сельского поселения принадлежат органам местного самоуправления района и могут быть переданы сельскому поселению только законом субъекта Российской Федерации.

Указанное, вопреки доводов ответчиков, не опровергается, а напротив подтверждается п. 4.2 ч. 1 ст. 18 Закона №45-ЗРТ, который прямо указывает, что органы местного самоуправления соответствующего уровня в целях организации теплоснабжения обладают полномочиями, предусмотренными ФЗ от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», который, как указывалось ранее, для сельских поселений таких полномочий не предусматривает.

Указанное, как отмечала Комиссия, неоднократно на протяжении нескольких лет подтверждалось вступившими в силу судебными актами: определением Арбитражного суда РТ от 26.12.2018 по делу №А65-26695/2015, решениями Арбитражного суда РТ от 01.11.2017 по делу №А65-22917/2017, от 08.11.2018 по делу №А65-20934/2018.

Указанное  так же подтверждается Уставом муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в сети «Интернет» по адресу http://zelenodolsk.tatarstan.ru/rus/rural_settlements/osinovo/documents/status.htm?pub_id=1478373 (действующая редакция от 01 июня 2018 года), ч. 1 ст. 7 которого исчерпывающе поименовывает полномочия органов местного самоуправления поселения, однако не содержит полномочий по организации теплоснабжения.

Учитывая изложенное, указание ответчиков на решения Совета Зеленодольского муниципального района №49 от 30.12.2015 и №502 от 05 марта 2015 года не может иметь значения для настоящего дела, так как рассматриваемые действия противоречат законодательным ограничениям, подтвержденным вступившими в силу судебными актами.

Более того, как отмечалось Комиссией ранее, решения №49 от 30.12.2015 и №502 от 05 марта 2015 года не могут быть приняты Комиссией в качестве опровержения указанных обстоятельств, помимо вышеизложенного, так же и по той причине, что их существование не подтверждено ни одним из вступивших в силу судебных актов между сторонами, органы местного самоуправления так же не предоставили объективных (независимых) доказательств их существования в момент совершения рассматриваемых по настоящему делу действий.

4) ООО «ОТК» и Глава Осиновского сельского поселения указывают, что Общество соответствовало критериям определения ЕТО на момент его признания таковым, при этом АО «ОИС» отвечало критериям организации, которая в силу абз. 5, 6 п. 13 Правил организации теплоснабжения.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, указанные факты не устанавливались органами местного самоуправления при наделении ООО «ОТК» статусом единой теплоснабжающей организации, доказательств обратного, несмотря на запросы Комиссии, в материалы дела не предоставлено.

Соответственно, сведений, опровергающих выводы Комиссии в указанной части Ответчики не предоставили.

Более того, указанные сведения прямо опровергаются данными раздела 9 «Решение по определению единой теплоснабжающей организации» Схемы теплоснабжения Осиновского сельского поселения на 2013-2030 гг., в котором указано:

- «В настоящее время предприятие ОАО «Осиновские инженерные сети» отвечает всем требованиям критериев по определению единой теплоснабжающей организации».

- «…предлагается определить единой теплоснабжающей организацией Осиновского сельского поселения предприятие ОАО «Осиновские инженерные сети».

Кроме того, как указывалось ранее, у органов местного самоуправления поселения полномочия по определению ЕТО отсутствовали вовсе.

5) ООО «ОТК» и Глава Осиновского сельского поселения полагают, что органы местного самоуправления в настоящем случае были освобождены от обязанности сбора заявок для определения ЕТО ввиду установленного п. 5 Правил организации теплоснабжения исключения – в случае размещения в установленном порядке проекта актуализированной Схемы теплоснабжения.

Вместе с тем, указанный довод не соответствует действительности ввиду как отсутствия размещения в установленном порядке Схемы теплоснабжения ввиду отсутствия соответствующих полномочий у органов местного самоуправления поселения, так и ввиду того, что в самой актуализируемой Схеме прямо отмечено соответствие АО «ОИС» критериям ЕТО, намерение на определение указанной организации в качестве ЕТО, при этом, упоминания о ООО «ОТК» отсутствуют вовсе.

Соответственно, утверждаемая Схема теплоснабжения никаким образом не являлась основанием для применения исключения, установленного п. 5 Правил организации теплоснабжения.

Иные доводы ответчиков не содержат новых обстоятельств, фактически повторяют доводы, заявляемые ранее, которым была дана надлежащая правовая оценка Комиссией в рамках рассмотрения настоящего дела.

Доказательства, свидетельствующие о принятии ответчиками всех зависящих от них мер для соблюдения правил и норм, установленных действующим законодательством, отсутствуют.

Материалами дела опровергается тот факт, что вменяемые ответчикам нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне их контроля.

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России считает вину ответчиков установленной.               

Кроме того, Комиссией установлено, что в настоящее время органами местного самоуправления Зеленодольского муниципального района продолжается совершение бездействия в части актуализации Схемы теплоснабжения Осиновского сельского поселения.

В целях прекращения совершения рассматриваемого правонарушения Комиссия считает необходимым выдать Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ, а именно:

1. Провести утверждение (актуализацию) Схемы теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  в соответствии с порядком, установленным «Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154);

2. Провести отбор единой теплоснабжающей организации Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  в соответствии с порядком, установленным         "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808    "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 41.1, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан,  Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Совет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Главу Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» нарушившими часть 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и реализации соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ.  

2. Выдать Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ, а именно:

2.1 Провести утверждение (актуализацию) Схемы теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  в соответствии с порядком, установленным «Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154);

2.2 Провести отбор единой теплоснабжающей организации Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  в соответствии с порядком, установленным                 "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808               "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны