Решение №04-04/2435 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-318/2021 от 3 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/2435 от 03.03.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ФКП «КГКПЗ» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №37 от 10.04.2020 г.), в присутствии представителей заявителя ООО «АМС Групп» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №215 от 01.03.2021г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №216 от 01.03.2021г.), рассмотрев жалобы ООО «АМС Групп» (вх. №2041/ж от 17.02.2021 г., вх. №2170 от 20.02.2021 г.) на действия заказчика ФКП «КГКПЗ» при проведении закупки №32109916946 на предмет: «Поставка хлопковой целлюлозы»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки №32109916946 размещено в Единой информационной системе 22.01.2021 года.

Способ проведения закупки:         Открытый аукцион в электронной форме.

Заказчик –                 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЕННЫЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД".

Начальная (максимальная) цена контракта —     3 110 000,00 $.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, заявка участника была неправомерно отклонена ввиду необоснованного описания объекта закупки, а именно, указания конкретного производителя закупаемой хлопковой целлюлозы.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЕННЫЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД» (далее – Положение), утвержденного Генеральным директором ФКП «КГКПЗ» 20.02.2021г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, а именно:

- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с положениями части 6.1 статьи Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1.10.1 Положения Единая комиссия отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 1.9.1 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок №32109916946-01 от 08.02.2021г. заявка заявителя (№ 210980) была признана несоответствующей требованиям документации по следующему основанию:

- участником предложена хлопковая целлюлоза производства ООО «BAXTTEKS-FARM» Республика Узбекистан, согласно п.18.1 «Техническое задание документации» требуется хлопковая целлюлоза производства ООО «Ферганский химический завод» #. # - указывается без слов или «эквивалент», т.к. хлопковая целлюлоза производства ООО «Ферганский химический завод», Республика Узбекистан, позволяет получать требуемые качественные характеристики при изготовлении готовой продукции (пироксилинов 02 и лаковых коллоксилинов), и не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с техническим заданием аукционной документации Заказчиком указан следующий предмет закупки со следующими техническими характеристиками:

Хлопковая целлюлоза производства ООО «Ферганский химический завод»#

Количество: 1555 Тн.

ГОСТ 595-79- соответствие.

Марка 35

Сорт: второй

Характеристика – по физико-химическим показателям хлопковая целлюлоза должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице:

п/п

Наименование показателя

Норма

1

Внешний вид

Рыхлая масса белого цвета, не содержащая примесей коробочек, посторонних включений в виде щепы, песка, кусочков резины, металлических включений и других примесей не целлюлозного характера

2

Сорт

Второго сорта

3

Массовая доля альфацеллюлозы,  %, не менее

 

а) по весовому методу

б) по фонометрическому методу

 

 

97,5

97,5

 

 

 

4

Смачиваемость  для производства нитроцеллюлозы, г, не менее

130

5

Массовая доля воды, %, не более

10,0

6

Массовая доля золы, %, не более

0,3

7

Массовая доля остатка, нерастворимого в серной кислоте, %, не более

0,50

8

Массовая доля волокнистой пыли, %, не более

2,0

9

Белизна, %, не менее

-

10

Масса железа, мг/кг абсолютно сухой целлюлозы, не более

-

11

Динамическая вязкость, сПа ∙ с (СП)

3,1-4,5 (31-45)

 

Расхождение значений вязкости целлюлозы между кипами в одной партии не должно превышать 0,8 сПа∙ с.

 

# - указывается без слов или «эквивалент», т.к. хлопковая целлюлоза производства ООО «Ферганский химический завод», Республика Узбекистан, позволяет получать требуемые качественные характеристики при изготовлении готовой продукции (пироксилинов 02 и лаковых коллоксилинов), и не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно представленным сведениям Заказчика, указание хлопковой целлюлозы производства «Ферганский химический завод» Республика Узбекистан было произведено на основании Акта-обоснования, принятого комиссией в составе Председателя - главного технолога, членов комиссии: начальника цеха №3, заместителя начальника цеха по производству, технолога цеха №3, ведущего инженера-технолога участка 01, ведущего инженера-технолога участка 02  и утвержденного главным инженером ФКП «КГКПЗ», отвечающих за производство, в том числе, пироксилинов 02 и лаковых коллоксилинов.

Согласно указанному акту было определено, что для производства пироксилина 01, пироксилина 02 и лаковых коллоксинолов необходимо использовать целлюлозу хлопковую марки 35 производства ТОО «Хлопкопром-Целлюлоза» и ООО «Ферганский химический завод». Во избежание срыва выполнения государственного оборонного заказа необходимо произвести закупку хлопковой целлюлозы марки 35 производства ТОО «Хлопкопром-Целлюлоза» и ООО «Ферганский химический завод» в соотношении 50:50. Данное соотношение в полной мере устраивает производство №3.

Также, согласно акту в работу была испробована, в том числе и целлюлоза производства ООО «BAXTTEKS-FARM» (Узбекистан) (представленная заявителем в составе заявки) , которая была забракована в процессе производства, по причине наличия посторонних предметов нецеллюлозного характера запрессованных в кипы и засоренности (по ГОСТ 595-79 не допускается).

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам анализа приходит к следующим выводам.

В техническом задании аукционной документации Заказчиком было отражено обоснование необходимости поставки хлопковой целлюлозы производства ООО «Ферганский химический завод». 

Документацией о закупке не устанавливалось никаких квалификационных требований к участникам закупки. В рассматриваемой закупке имело право участвовать любое лицо, которое имело возможность предложить товар, указанный в документации о закупке товаров.

Все участники закупки находятся в равных условиях относительно требования о поставке товара, соответствующего условиям документации.

Кроме того, правовая позиция Президиума Верховного Суда РФ, а именно, п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указывает следующее:

«Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера».

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, согласно разъяснениям ФАС России в письме от 31 марта 2014 г. №АЦ/11870/14 «установление заказчиком в документации о закупке требований, в том числе, конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства».

Таким образом, требования, установленные заказчиком в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Учитывая, что Заказчик устанавливает требования к характеристикам закупаемого товара с учетом своих потребностей, заявка заявителя не соответствовала требованиям документации, Комиссия не находит оснований для признания довода заявителя обоснованным.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобы ООО «АМС Групп» (вх. №2041/ж от 17.02.2021г., вх.№2170 от 20.02.2021г.) на действия заказчика ФКП «КГКПЗ» при проведении закупки №32109916946 на предмет: «Поставка хлопковой целлюлозы» необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны